Семинар «Критерии оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся»
Семинар «Критерии оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся»
Цель семинара:
Разработка критериев оценивания для организационного и методического обеспечения сбора, обработки и хранения информации о сформированности ключевых компетенций учащихся школы
Задачи:
с помощью деятельностных заданий и теоретического материала напомнить педагогам об основных понятиях, используемых при разработке критериев оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся школы.;на основе компетенций, заданных в деятельностной форме и примерной матрице оценивания сформированности информационной и коммуникативной компетенций учащихся , разработать матрицу оценивания сформированности социокультурной и учебно –познавательной компетенций учащихся школы;
Ход семинара
1.Игра с мячом «Подари желание»
2.Торетическая часть
Педагогам в форме деятельностных заданий предлагаются основные понятия.
А)Составить из слов понятие.
Компетентности –приобретенные опыта проживание через рефлексию качества, ситуаций,
Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Б)Вставить слова по подходящие по смыслу.
Под компетенцией нами понимается круг …., в которых личность обладает …и опытом, что позволяет ей быть …. в собственной жизнедеятельности.
Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Значит, если компетенция – это норма, то компетентность – степень овладения нормой. И если компетенция – это отчужденное от ученика понятие, то компетентность – его личностное качество.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной. Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
В)По составляющим частям определить компетенцию.
Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и его предназначение, Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
Общекультурные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Учебно-познавательные компетенции. самооценки.
Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Информационные компетенции.
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
Коммуникативные компетенции.
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьиСоциально-трудовые компетенции.
Компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.Компетенции личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
«Матрица для оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся»
Уровень сформированности компетентности критерии Показатели
(ожидаемые действия ученика)
Информационная компетентность
Минимальный
Планирование информационного поиска - делит информацию на известную и неизвестную
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи из представленного списка обладает, а какой нет
- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи
- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам
Достаточный
Извлечение первичнойинформации - проводит наблюдение/ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей
- получает информацию от человека, задавая вопросы
- извлекает информацию из источников, содержащих художественные образы
Извлечение вторичной информации - извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям
Оптимальный
Первичная обработка информации - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой (по 1 признаку) заданной структуры
- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот
Обработка информации - точно излагает полученную информацию
- указывает на недостаточность информации или свое непонимание информации
- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации
Высокий
Использование логических операций при обработке информации
- воспроизводит объяснение, оценку, аргументацию
- детализирует или обобщает предложенную информацию в соответствии с заданием
- классифицирует по заданным основаниям
- выделяет признаки понятия, объекта, явления, делит их на главные и второстепенные
- находит соответствия и несоответствия
Коммуникативная компетентность
Минимальный
Письменнаякоммуникация - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры
- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом
Достаточный
Публичноевыступление - готовит план выступления
- соблюдает нормы публичной речи и регламент
- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления
- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание
Оптимальный
Диалог - воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа),
- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами,
отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога
Высокий
Продуктивная групповая коммуникация - ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения
- ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы
- ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы
3.Практическая часть (работа в 4 –х группах)
На основе компетенций, заданных в деятельностной форме и примерной матрице оценивания сформированности информационной и коммуникативной компетенций учащихся , разработать матрицу оценивания сформированности социокультурной и учебно –познавательной компетенций учащихся школы.
4.Заключение.
Педагогам школы рекомендуется апробировать в своей работе данные критерии оценивания с целью организационного и методического обеспечения сбора, обработки и хранения информации о сформированности ключевых компетенций учащихся школы.
5.Психологический тест «Скажи, что ты рисуешь…»