Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане


Тема: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Цели.
1. Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования.
2. Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
3. Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина.
Развивающие.
Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать.
Воспитательные.
Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина;
презентация: "Мой А.С.Пушкин",
рисунки детей к сказкам Пушкина,
выставка книг А.С. Пушкина.

Ход урока.
Орг.момент.
Все в нем Россия обрела -Свой древний гений человечий,Живую прелесть русской речи,Что с детских лет нам так мила, -Все в нем Россия обрела.Мороз и солнце:Строчка - ода.Как ярко белый свет горит!Доныне русская природаЕго стихами говорит.(Н.Доризо)
- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это - учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.
2. Сообщение темы урока.
На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались исследованием и поиском доказательств того, что действительно ли сказки: А.С.Пушкина близки к народным. И сегодня у нас урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось.
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной (запись на доске).
“Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина
- Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок!
- А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое его слово полно смысла и поэтичности.
- Сегодня ребята приготовили небольшое сообщение о жизни поэта, давайте их послушаем.
3. Сообщение о биографии поэта.
Трудно найти в нашей стране человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Александровна Ганнибал и няня - отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна.
Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал. Первые слова комедии он написал в восемь лет, в девять лет - басни, пьесы и даже сказочную поэму.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет.
Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый подросток с толстыми губами.
В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу". А уже восемнадцати летний поэт пишет много политических и вольнолюбивых стихов.
По окончании Лицея, Пушкин приезжает в Питербург, куда был определен на службу. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Там он пишет "Руслан и Людмила", а также свободолюбивые, высмеивающие власть стихи. За это его выслали на юг России, позднее будет Одесса, имение Михайловское. Именно в селе Михайловское он вплотную столкнется с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. Но и там не покидала его няня, она, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их записывал, запоминал. Александр Сергеевич Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это "Сказка о Медведихе", которая так и не была закончена. А "Сказка о царе Салтане" создана в споре.
Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка.
Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин, защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года Пушкина не стало.
Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках.
По словам Твардовского Пушкин - это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить. (4 учащихся делают заранее подготовленное сообщение).
- Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили. (Учитель оценивает учащихся)
- Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь русским народным сказкам? (Её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал)
4. Словарная работа.
- Пушкин первый из поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно, звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью, русского языка и не переставал изучать его всю жизнь.
- А мы тоже с вами занимались изучением, но уже “пушкинского языка” в сказке о царе Салтане. Автор использует много слов, понятных народу того времени. Сейчас мы называем их устаревшими.
- А как эти слова называются в русском языке ? (Архаизмы, учитель прикрепляет к доске карточку с названием)
- Ребята из следующей группы подготовили словарь устаревших слов. (Дети показывают картинки архаизмов и объясняют их значение) 
Кроссворд:
По горизонтали:
Лёгкая волна.
Возвратиться туда, откуда пришёл.
Большие старинные кареты.
Женщина с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой.
Официальный письменный документ, устанавливающий или удостоверяющий что-либо. Послание, письмо, записка…
Ходить попарно.
Запрещённый товар.
Очень торопясь. Наспех, наскоро, поспешно…
Весёлое животное, склонное к забавным выдумкам, затеям.
Верх, купол церковного здания. 
Из сего места, области или города.
Укоряет кого-нибудь.
Горевать, тосковать, скорбеть, печалиться. 
С большим трудом, едва.
Первобытное оружие в виде гибкой дуги, которая стянута тетивою, для метания стрел. 
Чистая, светлая, парадная комната в доме.
Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для каких-нибудь специальных целей.
Буйный.
Драгоценный камень.
Отправить в скрытое, потаённое место.
Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия.
Клюв.
Отточил, сделал острым.
По вертикали:
3. Задняя часть судна. 
6. Кольчуга (рубашка воина из железных или стальных колец).
8. Воины.
9. Место выезда и въезда в город.
12. Трон царя. 
Приказ, распоряжение.
Сторожить.
Величественная, важная, внушающая уважение.
Сталь, стальное оружие, меч.
Город.
Слушает кого-что-нибудь, устремляет внимание на кого-что-нибудь. 
Громко, пронзительно закричал.
Успокаивает, усмиряет.
Старая русская мера длины, равная 71 см.
 Лицо, спешно посланное с каким-нибудь сообщением в далекое место.
Говорит.
Получил имя, назвался.
Родственница или родительница кого-нибудь из супругов по отношению к другому такому родственнику.
Почтенные, уважаемые, почетные. 
Произнести, сказать, выговорить.
Ухаживают, окружают заботой.
Молодая замужняя женщина.
Отдельный дом в виде башни.
Золото.
Скрытно, украдкой, втихомолку. 
Область, которою управлял князь на правах владетеля.
Чиновник в Древней Руси.
В деревенских избах и в старину в городских домах - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
(Разгадываем кроссворд)
- “Сказка скоро сказывается, да не скоро дело делается!”.
- Что это за выражение? (Присказка)
- У Пушкина тоже были свои присказки. Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.
5. Физминутка.
“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).6. Чтение отрывков из произведения.
- Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе Салтане…” и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (Учитель показывает указкой на стенд с рисунками)
- Давайте их оживим!
- Для этого, вспомним, как надо читать стихи!
На доске появляются слова:
- интонация,
- дикция,
- логическое ударение.
Учитель показывает на один из рисунков.
- Чей это рисунок? (И так 5 рисунков)
5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам.
- Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”?
7. Инсценировка.
- “Сказка лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок”.
- Такие строчки встречаются практически в каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что обязательно есть в любой сказке? (Мысль)
- Что обязательно происходит в каждой сказке? (Добро побеждает зло)
- Чему учит нас сказка Пушкина? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым)
- В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес.
(Ученики демонстрируют подготовленный отрывок из сказки).
- Спасибо, ребята, молодцы, вы отлично справились со своим заданием. Все аплодируют.
8. Риский-Корсаков и его опера «Сказка о царе Салтане»
-Сегодняна уроке я хочу обратиться к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.
-Сейчас я предоставлю вашему вниманию музыкальные фрагменты из оперы, а вы должны будете распознать о каком персонаже идет музыкальная речь.
Белка.
Музыкальная характеристика Белки, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты, придающий песенке Белки характер насвистывания.
Богатыри.
Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.
Царевна Лебедь.
Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.
9. Характеристика героев. (Дети собираются в группы)
Задача : дать характеристику героев сказки по плану.
Читаем на доске.
1ученик- пишет о царе Салтане,
1 ряд- оГвидоне,
2 ряд- о Царевне-Лебеди,
3 ряд- о Поварихе.
Проверка каждой группы и индивидуальной работы.
-Какие же есть герой в сказке?
10. Замысел сказки А.С. Пушкина
-Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?
- Как могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?
-Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки?(прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать)
11 Анализ сказочных примет.
-Давайте посмотрим, чем же отличается сказка А.С. Пушкина от фольклорных сказок?
1. Зачин у Пушкина отсутствует(читают)
2. Троекратное повторение событий- есть, три раза проезжал мимо острова Буяна, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров.
3 . Волшебные события, герои, предметы.( рос не по дням , а по часам; лебедь, чародей; белка, тридцать три богатыря)
4 Сказочный язык .Эпитеты . Пушкин использует в сказке фольклорные эпитеты и использует свои.
5. Зло в сказках наказывается, а у А.С. Пушкина прощено
6. Сказочная концовка- есть. (прочитать)
12. Подведение итогов проекта.
- Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока.
- Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?
- Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?
- Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?
- Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?
13. Рефлексия.
- Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом уроке.
- Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?