Реализация современных здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что состояние здоровья современных детей оставляет желать лучшего, так как наблюдение за состоянием здоровья дошкольников выявляет тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых дошкольников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из группы в группу.
В настоящее время в дошкольном возрасте здоровые дети составляют 3 - 4% и данный процент год от года падает. Особенно значим факт того, что уровень заболеваемости детей в нашей области выше, чем в среднем по России в 1,3 раза. Поэтому актуальность использования здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации безусловна.
Для начала разберем, что такое здоровье, которое представляет собой состояние полного физического, духовного и социального благополучия; целостное многомерное динамическое, которое развивается в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку осуществлять его биологические и социальные функции.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по отношению к дошкольнику – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
В нашем дошкольном учреждении предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания: осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров; недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций; тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям; интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания; систематичность и постоянство закаливания.
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена); Рациональная, неперегревающая одежда детей; Соблюдение режима прогулок во все времена года; Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры); промывание носа.
Хождение босиком в группе после сна, по ортопедическим коврикам. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется действием низких температур пола. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.
Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
При выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений. Кроме подвижных игр, широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий; игры малой подвижности.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях, где используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме; занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; занятия-соревнования; занятия серии «Здоровье». В ходе таких занятий детям даются представления о строении тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в ЗОЖ.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки, ходьба на боковой стороне стопы. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
После дневного сна использую коррегирующую гимнастику, которая включает обязательно дыхательные упражнения и ходьбу по ортопедическим коврикам.
Релаксационные упражнения - система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Активно применяю пальчиковую гимнастику в режимных моментах, на прогулках, которая часто сменяется самомассажем рук, ног и т.д., включаю элементы логоритмики.
Итак, осуществляемая работа позволят постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
В среднем на каждого дошкольника приходится не менее трех заболеваний в год. Почти 40% имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений.
Списочный состав – 22 ребенка, из них к первой группе здоровья относится 7 детей, ко второй группе здоровья – 15 детей. Процент часто болеющих детей – 10 %. Основные заболевания: ОРВИ, ангина, гайморит.
Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков), логопеда.
Итак, в основном дети относятся ко второй группе, что является основанием реализации оздоровительной работы в ДОУ. Результатом эффективной работы является снижение заболеваемости детей. Доказательством этого является мониторинг заболеваемости детей. На 2014 г. приходился 20 % заболеваемости детей, на 01. 12.2015 г. – 10%.
Итак, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Список литературы
Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 14-16.
Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. – 2006. - № 6. – С. 42 – 45.
Огейчук Л. В. Инновационность здоровьесберегающих технологий в ДОУ: http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie32.htm.
Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Красонова, И. А. Гаврилова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
Современные системы диспансерного наблюдения детей и подростков / А. П. Муратова, И. В. Васильева // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. Участием. – Архангельск, 2014. – 456 с.
Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни / В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2012. – 265 с.
Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. / В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2012. – С. 34.
Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. – 2006. - № 6. – С. 43.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215