Консультация Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях внедрения Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Современные подходы в формировании культуры здоровья
дошкольников в условиях внедрения Федеральный государственный
стандарт дошкольного образования.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья детей. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС дошкольного образования по физическому развитию решает следующие задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- создания среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников».
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обозначает следующие целевые ориентиры:
«у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать»;
«овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»;
«приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх»; «Ребенок может следовать правилам безопасного поведения и личной гигиены».
То есть, стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 95).
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.
Задачи здоровьесбережения:
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей - сохранение здоровья детей и повышения двигательной активности и умственной работоспособности - создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
В нашем дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие технологии организуются через различные формы здоровьесберегающей работы:
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия в спортивном зале и на свежем воздухе
- динамические паузы во время образовательной деятельности
- самомассаж
- пальчиковая гимнастика
- зрительная гимнастика
- артикуляционная гимнастика
- сказкотерапия
- рациональное питание
- дыхательная гимнастика
- релаксация
- послесоновая гимнастика
- технология музыкального воздействия.
В комплекс закаливающих мероприятий, проводимых в нашем детском саду входит:
- соблюдение температурного режима в течении дня
- правильная организация прогулки и её длительность
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей
- облегчённая одежда для детей в ДОУ
- дыхательная гимнастика после сна
- мытьё прохладной водой рук по локоть
- полоскание горла прохладной водой
- комплекс контрастных закаливающих процедур по «Дорожке здоровья».
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-8 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Проводится в игровой форме ежедневно в течение дня. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует память, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
Динамические паузы т.е. физкультминутки проводятся во время ООД (основной образовательной деятельности), 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения могут включатся элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Сказкотерапия. Позволяет быстро победить стресс. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Рациональное питание дошкольников - одно из необходимых условий гармоничного роста. В ДОУ выдерживается калорийность пищевых продуктов, используется максимальное разнообразие рациона, проводится технологическая и кулинарная обработка продуктов, пища имеет хорошие вкусовые качества, согласно СаН –Пин 2.4.1.3049-13.
В течение учебного года в нашем детском саду педагоги проводят игровые образовательные ситуаций на тему: «Основы здорового образа жизни». Они проводятся 1 раз в неделю в свободное время. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Релаксация. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Гимнастика после сна проводится ежедневно после дневного сна 7 -10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки, обширное умывание. Для профилактики плоскостопия используется дорожка здоровья. Дети с удовольствием ходят по ней. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, повышенной активности. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Используем в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используем музыку для сопровождения образовательной деятельности дошкольников (на ООД по изодеятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Также музыку используем перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.
Дыхательная гимнастика активизирует у детей кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Полоскание горла. К 4-5 годам дети должны уметь полоскать горло. Приучать с 2-3 лет. Утром после сна, в обед перед сном. Осенью и весной с целью профилактики травами, солью, с йодом.
Обширное умывание. Дети с 2 –х лет должны мыть лицо, руки до локтей, начальная температура воды 34 градусов, конечная 20 градусов. Каждые 3-4 дня необходимо снижать температуру на 1 градус.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: открытые просмотры с детьми для родителей; беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместное создание предметно – развивающей среды.
Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между физическим здоровьем и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».
Тот, кто с солнышком встаёт, делает зарядку,
Чистит зубы по утрам и играет в прятки –
Тот спортивный человек и вполне весёлый.
Постарайся быть таким в детском саду и дома!



Список литературы

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях, 2006г.
Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. общеразвивающие упражнения в детском саду, 2009г.
Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ, 2010г.
Журнал медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ 13.2010. Оздоровительная работа в детском саду 13.12.2010г.
Пеганов Ю.А. Физкультура для всех, 1996г.










15