Фольклорно-игровая программа Длинная коса — девичья краса
ФОЛЬКЛОРНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
«ДЛИННАЯ КОСА – ДЕВИЧЬЯ КРАСА»
Цели и задачи:
- Выявление и поддержка обладательниц длинных волос как эталона русской красоты;
- воспитание подрастающего поколения в духе уважения к национальным традициям;
- организация досуга.
Участники конкурса:
К участию в конкурсе допускаются девочки (девушки) независимо от возрастной категории.
Место и время проведения конкурса:
Конкурс проводится в любом помещении (актовом зале, классе, спортзале и .т.п.)
Порядок организации и проведения:
Каждая участница должна подготовиться к следующим этапам конкурса:
- демонстрация русской косы, заплетённой из трёх прядей;
- Плетение косы на скорость
- демонстрация волос, уложенных в причёску, название которой дают сами конкурсантки.
Подведение итогов:
В состав жюри войдут старшеклассники.
По результатам конкурсной программы жюри присуждает один главный приз в номинации «Коса – девичья краса», остальные номинации устанавливаются по усмотрению жюри.
Критерии оценки:
- длина волос;
- толщина косы;
- ухоженность и опрятность;
- раскрытие национального колорита и национальных особенностей.
Оборудование:
Музыкальный центр;
Ноутбук;
Мультимедийный проектор и экран
Оформление зала:
Зал оформлен в виде русской горницы: на столе самовар, пироги, чашки.
Скамья накрыта самотканым половиком и т.д.
Реквизит для игры:
Набор цветной бумаги, белого картона, ножницы, клей ПВА
Набор ленточек, шпилек, заколок, расчески
Фото косников
Канат или толстая веревка
Голова – подушка Дуни
Ход праздника:
(Звучит лирическая народная музыка, появляется ведущая в русском костюме, по возможности тоже с длинной косой. На фоне музыки она начинает разговор)
Вед.
Вы поспели вовремя как раз.
Начинаем посиделки мы сейчас.
Для начала, как водится,
Давайте знакомиться.
(кланяется всем)
Зовут меня, ребята, Варварушка - краса.
А главная примета – длинная коса.
Для этих посиделок есть важная причина
И пусть не обижаются юноши, мужчины.
С давних пор краса девицы
Не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса –
С лентой длинная коса.
Вот и сегодня мы поведем разговор о главном богатстве девушки – косе.
Издавна у всех народов ценилась женская коса. Русские
женщины, по обычаю имели длинные волосы. Поэтому было придумано
много различных способов их заплетать.
Девочка могла ходить и с распущенными волосами, до замужества девушка могла ходить с заплетёнными в одну косу волосами. Для красоты в косы вплетались яркие ленты или золотые нити. Часто к концам кос подвешивался косник или накосник – это треугольник из бересты или кожи, богато украшенный шёлком, бусами, жемчугом.
Сейчас мы посмотрим на мастерство наших девочек (девушек). Ведь у нас девицы на все руки мастерицы.
(Ведущая рассаживает участниц за столы, на которых лежат наборы для изготовления косников. Пока выполняется работа, фольклорный коллектив проводит игру «Заплетитесь, косы» (по аналогу «Заплетися, плетень»)
1-е задание:
Украсить аппликацией косник, вырезанный из бумаги.
(Выполнив работу, участницы демонстрируют получившиеся косники)
Вед.- Молодцы! Прекрасная работа!
(Ведущая просит участниц выйти и подготовиться к следующему этапу программы)
Вед.
Блондинки любят волосы чесать,
Их в чудо-косы заплетать,
И подстригать, и завивать,
Распущенными оставлять
Брюнетки тоже подстригают
И завивают, заплетают,
Вокруг головы косу кладут,
Иль распускают и идут.
Шатенки тоже – подстригутся,
И, как блондинки же, завьются,
И, как брюнетки, заплетутся.
А значит истина одна:
Прическа каждому нужна,
Для всех она важна.
Длинные волосы – это не только красиво и женственно, это русская многовековая традиция. Они являлись естественным украшением, которое ценилось наравне с драгоценными камнями и золотом. Все тем, кто пренебрег недавним капризом моды и остался верен русской традиции, мы и посвящаем наш праздник «Девичья краса – длинная коса».
(Под плавную музыку появляются участницы с распущенными волосами, демонстрируют свои волосы).
И пусть в стихах поэта не воспета,
Но повторяю вновь и вновь:
О, русская коса! Восьмое чудо света!
Ты как надежда, вера и любовь!
(На фоне музыки ведущий продолжает)
Видите, какая красота! И потому оценивать по достоинству будете её вы. Итак, чьи волосы длиннее? Чтобы не было сомнений, измерим!
(Появляются двое помощников: один измеряет волосы участниц сантиметровой лентой, второй записывает результат. По окончанию данной процедуры, называется имя победительницы. Ведущая поздравляет её и проводит с ней блиц-опрос)
«Блиц-опрос» для победительницы:
1. Как давно вы отращиваете волосы?
2. Какими моющими средствами пользуетесь?
3. Как часто моете голову?
4. Какой расческой пользуетесь?
5. Всегда ли носите косу или делаете и другие прическу?
Спасибо за правдивые ответы, которые помогут нашим девушкам следить за своими волосами.
Ну, а мы продолжаем. Сейчас наши участницы выполнят следующее задание: уложить волосы. Ведь венец красы – красиво уложенные косы. Поэтому, девушки могут взять ленточки, заколки, шпильки, выбрать себе любого ассистента из числа зрителей в зале, которые помогут уложить им волосы.
