Конспект урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…


Конспект урока
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Дата проведения: 10.11. 2016 год
Урок разработала: Солнышкина С.С.
Цель урока: анализ художественного произведения.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.
2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения.
Ход урока:
1. Организация класса
- Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.
2.Мотивация учебной деятельности.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...)- Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...)

3. Постановка учебной задачи и темы урока.
- Ребята, из какой сказки эти иллюстрации?
- Кто написал эту сказку?
- Кто знает полное название сказки?
- Давайте прочитаем чистоговорку и узнаем цели и задачи урока.
4.Артикуляционная гимнастика
Ок-ок-ок – начинаем наш урок
Ать-ать-ать – будем сказку Пушкина читать
Ять-ять-ять – план картинный применять
Ость-ость-ость - развивать выразительность
Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых героев
Ра-ра-ра – получить урок добра.
5. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.
Вопросы викторины:
- Где и когда родился А.С. Пушкин?
- Как звали мать поэта? Отца?
- На каком языке говорили в семье Пушкина?
- Кто занимался воспитанием маленького Александра?
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
- Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9)
6. Актуализация знаний.
-Что заставило Гвидона превратиться в комара?
-О каком чуде рассказывала повариха Салтану?
- Почему она выдумала эту историю?
-Как наказал свою тетку Гвидон?
-Почему князь Гвидон завел чудо белочку?
- В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
7. Работы над сказкой.
- Предположите, что произойдет далее? Давайте более подробно разберём сказку. Продолжаем читать по одной строчке и по цепочке.
-Кто такие витязи? Найдите ответ в словаре.
-Кем оказались витязи царевне-лебеди?
-Легко ли было царевне-лебеди завести это чудо князю Гвидону?
Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике стр.113. Кто художник? И.Билибин. Слайд с картиной. Опишите картину, кто и как изображен на картине.
Читаем далее.
-Найдите в словаре слово четами, дозором обходить. Что это значит?
-Что лебедь наказала богатырям?
Читаем далее.
-Найдите в словаре значение слова булат. Читаем далее до слов «Вышли вон…»
Кого встречал князь? Торговцев, корабельщиков.
8.Физминутка.
9. Продолжение работы над сказкой.
-Как вы думаете, после того как князь отпустил гостей, к кому он обращается вновь?
-Посмотрите видео и узнаете, что же дальше произошло. 37.50 до 40.05
-В кого Гвидон в третий раз превратился?
-Куда он полетел?
-Кого вновь царь Салтан встречал? – корабельщиков.
- О каком чуде они на этот раз рассказывают царю?-о богатырях.
-Как корабельщики описывают богатырей, найдите ответ в тексте и зачитайте стр.117 первые строки.
- Как царь Салтан на это отреагировал? Повариха и ткачиха?
Докажем ваши слова из текста. Продолжи чтение.
-О каком третьем чуде говорили повариха и ткачиха?
-Как они царевну описывали, докажите словами из текста стр.117 внизу.
-А что же делает в этот момент шмель Гвидон?
- Что кричала бабка повариха? Найдите слова из текста стр.118.
-Опишите Бабариху используя словарь.
10.Прослушивание «Три чуда»
Сколько всего чудес А.С.Пушкин описывает? Три. Какие? Белка, 33 богатыря, царевна.
Я предлагаю послушать произведение «Три чуда». Написал русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков.
Определить последовательность мелодий к одному из чудес.
11. Составление плана.
- Итак, давайте вернемся к началу нашего чтения стр.112. О чем говорится в первой части? О 33 богатырей. Какое по счёту это чудо? второе. Стр.114 Во второй части что произошло с Гвидоном? Превратился в шмеля. Стр.117-118 в третьей части о каком чуде говорится? Царевна. Посмотрите на знак, какая форма работы вас ждет? Сейчас каждая пара попробует составить план прочитанной части. План состоит из трех частей.
1)Второе чудо.
2)Превращение в шмеля.
3)Третье чудо.
12. Обобщение.
- Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд 19)
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
(А.С. Пушкин)
- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .13. Рефлексия
Дополните фразы своими словами.
14. Домашнее задание.
Дочитать сказку до конца.