Разработка урока русского языка с использованием технологии РКМЧП
РАЗРАБОТКА УРОКА, ПОСТРОЕННОГО ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
«Фразеологизмы» (6 КЛАСС)
Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, положительный настрой на работу.
Определение темы урока.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое правда? А ложь?
Слышали ли вы выражение «У каждого своя правда». Как вы его понимаете?
Для того чтобы понять, о чем мы будем говорить с вами сегодня, предлагаю познакомиться с притчей Феликса Кривина, которая называется «Полуправда»
Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил и — пошёл. Но легко сказать — пошёл! С Правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжёлая. Поехать на ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесёшь? Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за неё заплачено.
Добрался домой еле жив.
— Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.
Объяснил ей Дурак всё, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться. Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как её приспособить в хозяйстве. Крутили и так и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и то негде. Что ты будешь делать — некуда Правду деть!
— Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай: сколько дадут, столько и ладно. Всё равно толку от неё никакого.
Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:
— Правда! Правда! Кому Правду — налетай!
Но никто на него не налетает.
— Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дёшево отдам!
— Да нет, — отвечает народ. — Нам твоя Правда ни к чему. У нас своя Правда, не купленная.
Но вот к Дураку один Торгаш подошёл. Покрутился возле Правды, спрашивает:
— Что, парень, Правду продаёшь? А много ли просишь?
— Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.
— За спасибо? — стал прикидывать Торгаш. — Нет, это для меня дороговато.
Но тут подоспел ещё один Торгаш и тоже стал прицениваться. Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.
Разрезали Правду на две части. Получились две полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье. Идут торгаши по базару, и все им завидуют. А потом и другие торгаши, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.
Режут торгаши правду, полуправдой запасаются. Теперь им куда легче разговаривать между собой. Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер». Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазёром. И даже нашего Дурака теперь никто дураком не назовёт. О дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».
Вот как режут Правду!
Прежде чем мы обсудим этот аллегорический текст, прочитаем еще одно предложение из текста Ф Абрамова: «Евдокия всегда резала правду-матку, всех на чистую воду выводила, но и себя никогда не щадила».
Чем похожи эти тексты? Какое выражение используется в обоих текстах? Резать правду-матку. Как называются такие выражения? (резать правду-матку, бить баклуши, работать засучив рукава). Правильно, это – фразеологизмы.
Запишем тему урока «Фразеологизмы» Наша цель – дать определение понятию фразеологизм, научиться находить их в тексте и использовать в собственной речи.
Запишем определение этого понятия.
Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и может быть заменено одним словом. Фразеологизм неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов.
Подчеркните в определении важные характеристики фразеологизма.
Почему фразеологизм устойчивое сочетание слов? (одержать победу, а можно ли одержать что-то еще?)
Фразеологизм можно заменить одним словом. Попробуем!
Бить баклуши – бездельничать
Задать головомойку – отругать
Значение фразеологизма не складывается из самостоятельных значений слов. Вернемся к прочитанным текстам. В каком тексте резать правду-матку фразеологизм, а в каком нет? Где автор поиграл со смыслом слов?
Первичное закрепление материала.
У фразеологизмов, как у обычных слов, есть синонимы и антонимы. Соедините стрелочками синонимичные фразеологизмы.
хоть пруд пруди
кто во что горазд
ни рыба ни мясо
рукой подать
доводить до белого каления
как снег на голову
с пустыми руками
ни кровинки в лице
кто в лес, кто по дрова
как мел
как гром среди ясного неба
куры не клюют
ни то ни сё
в двух шагах
несолоно хлебавши
приводить в бешенство
Вторичное закрепление материала.
Украсим текст. Попытайтесь заменить выделенные слова в тексте фразеологизмами представленными ниже
Когда я учился в университете, я познакомился с замечательным человеком, с которым впоследствии мы были неразлучны (не разлей вода). О моем друге, любителе экстремальных видов спорта, все говорили, что он невероятно удачлив (в сорочке родился), и тому была причина. Сам он от этого на седьмом небе от счастья был. Даже когда он перевернулся на трассе в момент автогонок, умения, нарыки (золотые руки) спасли его. Любое дело давалось ему с легкостью, так как многому он научился от отца. Шура, так я его обычно называл, никогда не работал с ленцой (спустя рукава) и отдавался любому начинанию полностью: он не витал в облаках (строил воздушные замки), не бездельничал (не считал ворон), не занимался бесполезными делами (не носил воду решетом), а усердно трудился.
Как, по-вашему, изменился текст? Стал ли он более ярким, насыщенным, эмоциональным? О какой функции фразеологизмов мы можем с вами говорить?(украшение речи, эстетическая функция)
Домашнее задание.
Поработав со словарем фразеологизмов, выпишите значения следующих выражений:
Авгиевы конюшни
Ахиллесова пята
Альма-матер
Рог изобилия
Ставить точку над яВыносить сор из избы
Заткнуть за пояс
Подведение итогов урока.
Итак, повторим еще раз: что такое фразеологизмы? Зачем они нужны? Какие функции они выполняют в нашей речи?
Спасибо за работу. Мы все молодцы. Поработали на славу. Как говорится, и комар носа не подточит!