«Развитие мелкой моторики и графических навыков у младших школьников на уроках письма и русского языка».
«Развитие мелкой моторики и графических навыков у младших школьников на уроках письма и русского языка».
В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. Если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Приведу примеры работы на уроках письма и русского языка по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей.
1. Оптимальным, по моему мнению, является использование в указанных целях физкультминуток с упражнениями для тренировки пальцев. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на уроках играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
2. Применение на уроках письма методики обучения, разработанной В.А. Илюхиной, позволяет успешно формировать у первоклассников не только каллиграфический навык, но и графическую зоркость, пространственное восприятие, умения анализировать, классифицировать, логически мыслить. Суть подхода к формированию графического навыка по этой методике заключается в повышении осознанности выполнения действий. Учащиеся тщательно анализируют строение букв и их соединений, проговаривают то, что пишут, проводят сравнение приемов написания новых букв, находят в них одинаковые элементы. При этом важным оказывается требование точности выполнения этих действий и выражения их в речи. Обучение каллиграфии по этому методу сводится к созданию условий для овладения учащимися написанием нескольких опорных элементов, прежде всего прямой наклонной линии. Важным является умение мысленно делить линию на две-три равные части, производить своего рода математический расчет, так как при написании некоторых букв и соединении абсолютно всех букв необходимо уметь находить эти части. В сущности, любое
слово можно вписать в «частокол» прямых наклонных линий, соединяя их на разной высоте линиями прямыми или с закруглениями, а также частями овала. В рассматриваемой методике есть еще несколько интересных элементов, таких, как «поворот на месте» (закругление), «крючок до середины» или, как называют его дети, «туфелька балерины», которая не должна быть слишком узкой, чтобы «балерина не упала», и слишком широкой, чтобы «было красиво». Есть также и особый «секрет». Он состоит в том, что при написании последнего элемента некоторых букв «палочки с закруглением внизу» мы ведем ручку по уже написанной линии, повторяем ее, «прячем секретик». Написание каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов.
Первые уроки очень важный период. Именно в это время закладываются основы письма. По методике В.А. Илюхиной дети приучаются писать по команде в такт. Такт для «пишущей руки» важен так же, как для «танцующей ноги». Строгая размеренность в этом тайна красивого и быстрого письма. Тактовый метод письма позволяет развивать мелкие мышцы пальцев руки, а также все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Кроме того, развиваются внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость. Все упражнения в письме выполняются без отрыва руки от тетради. На этом этапе не следует спешить: чем основательнее будет проделана работа по прописям, тем вернее и быстрее пойдет дело потом. Ученикам нетрудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как точный расчет в написании буквы помогает им сохранить навык и при работе без верхней опорной линии. Такое обучение письму помогает получить не только качество работы, но и грамотность письма. Методика, разработанная В.А. Илюхиной, способствует развитию четкости выполнения учащимися инструкций учителя, их произвольного внимания, позволяет улучшить уже сложившийся почерк.
15