Взаимодействие педагога и родителей. Помощь детям с дефицитом произвольной регуляции деятельности и произвольного внимания
Взаимодействие педагога и родителей
Для того чтобы пребывание ребенка в школе было комфортным, чтобы он полноценно развивался, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями, совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка.
Один из важных механизмов социализации ребенка, это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается, то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить.
Помощь детям с дефицитом произвольной регуляции деятельности и произвольного внимания
Родительское сопровождение
Ребенок с дефицитом произвольной регуляции деятельности нуждается во внешней организации деятельности. Трудно ожидать от него, что он сам сможет спланировать и организовать свои действия в домашних условиях, где вся обстановка способствует отдыху и отвлечению. Именно поэтому очень важно, чтобы родители умели обеспечивать ребенку внешнюю организацию,
На каждом родительском собрании должна быть «фишка», которой родители должны научиться и использовать в воспитании детей.
Рекомендации, упражнения и игры
«Мемори» («парочки», «pexeso») Это готовая игра. В нее входят 64 парные картинки. Они перемешиваются и раскладываются на столе рубашками вверх в форме квадрата 8х8. Первый участник переворачивает 2 любые карточки. Если они одинаковые («парочка»), то он забирает их себе и ходит еще раз. Если нет, то он показывает их всем участникам и кладет на место рубашкой вверх. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набрал больше «парочек».
«Повторение движений» Один из участников игры делает простое движение (например, один раз хлопает в ладоши). Другой должен повторить это движение и добавить свое (например, топнуть ногой). Следующий повторить предыдущие и добавить новое и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Если ошибки возникают уже на 3-4 движениях, предложите ребенку не только повторять их, но и называть вслух (как бы дополнительно командуя себе).
«Чайничек с крышечкой». Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:
Пар идет с дырочки, дырочка – в шишечке, шишечка – на крышечке, крышечка – на чайничке ,сопровождая её жестами.
Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней).
Крышечка – на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком),
Шишечка – на крышечке (вертикальные движения кулаками),
Дырочка – в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),
Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки).
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются.
Гу-гу-гу!
Крышечка – на чайничке.
И т.д.
«Кто летает?» Дети, сидя на полу, образуют полукруг, ведущий называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает – руки опущены. Когда ведущий сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
« Чужие колени». Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.
«Сантики-фантики-лимпопо». Доброволец выходит за дверь. Его задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».
Примечание. Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.
«Расширение предложения» Взрослый начинает игру первым. Он называет любое словосочетание, например, «дом стоит». Ребенок должен добавить к этому словосочетанию еще 1-2 слова, не меняя словосочетание по форме, чтобы получилось более длинное словосочетание или предложение, например «дом стоит на горе». Взрослый расширяет получившееся предложение, добавляя свое слово («дом стоит на высокой горе») и так далее. Если ребенку трудно удержать в памяти получившееся предложение и он начинает путаться, можно прибавить к словам зарисовку.
«Описание предмета» Перед ребенком находится любой знакомый ему предмет (тарелка, ножницы, книжка и др.). Ребенка просят описать этот предмет, перечислить его основные свойства: его размер, его вес, его назначение, из чего он сделан, какие у него есть детали (части), какой он формы и т.д. Если ребенок затрудняется дать самостоятельное описание предмета, можно подать ему пример, перечислив одно- два свойства, или задавать ему наводящие вопросы: Какого предмет цвета? Он большой или маленький?
Подбор предметов по определенному признаку Находясь с ребенком в любой комнате, в магазине и т.д., взрослый может предложить ему найти все красные (круглые, тяжелые, острые, деревянные и т.д.) предметы. Можно выполнять это упражнение в виде игры: взрослый называет один предмет, а ребенок следующий и т.д. От реальных предметов можно переходить к их изображениям на картинках (карточках лото, например), а потом к перечислению предметов, которые ребенок сможет сам вспомнить.
Упражнения на развитие возможностей создания плана действий
«Умный робот» Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом, задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.
Упражнения на развитие возможностей контроля и самопроверки
«Корректор»: ребенку предлагается небольшой текст, написанный от руки и уже содержащий несколько ошибок, которые обычно допускает ребенок. Взрослый может сообщить: «В этом тексте 5 обычных для тебя ошибок. Попробуй их найти».
«Камушки-заборчики-солнышки» Взрослый садится или встает напротив ребенка и поднимает ладони концами пальцев вверх, ладонями от себя, перед собой на уровень груди. В игре участвует 3 вида чередующихся движений: камушки (кисти сжаты в кулаки), заборчики (кисти выпрямлены, пальцы вместе), солнышки (кисти выпрямлены, пальцы в разные стороны). Инструкция: «сейчас я буду показывать тебе движения и называть их, а ты повторяй». После этого взрослый начинает выполнять движения в спокойном темпе, в четкой последовательности (камушки-заборчики-солнышки) и называть их. Ребенок должен делать то же самое. Через несколько повторов серии у ребенка сформируется стереотип чередования. В этот момент взрослый должен неожиданно изменить последовательность движений (например, «камушки-заборчики-камушки»). Если ребенок сбивается, думая, что следующим движением будут «солнышки», упражнение начинается сначала. Если ошибка повторяется ребенка просят перед тем как делать движение, называть его вслух. Таким образом, речевая команда используется в качестве посредника между образцом и выполнением.