Разработка классного часа О тех,кто рядом (3 класс)

Мероприятие, посвящённое толерантности для начальных классов
«О тех, кто рядом».
Цель: формирование представления о толерантности
Задачи:
- предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников;
- воспитывать чувство уважения друг к другу и другим людям, доброту и сопереживание;
- развивать устную речь учащихся, стремление быть терпимыми друг к другу.
Ожидаемые результаты: дети познакомятся с понятием «толерантность»,составят правила толерантного человека.
Целевая группа: учащиеся 3 класса
Оборудование:
1)презентация
2)карточки со словами
3)кружки красного и чёрного цвета;
4) мультфильм о толерантности.
5)запись песни Пугачевой «Эй, вы, там наверху»
6)запись веселой мелодии
7)смайлики
Продолжительность занятия : 45 минут
Методы обучения: игры, викторина, упражнение на применение знаний на практике, тестирование.
Формы обучения: работа в команде, в группах.
Организация работы:
1. Вводная часть.
1.1.Приветствие (1 мин)
2. Основная часть.
2.1.Инсценировка по рассказу Осеевой «Хорошее» (3мин)
2.2.Обсуждениепроблемных ситуаций (5 мин)
2.3.Игра «Слова» (5 мин)
3.Физкульминутка
2.4.Мои одноклассники и мой сосед по парте(1 мин)
2.5.Обсуждение проблемной ситуации (3мин)
2.6.Викторина(5 мин)
2.7.Упражнение «Комплименты» (6 мин)
2.8.Мультфильм о толерантности (4 мин)
2.9.Тестирование (5 мин)
4.Подведение итогов (рефлексия)
4.1.Составление правил толерантного человека (5 мин)


1.Вводная часть
1.1. - Здравствуйте, дорогие друзья!
- Ребята, улыбнитесь нашим гостям. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно удачи. А я в свою очередь хочу пожелать нам всем, чтобы этот урок принес радость общения и наполнил наши сердца благородными чувствами.
- Сегодня нашу встречу я бы хотела начать с таких слов:
Слайд 1
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л. Толстой)»

- Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность" (на доске появляется карточка со словом).

2.Основная часть
2.1.Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее».
-Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
-«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
-Погуляй со мной, Юра!
Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
-Убери посуду, Юрочка.
Убери сама некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
-Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
- О чём мечтал Юра?
- А как он поступал на самом деле? Вам не приходилось быть на месте Юры?
- Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит?

2.2.Обсуждение проблемных ситуаций.
Ситуация 1
Представьте, что вы живёте в доме, где через стенку живёт другая семья. Вы готовитесь ложиться спать, вам утром в школу, родителям на работу. А у соседей праздник, музыка грохочет, люди танцуют, громко смеются, веселятся, прыгают.
Прямо, как в песне известной певицы.
Звучит песня Пугачевой «Эй, вы ,там наверху!»

- Сможете ли вы заснуть под этот шум?

- Кто мне скажет, какая проблема может возникнуть?
(Взаимоотношения с соседями).

- А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?
(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).
- Как бы вы поступили в этой ситуации?


- Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно, здороваетесь. А что такое «Здравствуйте»? Это повелительная форма глагола «здравствовать», мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы здороваться со своими соседями?
Ситуация 2
Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный – просто ужас!».
А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

- Какую ошибку допустил Кеша?
- Как нужно здороваться с соседями?

2.3.Игра (на столах карточки со словами)
- Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.

Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.

- Проверьте себя.
Слайд 2
+
-

Доброжелательность, отзывчивость,
сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность.
Равнодушие, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.










Итог обсуждения:
- Зачем нужны эти положительные качества? Какой можно сделать вывод из всего сказанного?
Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;
Помогать, если возникнут проблемы;
Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.

3. Физкультминутка.
(звучит негромко веселая мелодия)
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Встанут и похлопают только девчонки;
Встанут и похлопают только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто опаздывает на уроки;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы;
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение.

2.4. Мои одноклассники и мой сосед по парте.
- Много времени мы с вами проводим в школе, в классе с одноклассниками, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших одноклассниках, соседях по парте .
2.5.Ситуация для обсуждения.

Ученица третьего класса написала в газету такую заметку: « В нашем классе учится мальчик, у которого, наверно, очень часто плохое настроение. В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда стоит у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает шаг вперёд, но потом опять отходит к стене. Ребята! Надо что-то сделать, чтобы всем было весело, и все дружили. Лена.

- Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?
- Подумайте, ребята, может быть вокруг вас, тоже кто-нибудь нуждается в вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание и поддержка? И тогда и вам кто-нибудь поможет в трудную минуту.

