Доклад«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 459 комбинированного вида»
«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»
Написала:
Родина Лариса Михайловна
воспитатель, высшая квалификационная категория
Г. Новосибирск,2016
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО). В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системойновых форм работы с родителями;- повышение педагогической культуры родителей;- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.Основные задачи работы:- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;- объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:1) доброжелательный стиль общения;2) индивидуальный подход;3) сотрудничество, а не наставничество;4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;5) динамичность.Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитаниюдетей;- учет индивидуальности каждого обучающегося;- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка;- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений ;- открытость детского сада для семьи;- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходык развитию ребенка в семье и ДОУ;- диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка . Функции работы ДОУ с семьей:1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;2) психолого-педагогическое просвещение родителей;3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность ;4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -заведующая - специалисты) .В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:-"Круглый стол" по любой теме;- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;- интервью с родителями и детьми на определенные темы;-тематические выставки;-консультации специалистов;-устный журнал для родителей; -семейные спортивные встречи;-почта и телефон доверия;-конкурсы семейных талантов;-семейные проекты "Наша родословная";-открытые занятия для просмотров родителей;-контрольные работы для родителей;-аукцион секретов воспитания;-родительская гостиная;-портфолио семейного успеха. Важные моменты:а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстропропадет;в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветнойбумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя.Способы повышения авторитета воспитателя:- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника илиза высокие показатели в работе по итогам года;- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений;Вывод. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Расписание образовательного процесса в МКДОУ д/с № 459 на 2015-2016 уч. Год (в соответствии с ФГОС ДО)
Понедельник
9. 00 – 9. 25 – Здравствуй, мир! (ознакомление с окружающим) (ОО – социально-коммуникативная, речевая, познавательная)
9. 35 – 10.00 лепка/аппликация (ОО – худ-эстетическая)
Вторник
9. 00 – 9 .25 – логопедическое (ОО – речевое развитие) 9 00 – 9 25 – музыкальное (ОО – худ-эстетическая, физическое развитие)
9 35 – 10.00 – «Раз – ступенька, два – ступенька» (формирование элемент. математич. предст. (ОО – познавательная)
11. 40 – 12. 10 – бассейн (ОО – физическое развитие)
15.20 – 15.50 – физкультура (ОО – физическое развитие)
Среда
9. 00 – 9. 25 – музыкальное (ОО – худ-эстетическая, физическое развитие)
9. 40 – 10.05 – развитие речи (ОО – речевое развитие)
10.15 – 10.45 – рисование (ОО – худ-эстетическая)
Четверг
9. 00 – 9. 25 – логопедическое (ОО – речевое развитие)
9. 35 – 10.00 - конструирование/ручной труд (ОО – худ-эстетическая, физическое развитие)
11.40 – 12.10 – бассейн (ОО – физическое развитие)
15.20 – 15.50 – физкультура (ОО – физическое развитие)
Пятница
9. 00 – 9. 25 – музыкальное (ОО – худ-эстетическая, физическое развитие)
9. 35 – 10.00 - синтез искусств (ОО – худ-эстетическая)