Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО.
Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО.
Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время,
в которых мы ничто.
Б. Паскаль
Успешный ученик, какой он? Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого. Именно таким должен быть современный человек в этом многогранном и противоречивом мире, где предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, уметь отстаивать собственное мнение.
На мой взгляд, ученик думающий – это ученик любящий читать, обладающий информационной компетентностью, способный находить, осмысливать, обрабатывать и применять информации из разных источников в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности, как составляющей информационной культуры личности. Именно в этот возрастной период происходит бурное развитие познавательных способностей, формируются мировоззренческие убеждения. Очень важно, чтобы именно в этот момент ребёнок оказался в условиях, способствующих его развитию.
Таким образом, задача педагога и всей системы образования – создать такие условия, с использованием новых возможностей и современных технологий.
ФГОС чётко отмечает, что « в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса.
Возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. На мой взгляд, такой технологией является технология «Развитие критического мышления», так как позволяет строить учебный процесс на научно – обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Разработанная в Америке ещё в 80-е годы ХХ столетия, достигшая эффективных результатов, данная педагогическая технология нашла отражение в нашем современном образовании.
Остановлюсь на нескольких приёмах, которые часто использую на своих уроках.
Урок строится по привычной схеме: «введение - основная часть- заключение». В рамках технологии «РКМ» данные этапы получили несколько иные названия и функции.
Первый этап – «Вызов», задачи которого актуализировать имеющиеся знания и представления по изученной теме, пробудить к ней интерес.
Деятельность обучающихся на данном этапе:
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
Задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
Строят предложения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов.
На данном этапе возможны следующие приёмы и методы:
Перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.
Графическая систематизация материала (кластер, таблица)
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность его проста и логична:
Посредине чистого листа (доски) написать ключевое слово, словосочетание.
Вокруг «накидать» слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, образы, факты, подходящие для данной темы.По мере записи, появляющиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием (можно разным цветом).
В итоге получается «Информационная карта», отображающая размышления по данной теме.
Данный приём возможен на всех этапах урока.
Следующий этап – «Осмысление» материала во время работы над ним.
Деятельность обучающихся на данном этапе:
Читают или слушают текст;
Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
К возможным приёмам можно отнести следующие методы активного чтения:
«Концептуальная таблица;
Таблица «Плюс – минус- интересно»;
«Инсерт» - маркировка с использованием значков.
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение, по ходу которого обучающиеся делают в тексте пометки (значки) на полях:
V – эту информацию знал, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация для меня непонятна, у меня появились вопросы.
На последнем, третьем этапе – «Размышление» (рефлексия) происходит выражение новых идей и информации собственными словами, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Деятельность обучающихся на данном этапе:
Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
Классифицируют и систематизируют полученную информацию;
Обмениваются мнениями друг с другом.
Педагогические приёмы на данном этапе:
Заполнение таблиц, кластеров;
Написание творческих работ: синквейны, эссе;
Ответы на поставленные «тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы»: Кто…, Когда…, Может…, Было ли…
«Толстые вопросы»: Дайте объяснение почему…, Почему вы думаете…, В чём разница…, Предложите, что будет, если…
Процесс обучения в современном обществе – это современная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно – образовательной среде. Роль учителя из ведомого превращается в направляюще – консультирующую, а роль ученика – роль партнёра в процессе обучения. От этого во многом зависит успешность социализации обучающихся в будущем!