Ученик читает стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то кому-то Поможет твоя доброта, Улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря

- Что же мы знаем о своих соседях по парте?
2.6.Викторина.
Я предлагаю такую игру-викторину, нужно выйти трём парам, которые сидят вместе за одним столом. Встаньте друг к другу спиной, я буду задавать вам по очереди вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.
- Когда у него день рождения?
- Какие у него(неё) глаза?
- Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?
- Какого цвета волосы?
- Где работают его мама и папа?
- Какие домашние животные живут у них дома?
- Чем увлекается в свободное время?
- Какой у него любимый цвет?
- В какие игры любит играть?


- Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.

2.7. Упражнение “КОМПЛИМЕНТЫ”
-Ну а теперь немного отдохнем (желающие выходят в круг, поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки)
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Стихотворение:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

2.8. Мультфильм о толерантности.
- Ребята, настало время посмотреть мульфильм.
- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?
- Что случилось, когда прошёл дождик?
- Какова главная мысль этого мультфильма?

- Так что же такое толерантность?
После ответа детей на доске
Слайд 3

Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.
2.9. Тестирование
 -В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе В конце теста вы посчитаете свои кружки и мы подведем итог.
Ваня плохо одет...
1.Это неважно.  2.Ты подсмеиваешься над ним.
Пожилая женщина медленно идет.
1.Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 2.Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
На твоих глазах на кого-то нападают...
1.Ты пытаешься защитить его. 2.Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Цвет кожи у Сэма отличается от твоего...
1.Ты стремишься лучше узнать его. 2.Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
К тебе подходит ребенок-инвалид...
1.Ты естественным образом разговариваешь с ним. 2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими одноклассниками
1.Ты устраиваешь истерику
2.Ты идешь с ними гулять


– Если у вас были одни красные кружки, то вы проявляете большую толерантность. Прекрасно! Вы уверены в себе, можете выразить свое мнение, и понимаете, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
- Если от 3 до 6 красных кружков, вы не очень толерантны. Вы недостаточно уверены в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, вы добры и со временем у вас получится.
- У вас меньше 3 красных кружков: ай-ай-ай!Вы совсем не толерантны! Если вы попытаетесь лучше понять себя, то можете стать более счастливыми!
-Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
- Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
4.Подведение итогов занятия (рефлексия)
4.1.Давайте подумаем и  попробуем вместе составить свод правил толерантного человека.
1. Не обижать окружающих.  2. Выслушивать  мнения других и считаться с ними.  3. Уметь прощать обиды и просить прощения.  4.  Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.
5. Нельзя унижать достоинство человека. 6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.
       Слайд 4                                                                                                                         
-Как вы думаете, могут ли эти правила пригодиться в нашем классе?  Давайте повесим их в классном уголке и постараемся их придерживаться, чтобы всегда оставаться толерантными.                                                                                                        
4.2.На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на доску весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.























Самоанализ классного часа в 3 классе на тему «О тех, кто рядом»
Цель: формирование представления о толерантности
Задачи:
- предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников;
- воспитывать чувство уважения друг к другу и другим людям, доброту и сопереживание;
- развивать устную речь учащихся, стремление быть терпимыми друг к другу,
Я выбрала именно эту тему, потому что актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. 
Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению.
В ходе проведения классного часа я использовала фонограммы песен, которые позволяли детям отдохнуть и создавали непринужденную обстановку на уроке. В самом начале классного часа я не стала раскрывать значение слова «толерантность», а предложила детям самим в конце урока сказать, что оно означает. Затем предложила детям посмотреть сценку по рассказу В.Осеевой «Хорошее», тем самым заинтересовала учащихся, после чего попросила ответить их на мои вопросы. После высказываний детей о том, как надо относится к своим близким, я их подвела к тому как надо строить отношения с соседями по дому, квартире. Подводя итог этого этапа, ребята в процессе игры, выделили положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство.
На следующем этапом своего классного часа я предоставила учащимся возможность задуматься о взаимоотношениях с одноклассниками, соседями по парте. Отвечая на вопросы викторины, ребята смогли больше узнать о своих соседях по парте. Завершением этапа стало упражнение «Комплименты». Выполняя упражнение, дети учились уважению друг друга.
Завершающим этапом подведения учащихся к понятию «толерантность» стал просмотр мультфильма. Дети сами смогли дать определение слова. При закреплении знаний толерантности предложила детям составить правила толерантного человека и разместить их в классном уголке.
В заключение классного часа детям было предложено оценить занятие и свое настроение с помощью смайликов.
Во время проведения классного часа ученики показали заинтересованность в обсуждении выбранной темы, проявили активность, и мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне. В целом классный час прошел достаточно хорошо. В ходе мероприятия был налажен активный диалог с учащимися, и обсуждение предлагаемых вопросов проходило непринужденно.
Я считаю, что поставленная мною цель и задачи были выполнены
Учитель: С.В.Лештаева