Урок русского языка учителя первого (продвинутого) уровня Лаптевой Ольги Борисовны по теме Имя числительное. Склонение числительных
Тема: Имя числительное. Разряды имени числительного.
Цели:
Повторить изученное в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
Развить умение отличать числительные от других частей речи, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
Оборудование: карточки с заданиями, ромашка, презентация, перфокарты, карточки-подсказки.
Ход урока
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд, скажите, можно ли прочесть данную запись, как вы думаете? Что помогло мне зашифровать текст?
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы-40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
-Какая часть речи помогла в шифровке?
-Значит, какая тема у нашего сегодняшнего урока?
-Как вы думаете, а что мы должны сегодня на уроке сделать? В определении цели урока вам помогут карточки-подсказки.
-А что вы должны будете знать и уметь в конце урока? Знакомство с КУ.
Знаю: Что такое имя числительное. Разряды числительных.
Понимаю: значение имени числительного.
Умею: Изменять имена числительные по падежам, определять разряды числительных.
Вам даны листы контроля, в которых по мере работы вы будете выставлять себе оценки.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, минутка чистописания числительное СОРОК.
Опережающее задание сильного ученика.
- А знаете, почему четыре десятка называют словом «сорок»? Ведь оно так не похоже на «тридцать» (три десятка) или «пятьдесят» (пять десятков)!
Сообщение, сделанное учеником: «Слово сорок вначале было существительным и обозначало мешок (старинная единица счёта на Руси, в основе которой число 40); этот мешок вмещал четыре десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. «Дать сорок» означало «дать четыре десятка собольих шкурок». Постепенно слово сорок стало числительным, обозначающим 4 десятка.»
РОМАШКА БЛУМА. Посмотрите на доску, какой красивый у нас цветик-семицветик. Он поможет нам проверить, что же вы знаете о имени числительном. Пожалуйста, выходите к доске, берите по лепестку и отвечайте.
Всем группам дается задание: распределить слова на группы, дать им название и обосновать свой ответ.
считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножить, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы
На работу отводится 3-4 минуты. После чего группы зачитывают свои варианты ответов и сравнивают их.
Проверка.
Сущ. Прил. Глагол Мест. Наречие Числ.
карандаш деревянный считать ты вдалеке девять
пенал быстрый умножить он завтра шесть
парта умный вычитать вы досуха второй
Каждая группа получает задание: найти и обсудить в группе, какие предметы в нашем классе находятся в одном экземпляре, в двух и более экземплярах.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Назовите числительные, которые использовали.
Итог.
Индивидуальная работа. Перфокарты.
№
Ь в середине
Ь в конце
Нет Ь
700
80
40
200
11
16
900
19
90
17
Ч
Ч
Ч
Ч
Ч
Ч
Ч
Ч
Ч
Ч
Итог
Работа в большой группе.
Но имя числительное вы изучаете ведь не только на русском языке?
Поиграем теперь в урок математики, на котором от вас требуется не умение решать, а правильно употреблять падежные окончания и записывать их – одним словом, склонять числительные.
На доске записаны примеры, каждой группе даётся время на обдумывание.
Задание № 3: записать примеры словами, затем правильно прочитать, используя вспомогательные слова:
К (Д. п.) прибавить (В. п.) равно (Д. п.)
От (Р. п.) отнять (В. п.) равно(Д. п.)
687 + 13 = 700
911 – 21 = 890
345 + 228 = 573
958 – 458 = 502
- В чём же особенность склонения числительных простых (5 – 30)? составных? сложных (50 – 80, 200 – 900)? дробных? (дать ответы по группам, записать их)
- О каких свойствах числительных идёт речь в этом маленьком рассказе? (читает ученик):
«Петя читает какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками.»
- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.
Петя удивлённо посмотрел на него:
- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность».
- Какую? Ответьте!
(Отвечает группа, у которой есть такой вопрос в карточке.)
Задание № 4 (устное).
Запись на доске: прошло 5, 17 (сутки)
купили 3, 33 (ножницы)
-Ребята, а на каком ещё предмете кроме математики мы можем встретиться с именем числительным? А на уроке литературы? А где или в чём именно? Пословицы.
Задание группам: вспомнить пословицы с числительными.
Пословицы и поговорки с числительным «семь».
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Семь четвергов и все в пятницу.
Семь пятниц на неделе.
Для дружка семь вёрст не околица.
Седьмая вода на киселе.
Семи пядей во лбу.
Семеро по лавкам.
Семеро ребят и барина съедят.
Семь бед – один ответ.
В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт.
Семи смертям не бывать, одной не миновать.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Работа в группах.
Раздается набор карточек каждой группе и дается задание:
Возьмите из карточек те понятия и слова, которые относятся к имени числительному.
Набор карточек
Обозначает признак предмета
Обозначает порядок предметов при счете
Бывают количественные
Бывают порядковые Бывают собирательные
Это часть речи
Обозначает количество предметов
Отвечает на вопрос сколько?
Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?
Отвечает на вопрос как? когда? куда? откуда?
Бывают качественные
Бывают одушевленные и неодушевленные
- Прочитайте эти карточки так, чтобы получилось определение числительного.
Итог урока. Синквейн.
Числительные
Порядковые и количественные.
Считают, называют, указывают.
Мне понравилось находить числительные.
Интересная часть речи.
Комментирование оценок.
Рефлексия «Лестница успеха»
Root Entry