Методический доклад Использование метода проекта при обучении иностранному языку
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждениеКраснодарского края
«Армавирский юридический техникум»
(ГБПОУ КК АЮТ)
Методический доклад
по теме
«Использование метода проекта в обучении иностранному языку»
Подготовила преподаватель
Жданова М.В.
Рассмотрен на заседании
цикловой методической комиссии
общих гуманитарных дисциплин
« __ » ______ 2015 г.
Протокол №
Председатель ЦМК
2015
Содержание
Введение...3
1. Общее содержание метода проектов...4
2. Этапы проектирования.....6
3. Методы работы с обучающимися......8
4. Роль преподавателя при использовании метода проектов...9
5. Основные требования к использованию метода проектов...10
6. Заключение: метод проектов - актуальность и результативность..11
Список литературы....12
Введение
Личностно - ориентированное обучение средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности обучающегося на занятии, а с другой стороны, нахождение преподавателем способа ввести реальный иностранный язык в учебный процесс, включить обучающегося в реальную языковую коммуникацию, не выходя из аудитории, смоделировать в техникуме реальный процесс вхождения в культуру изучаемого языка.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно - ориентированное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий преподавателя и обучающегося, критерии оценки и качественно новый результат.
Проектная методика, как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной языковой личности. Проектная методика реализует личностный подход к обучающимся, требующий прежде всего отношение к ним как к личностям с их потребностями, возможностями и устремлениями.
В сотрудничестве с преподавателем и другими обучающимися улучшается мотивация обучения, снимается напряженность, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
Прочное и глубокое усвоение знаний;
Высокий уровень самостоятельной работы обучающихся;
Высокий уровень научности в знаниях у обучающихся;
Умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
Сплочение коллектива;
Мотивация коллективных достижений.
1. Общее содержание метода проектов
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в профессиональных учебных заведениях? Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, обучающиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран. Проблема, предлагаемая обучающимся, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Метод проектов позволяет им проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность обучающегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные программой. Однако, зачастую студенты обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, студенты осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Работа над проектом – процесс творческий. Обучающийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой- либо проблемы. Это требует от него владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными, интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Поэтому можно с уверенностью утверждать что у обучающегося, развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей обучающегося.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включены в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегрированного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки обучающегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям обучающихся.
В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Чтобы решить ее, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Главная идея состоит в следующим:
с большим увлечением выполняется обучающимся та деятельность, которая выбрана им самим свободно;
деятельность строится иногда не в русле учебного предмета;
лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни»
2.Этапы проектирования
Работа с проектами имеет следующие этапы:
Первый этап - подготовительный.
Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а так же сами обучающиеся. Чаще темы проектов относятся к какому- то практическому вопросу, актуальному для жизни обучающегося в социуме, требующему привлечения его собственного опыта. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для обучающихся. Нельзя предлагать задание, которое обучающийся не сможет выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с темой, посоветовать. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и :
разумно определить временные рамки;
продумать какие материалы и источники могут быть использованы;
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
составить и обсудить примерный план работы.
Второй этап- организация работы.
Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.
Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы- это сбор информации- обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все обучающиеся сразу и легко включаются в работу над проектом.
Именно здесь происходит основная работа учителей иностранного языка со своими обучающимися, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У обучающихся исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти обучающихся.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей обучающимся испытывать чувство успеха.
Третий этап- завершающий ( этап презентации) .
Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.
Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Обучающиеся сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах , учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо- русских и русско- английских словарей. У обучающихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
3. Методы работы с учащимися.
По количеству участников проектов выделяются индивидуальные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.
В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод имеет следующие правила и принципы:
1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2.Команды не соревнуются.
3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5.Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы обучающихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный студент, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый обучающийся получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта обучающиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, обучающиеся учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, обучающийся приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
4.Роль учителя при использовании метода проектов.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.
Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.
Если предполагается, что обучающиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Обучающиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.
5. Основные требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ( например, исследование истории возникновения Олимпийских игр, изучение истории своей страны и стран изучаемого языка, проблемы свободного времени у молодежи, проблемы взаимоотношений со сверстниками, проблема отношений между поколениями, проблемы экологии и т.д.)
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ( например, программа туристического маршрута, совместный выпуск газеты, и т. д.)
Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающегося на уроке или во внеурочное время.
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформления конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы ( использование в ходе совместного исследования метода « мозговой штурма», « круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта)
Заключение: метод проектов- актуальность и результативность.
Цель обучения иностранному языку- это коммуникативная деятельность обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого обучающегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках рабочей программы показало, что обучающиеся:
Достигают хороших результатов в изучении иностранного языка.
Имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики.
Понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.
Основными преимуществами являются:
повышение мотивации обучающегося при изучении английского языка.
Наглядная интеграция знаний по различным предметам.
Простор для творческой и созидательной деятельности.
Список используемой литературы.
Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка» ИЯШ. 2013 № 5.
Зимняя И.А, Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку . ИЯШ 2012. - №3.
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М., 2013.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка . ИЯШ 2000. №2, 3.
Дополнительные источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 8Заголовок 915