Статья Театр как средство формирования, сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья гимназистов
ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ГИМНАЗИСТОВ
Антонова А.Ю., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия №24», г. Ульяновск
Некоторое время тому назад автора статьи заинтересовало рассуждение доктора психологических наук Вилена Чудновского, опубликованное в «Литературной газете», «Коварство разума». Автор статьи рассказывал о проведенном конкурсе сочинений среди старшеклассников Санкт-Петербургских школ на тему «Будущее, в котором хочется жить». «Из заключения жюри: «Настораживает отсутствие будущего. Как будто нынешнее поколение идёт в пустоту, не представляя, ни что их ждёт, ни какими они станут» [1].
Автор статьи знакомит с инновационным направлением воспитательной работы МБОУ «Гимназия №24». Для научного обоснования неоспоримой пользы театра на формирование, укрепление и сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся автор создает проект «Воспитание сценой», который впоследствии становится победителем Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», участником Международной конференции по теме «Аксиологический подход в образовании: теория и практика» (по теме «Развитие творческого потенциала учащихся – приоритетные ценности современного педагога»). С 2013-2014 учебного года приоритетным вектором в гимназии стало сообщество гимназистов, небезразличных к искусству (в том числе театральному). Работа была начата в 2012-2013 учебном году, когда победительница Всероссийского конкурса «Можно ли жить без искусства?», инициированного артистом Л. Ярмольником и генеральным директором ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Д. Родионовым, ученица 8 класса гимназии Дуняшина М. была приглашена вместе с руководителем в Москву для написания трактата о пользе искусства. По итогам конкурса сочинений «Можно ли жить без искусства?» лучшие сочинения российских детей были опубликованы в одноименном сборнике. Генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Д.В.Родионов отметил в статье «Подношение просветителю», что если ученики пишут о том, что искусство напоминает им о совести, значит, недаром они проводят время на уроках. «Духовные запросы определяются в школе, в обществе сверстников. Учителя знают, что из подростков формируются поколения» [2]. По возвращению домой было решено создать Клуб друзей театрального музея и проводить с учащимися, которым небезразлично искусство, занятия два раза в месяц. Был разработан план занятий на год, велся дневник. Через год руководитель (автор статьи) был приглашен на первый семинар руководителей Бахрушинских кружков. По итогам семинара возник проект «Театр как образ жизни», который автор статьи планирует реализовать в новом 2014-2015 учебном году.
Проект будет состоять из нескольких этапов:
Создание рабочей авторской программы с углубленным изучением театрального искусства для учащихся 8-9 классов по теме «Театр как образ жизни» в количестве 4 часов в неделю (за год 144ч.) в рамках кружковой деятельности (в основе – концепция Бахрушинского кружка – погружение учащихся в сферу мирового театрального искусства через лекции, посещение спектаклей, просмотр телепередач канала «Культура» и т.д.). Обязательным станет возрождение «читки» тексов пьес в рамках кружка;
Создание силами учащихся проекта по теме «Театральный Ульяновск». Данный проект подразумевает поисково-исследовательскую деятельность (учащиеся в ходе проекта должны будут выяснить, сколько в городе Ульяновске существует театров и театральных студий, изучить историю театра и репертуар с обязательным посещением спектаклей – 2-3 раза в месяц), знать ведущих актеров театров, режиссеров;
Создание на базе гимназии музея театрального искусства с экспозициями: 1) «Бахрушинская летопись» (об истоках проекта, об участии в конкурсе «Можно ли жить без искусства», публикация статей «Подношение просветителю», «Первые лица просветительского проекта «Можно ли жить без искусства? Бахрушинские кружки» в журнале «Сцена» (№6 (86) 2013г.), фотовыставка о первой поездке в Москву, о семинаре руководителей Бахрушинских кружков, выставка всех книг – подарков ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и подготовка экскурсоводов (учащихся кружка) по книгам – подаркам ГЦТМ); 2) «Театральный Ульяновск» (в экспозиции будет представлена информация о действующих театрах города, репертуар на год, аннотации к спектаклям, написанные участниками кружка и рекомендации к посещению того или иного спектакля для воспитания духовно-нравственного, патриотического, социально-активного мировоззрения и т.д.); 3) «Фотогалерея» (будет представлена либо рамочно, либо через мультимедийную установку «О культурных походах и акциях в рамках данного проекта с аннотацией»); 4) «Твоя профессия» (экспозиция будет рассказывать о профессиях, связанных с театром и театральной деятельностью, о ВУЗах города и РФ, в которых можно получить специальное образование); 5) «Встречи с интересными людьми» (экспозиция расскажет о культурных и профессиональных контактах, которые будут происходить в течение года с участниками проекта: режиссерами театров, артистами, студентами театральных специальностей и т.д.); 6) «Мои первые пробы. Реализация проекта «Воспитание сценой» (фотогалерея расскажет посетителям обо всех постановках и участниках театральных проектов в гимназии за последние годы и о педагогах - режиссерах; 7) выставка сочинений участников проекта на тему «Театр – не церковь. Но все же…» (о личных переживаниях, которые возникали у участников проекта в течение года, о культурных походах с приложением артефактов: афиш, брошюр, книг, иллюстрирующие данные походы) - (в конце марта перед открытием музея). По возможности будет найден меценат, который поощрит самого активного участника кружка.
Таким образом, на наш взгляд, проект объединит не просто любителей искусства, он станет личностно ориентированным, лозунг «Собери, передай, сохрани» станет для учащихся значимым на деле создания собственного музея в своей образовательной среде. У учащихся появится возможность стать проводниками, волонтерами духовно-нравственного просвещения своих одноклассников и детей из других классов. Во многих мероприятиях дети станут с педагогами соавторами и консультантами. Для участников проекта, по нашему мнению, появится смысл жизни не погрязнуть в суете бытия. Данный проект поможет доказать участникам, что смысл жизни – это продукт человеческого интеллекта, которым станет школьный музей духовно-нравственного направления.
Срок реализации: 2014-2015 учебный год.
Дата открытия музея в гимназии – 27 марта – в День театра.
Список использованной литературы:
-464820558165«Литературная газета», № 19, 17.05.06.
«Сцена», №6, 2013.
69850205105