Использование аудио и видео материала на уроках английского языка
Бесспорно, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее важных проблем среди теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков.
Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза. Но его мнению, мы можем назвать “коммуникативной компетенцией то, что нужно знать говорящему для осуществления общения в культурозначимых обстоятельствах“.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма сложное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы, среди которых можно выделить использование аудио и видео материалов на уроках английского языка.
Важно дать обучающимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, аудио и CD носители, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”
Более того, использование аудио и видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы обучающиеся получали удовлетворение от фильма или аудио материала именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.
Еще одним достоинством аудио и видео материалов является сила впечатления и эмоционального воздействия на обучающихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному и услышанному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом использовании аудио и видео, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.
Следует отметить, что применение на уроке аудио и видеоматериалов - это не только использование еще одного источника информации.
Использование аудио и видеоматериалов способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра и прослушивания в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный обучающийся становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма или рассказа, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных аудио и видеоматериалов на обучающихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции обучающихся.