(девочки (девушки) выбирают ассистентов, берут со столика нужные аксессуары и начинают работу)
Вед. – А пока участницы выполняют задание, мы с вами вспомним, как же раньше обходились без мыла, шампуней. И при этом волосы выглядели прекрасно. Секрет прост.
С раннего детства мама, расчёсывая волосы своей ненаглядной доченьке приговаривала:
«Расти, коса, до пояса,
не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!»
Чтобы волосы были здоровыми наши бабушки использовали сыворотку, простоквашу, отвары трав, мыли волосы хлебом и яицом, о шампунях в то время и понятия не имели. Для мытья брали 2- 3 яйца, растирали хорошенько в чашке и равномерно наносили на волосы. Затем массировали голову мягкими движениями, втирая смесь и смывали тёплойводой. Волосы становились шелковистыми и блестящими.
Хлеб использовали только чёрный. Куски замачивали, а потом клали на голову. Укутывали хорошенько полотенцем и полчаса ждали. Потом смывали тёплой водой, споласкивали отваром трав. Для укрепления волос использовали корень репейника, ромашку, крапиву. Для придания шелковистости – луковую шелуху, березовый настой.
А ещё – мыло заменяла обычная зола, которую настаивали в кипятке. Получался щёлок. Им и мыли голову.
Расчесывали только деревянным гребнем. От него даже головная боль проходила.
(фольклорный коллектив исполняет русскую народную песню «Уж коса ли моя косынька»)
Уж коса ли моя косынька,
Уж коса ли моя русая!
Я мочила русы волосы
Ключевой водой студеною,
Я сушила русы волосы
На крылечке да на солнышке,
Я чесала русы волосы
Середи полу дубового,
Заплетала русы волосы
В косу длинную да до полу.
Я вплетала в русы волосы
Семишелкову алу ленточку,
Жемчужными камушками
Украшивала,
Шелковыми плетушками
Уплетывала!
(Конкурсанты начинают демонстрировать свои уложенные волосы. Отмечают самую красивую укладку. Затем ведущая выносит большую голову, изготовленную из подушки. К двум углам подушки приделываются веревочные «волосы».)
Вед. – У девушек-то волосы красиво уложены, а у этой Дуни растрёпаны. Надо ей помочь. А теперь попрошу выйти сюда двоих юношей (мальчиков). Задание мальчикам: заплести Дуне косу. Если вы быстро и умело справитесь с заданием, то внесёте море удовольствия в атмосферу нашего праздника.
Кстати, не забывайте, что волосы заплетать в косички очень туго нельзя. Волосы начинают сечься и выпадать.
(мальчики выполняют задание)
Вед. – Ой, какие молодцы! Спасибо вам огромное! Теперь и Дуня стала красавицей. Косы у ней длинные, трехаршинные!
А знаете ли вы, дорогие друзья, почему, когда плели косы, волосы делили на три части?
(выслушивает ответы, а потом дает правильный)
Потому что мама, заплетая, приговаривала: «Во имя Отца Христа – Сына – и Святого духа!»
А почему, заплетая косу, делили волосы раньше на прямой пробор, прикрывали уши и виски?
(выслушивает ответы, а потом дает правильный)
Делали так от сглаза, от «дурного глаза». Когда делали прямой пробор, получался как бы своеобразный крест. И все зло скатывалось по косе вниз, к земле. Земля принимала его и прятала в свои земные глубины, а силу свою давала волосам в настоях трав.
(игровой момент «Потаскаем черта за косы» (перетягивание каната)
И еще такой вопрос: Выходила девушка замуж и ее косу делили уже на две. Почему?
(выслушивает ответы, а потом дает правильный)
Да всё просто: их теперь двое. Волосы потом укладывали на голове корзиночкой и надевали женский головной убор – повойник. Опять же берегли свое гнездо от сглаза. И не просто гнездо – а главное звено, с которого начинается ДОМ.
(расшифровывает)
Д О М
МАТЬ
ОТЕЦ
ДЕТИ
(фольклорный коллектив исполняет русскую народную песню «Как под вишнею, под черешнею», записанную у жительницы р.п.Варнавино Антоновой А.И., 1909 г.р.)
Вед.- А сколько поговорок сложено про косы!
1 Чем больше коса, тем краше девица.
2 Хорош соловей голосом, а девица волосом.
3 Коса до пояса – язык до колен.
Вот те на! Вот это поговорочка! Это что же значит все женщины и
девочки – болтушки? Такого быть не должно!
(Игра на внимание: все становятся в круг, в центре встает ведущий, у которого в руках большая коса – веревка. Ведущий крутит по кругу «косой», все должны подпрыгнуть и не наступить на косу. Наступивший выбывает из игры)
Вед. – Вот и подошла к концу наша беседа. Жаль расставаться с такими гостями. Но я знаю, что вскоре мы вновь встретимся.
И косы по пояс,
И легкая стать.
Скажи мне:
А можно тебя мне обнять?
А можно к щеке прикоснуться щекой?
А можно Россия остаться с тобой?
(Звучит песня в исполнении солиста фольклорной группы «Умывает красно солнышко» автор текста (слов) - Шаферан И., композитор (музыка): Аедоницкий П. На последнем куплете ведущая уводит всех вместе с фольклорным коллективом «змейкой» из зала).
Приложение1.
Образцы косников.
Приложение 2.
Таким образом, делается голова Дуни. Если надеть старенькую наволочку, на нее можно приклеить «лицо»: глаза, нос, губы.
Веревочки-волосы
подушка
ђ 15