Стратегия работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка.


Савина Дарья Романовна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31
имени Героя Советского Союза А.М.Ломакина» г. Курск
Стратегия работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка.
Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вошла в XXI век – век бума новых технологий. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
«Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком. Формирование коммуникативной компетенции является ведущей целью обучения иностранному языку».
Однако научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса достаточно сложно. Проблема в изучении иностранного языка заключается в том, что мы думаем на русском и только потом переводим слова на иностранный язык, затем сопоставляем с правилами грамматики и лишь, потом говорим предложение. Важно научить мыслить и говорить на английском сразу. Одним из главных аспектов в изучении иностранного языка является именно практика общения.
Цель обучения говорению – развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в различных социально обусловленных ситуациях.
Учащийся должен быть способен:
общаться, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках различных сфер, тематик и ситуаций;
связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.Обучение говорению включает развитие умения монологической и диалогической речи.
Монологическая речь – речь одного лица, обращенная к слушателям или самому себе.
Структура монологического высказывания:
Уровень предложения (фразы), где мысль только называется, но не раскрывается;
Уровень сверхфразового единства, где происходит раскрытие мысли;
Уровень развернутого текста, на котором монологическое высказывание может включать различные сочетания коммуникативных типов речи.
«Среди признаков монологической речи выделяются непрерывность, последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания».
Монологическая речь подразделяется на подготовленную и неподготовленную.
Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:
составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему и т.д.);
определение и краткое обоснование темы прослушанного \ прочитанного рассказа;
выделение в сообщении смысловых частей, их озаглавливание;
пересказ.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
придумывание заголовка и его обоснование;
составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное \ увиденное;
обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
характеристика действующих лиц (места действия и т.д.);
оценка прослушанного \ прочитанного.
Говоря о диалогической речи, я хочу отметить, что ее структурной единицей является диалогическое единство, образуемое парой реплик, одна из которых – реплика-стимул, другая – реплика-реакция.
«Учащийся должен овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия».
Умения, развиваемые в диалогической речи:
задавать вопросы разных типов;
логично, понятно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;
использовать различные реплики реагирования;
употреблять различные вводные конструкции и клише;
пользоваться различными способами реализации речевых функций, выражение согласия, несогласия, сомнения, и т.д.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
ответы на вопросы;
диалогизация прослушанного \ прочитанного монологического текста;
составление диалога на изученную тему и заданную ситуацию;
драматизация монологического текста; дополнение или видоизменение диалога;
положительный или отрицательный ответ на вопрос и его пояснение.
« Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
проведение ролевых игр или викторин;
проведение дискуссий и бесед за круглым столом и т.д.»
В школе № 31 ведется работа по учебнику Spotlight . В нем большое внимание уделено развитию говорения. Дается огромное количество упражнений, аудио материалов, а учебниках начального звена много песен.
По этому учебнику мы начинаем работу со 2 класса. В первом полугодии большое внимание уделяется наработке лексического материала и говорению. Так, с самых первых занятий дети учатся здороваться.

Даже это минимальное количество речевых единиц, которые они усваивают на первых уроках, уже позволяет им почувствовать коммуникативную функцию языка, что сразу же положительно сказывается на мотивации учения. При изучении числительных дети отрабатывают диалогическую речь задавая вопросы «сколько тебе лет?» и отвечая. Тут работа ведется как с учителем, так и в парах.

Далее подключается грамматика. Конструкция с глаголом «can» - могу. Параллельно с этим идет наработка лексики по теме «Животные». Ученики отрабатывают говорение, рассказывая как о себе, так и о животных (птица умеет летать, рыба умет плавать).

Особенно в начальных классах большую роль отдается игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развиваются речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал. В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль и становится партнером и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в разговоре на английском языке.
Теперь перейдем к среднему звену. Ниже приведены примеры из учебника для 8 класса. Здесь, конечно, идет расчет на то, что учащиеся обладают достаточно высоким уровнем владения английского языка, большим словарным запасом, хорошей грамматической базой. Перед каждым модулем учебника дается вводная страница. Как вы видите, первое же задание предполагает развитие говорения.

Это элементарные вопросы, отвечая на которые дети рассказывают, что изменилось в их жизни дома и в школе, как они провели летние каникулы, каким хобби они занимаются.
Рассматриваемые тексты играют большую роль в расширении пассивного и потенциального словарного запаса обучаемых, они выступают в качестве важного средства формирования навыков не только чтения, но в последующем и говорения. Отдельно хочется отметить, что подавляющее большинство текстов в учебниках серии «Spotlihgt» написаны на очень интересные и дискуссионные темы. Неудивительно, что задания, которые даются после текста выполняются детьми с большим энтузиазмом.
В каждом модуле даются уроки под названием «Listening and Speaking», которые, как понятно из названия, целиком посвящены слушанию и говорению.

В упражнении номер один учащимся предлагается ответить на вопросы, описывающие иллюстрацию, о возможной теме разговора молодых людей, описать их эмоции. Затем – упражнение 2, в котором учащиеся читают вопросы и говорят, в какой ситуации мы можем их задать. Затем, в следующем упражнении, предлагается прочитать диалог, вставив в пропущенные места вопросы из задания 2. Как мы видим, весь этот урок направлен на развитии как монологической, так и диалогической речи.
Лучшие результаты достигаются, когда ученик не монотонно и без желания отвечает на вопросы учителя, а когда он сам хочет высказаться. Это ситуативное говорение. Самые яркие дискуссии в этом году вызвала тема «Может ли это быть искусством или нет?».

Как вы видите, здесь даны 3 небольших текста о микроскульптурах, живописи шимпанзе и уличном искусстве. Каждый ученик высказался в рамках данной темы, для каждого из этих видов искусства нашлись сторонники и противники.
Коммуникативная направленность определяет все составляющие учебно - воспитательного процесса по английскому языку. Обычно начинают обучать говорению с основ, то есть со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. Для того чтобы речь была речью по сути а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении. Поэтому задача учителя – создать у ребенка мотивацию, готовность и желание учить иностранный язык и говорить на нем.

Литература
Быкова Н.И., Эванс В., Поспелова М.Д., Дули Дж. Английский в фокусе. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 178 с.
Ваулина Ю.Е., Подоляко О. Е., Дули Д., Эванс В. Английский в фокусе. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. - 168 с.
Ваулина Ю.Е., Подоляко О. Е., Дули Д., Эванс В. Английский в фокусе. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. - 186 с.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Минск: «Высшая школа», 1999. – 213с.
Скалкин В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 126 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: уч. пособие для студентов педагогических колледжей. – М.: «Феникс», 2004. – 416с.