Статья Самооценка учащихся на уроках химии


Самооценка учащихся на уроке.
Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми. Контроль приобретает функцию обучения школьников приёмам планирования собственной деятельности, формирования у них потребности и привычки самоконтроля.
Важной задачей современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. Самооценка зависит от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Процесс обучения должен быть связан с внутренней мотивацией и связан с саморегуляцией процесса развития.
Самооценка позволяет учащимся исключить себя из «неуспевающих», исключить конфликты между учителем и учеником в оценивании ответов, помогает развивать его познавательную деятельность, решить проблемы прогулов и нарушений дисциплины, повысить мотивацию к обучению. Самооценка - это оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создаёт умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие у них аналитического, критического подхода к явлениям. Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически точно организует учитель.Процедура самооценки включает в себя:- разработку учителем для каждого конкретного случая чётких эталонов оценивания;- создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; - обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;- составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учётом полученных результатов. Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. Лишь имея сложившиеся представления о себе личность ученика способна регулировать и контролировать свою деятельность. Развитая самооценка, в свою очередь, способствует развитию мотивации успеха, подталкивает ученика к рефлексии, анализу собственных действий, и требует от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага в собственной деятельности.