Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».


Тема:
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Тип:
Урок «открытия» нового знания.
Задачи:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Планируемые результаты
Предметные
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Метапредметные
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные  
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Межпредметные связи: русский язык.
Ресурсы урока:
Для учителя: учебник. Для учащихся: учебник, индивидуальная карточка.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
1. Актуализация необходимых знаний
Проверка домашнего задания.
– Дома вы вспомнили известные вам сказки Пушкина. Какие сказки он написал?
– Какие сказки вы читали самостоятельно? Какие в классе?
– Что вы помните наизусть из пушкинских сказок? Ученики отвечают на вопросы, рассказывают отрывки наизусть.
2. Мотивация познавательной деятельности
Работа с текстом сказки.
Работа с текстом до чтения.
1) Обсуждение названия сказки
– Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чём разница?
– Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел? (Наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!)
– Что ещё необычного в названии сказки? (Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора.)
– Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?
Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина.
2) Выполнение задания на карточке.
Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири – ку – ку:
Царствуй лёжа на боку!» («Сказка о золотом петушке»)
Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ…
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья.»
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец. («Сказка о царе Салтане…»)
Это задание поможет учащимся обобщить ранее прочитанные сказки А.С. Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане...».
Самая печальная и безысходная – известная всем «Сказка о рыбаке и рыбке». Самая насмешливая – «Сказка о попе и о работнике его Балде». Самая лиричная – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Самая непонятная – «Сказка о золотом петушке». Значит, «Сказка о царе Салтане...» – самая добрая и просторная.
Ученики отвечают на вопросы.
Ученики вспоминают сказки А.С. Пушкина и выполняют задание на карточке.  3. Организация познавательной деятельности
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение учащимися начала сказки (с. 118–122 до слов «Мать и сын теперь на воле»).
– Какая это сказка, по-вашему?
– На что обратили внимание при первом чтении?
– Какой эпизод особенно взволновал?
2) Деление текста на смысловые части (составление плана).
– На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чём они?
1-я часть – выбор невесты;
2-я часть – обман царя;
3-я часть – чудесное спасение.
– Приведите пример зачина.
– Кто помнит, как начинаются другие сказки Пушкина?
– О чём говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
– Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие? (Три девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…».)
– С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. (Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.)
– В чём необычность царя Салтана (с. 119)? Похож ли он на царя в нашем представлении? (Ведёт себя он необычно, подслушивает(!) под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.)
3) Комментированное чтение 2-й части.
– Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? (Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь-отец, но бывает несправедливый, гневный:
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить,
Но, смягчившись на сей раз…
Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.)
По ходу чтения обратите внимание на особенности царя Салтана.
– Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас.
4) Выборочное чтение 3-й части.
– Вернёмся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя.
– Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строки надо читать?
– Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия.
– Как же спасаются герои сказки?
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа по тексту:
– Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой.)
– Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно?
Можно ли его считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына?
– Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они являются воплощением зла (добра)? Почему?
Ученики читают начало сказки самостоятельно.
Ученики отвечают на вопросы, делят на смысловые части и составляют план устно.
Ученики перечитывают начало сказки.
Ученики перечитывают 2 часть сказки.
Ученики перечитывают 3 часть сказки.
Учащиеся выборочно читают текст сказки.
Учащиеся находят подтверждение, обсуждают, какие пейзаж, разговор, чувства и действия в сказке Пушкина – реальные или сказочные? Делается вывод о реальности происходящих событий, чувств, силе и мощи пейзажа.
Учащиеся отвечают на вопросы после чтения.
4. Подведение итогов
– Что мы успели сделать на уроке?
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
Домашнее задание.
1) Выразительное чтение стр. 118-122, по желанию наизусть.
2) Творческое задание в тетради по литературному чтению (нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста). Ученики отвечают на вопросы учителя.  Дополнительный материал:
Карточка для индивидуальной работы.
Самая печальная и безысходная –
Самая насмешливая –
Самая лиричная –
Самая непонятная –
Самая добрая и просторная -
Диагностика достижения планируемых результатов: самопроверка
Дополнительные творческие задания:
Творческое задание в тетради по литературному чтению (нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста).