Групповые формы работы на уроках английского языка
Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных и личностных метапредметных результатов
Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии, применяемые в групповых формах обучения. являются мощным средством, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика и сформировать коммуникативные действия. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям и используя метапредметные связи. Главная цель современного образования
· формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. С этой точки зрения ключевыми направлениями совершенствования методики обучения английскому языку являются:
формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе обучения английскому языку;
практическая направленность обучения как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе;
деятельностный подход в обучении, современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования;
информационно-коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебной программы по английскому языку.
Реализация этих направлений может осуществляться через организацию групповой работы, например, исследовательской и проектной деятельности учащихся. Исследовательский и проектный методы обучения относятся к активным методам обучения и обеспечивают глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышают личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению и реализуются через групповую форму работы. Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть организована как на уроках английского языка , так и и во внеурочной деятельности. Задачи проектного характера существенно отличаются от традиционных заданий. В формулировках проектных заданий нет явного ответа, его необходимо самим найти и обосновать. Группа, получающая задание, поставлена в такие условия, при которых запускным механизмом активности учащихся будет внутренняя мотивация, и результатом станет чувство удовлетворения проделанной работой. Такого рода условия возможно создать при использовании групповых методов обучения, инициирующих умственную, коммуникативную, познавательную, поисково-исследовательскую и иные виды активности. Одним из таких методов является метод проектов. Данный метод рассматривается в ключе взаимодействия двух сторон, вовлеченных в процесс обучения, а именно как педагогическая технология, предполагающая продуктивное взаимодействие учителя и учащихся, при котором деятельность учителя заключается в инициировании интеллектуальной, познавательной, волевой, эмоциональной, творческой активности школьников, за счет использования проблемных, поисковых, исследовательских, творческих и иных заданий, с применением обучения в сотрудничестве, для формирования различных компетенций.
Деятельность учащихся состоит в групповом сотрудничестве для освоении знаний и практическом их применении, в ходе детальной разработки определенной учебной проблемы и с последующим оформлением полученных результатов в виде некоторого продукта.
Продуктом групповой работы может быть полилог, проект, презентация, исследовательская работа. Кроме того, результат групповой работы может считаться положительным только в том случае, если учащиеся применяют знания, полученные на других уроках, что является метапредметным результатом деятельности.
Групповая форма работы формирует такие личностные универсальные действия как готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания, формирование мотивации изучения английского языка, развивает целеустремленность.
Метапредметные результаты очевидны: умение сравнивать и анализировать, устанавливать логико-смысловые связи в тексте для чтения; применять информацию, полученную на уроках географии, истории, литературы.
Коммуникативные универсальные учебные действия - это умение работать в парах, составлять монологические высказывания с опорой, извлекать и сокращать полезную информацию.
Групповые формы работы развивают одно из главных регулятивных действий - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, так как в группе есть возможность равняться на сильного ученика, который, как правило, берёт на себя роль лидера.
Используемая литература
Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002
Свириденко С.С. Современные информационные технологии
Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире М., Наука, 2003
Иванова Е.В. Формирование информационной компетентности – важнейшая задача профессиональной подготовки учителя / Конгресс конференций «Информационные технологии и образование»
Сегодня компьютер в школе позволяет создавать учебные материалы нового поколения, использующие возможности видео, графики, звука, анимации. Проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и