«Включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ формирования у детей культуры здорового образа жизни»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф .К .Салманова
Педагогический проект
«Включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ формирования у детей культуры здорового образа жизни»
Автор: Л.Т. Шкотова,
учитель физической культуры МБОУ
гимназия имени Ф. К. Салманова
Л. А. Шкотова
учитель физической культуры МБОУ
гимназия «Лаборатория Салахова»Сургут, 2014 г.
Аннотация
Данный педагогический опыт представляет собой описание опыта педагогической работы учителя физической культуры МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова Шкотовой Любови Тимофеевны по теме «Включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ формирования у детей культуры здорового образа жизни». В процессе написания проектной работы раскрываются цель, задачи и методы исследования, описываются применяемые методы и организация экспериментальной работы. Дается теоретико-практическое обоснование комплекса мер по включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре. Представлен сравнительный анализ заболеваемости детей, включенность родителей в спортивные мероприятия, участие обучающихся в интеллектуальных конкурсах по физической культуре.
Работа имеет практическую направленность и может быть применена в педагогической деятельности учителей физической культуры.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Обоснование необходимости проекта
В настоящее время весьма актуальными являются вопросы поиска эффективных форм и методов физического воспитания обучающихся, повышения интереса к различным формам двигательной активности, оптимизации их двигательной активности (Л.Б. Кофман, 1998; И.Т. Иванков, 2000; А.П. Костенко, 2000; Ю.Г. Васин с соавт., 2001).
При значительной и ежедневной психической нагрузке, хронической усталости большинства школьников около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности (В.Н.Лащинский, Ю.В. Окуньков, 1995). Существующая система физического воспитания не полностью восполняет генетическую потребность школьников в движении и отрицательно сказывается на их здоровье (И.Т. Иванков, 2000; В.А. Вишневский, 2002).
По статистическим данным, в нашей стране регулярно занимаются физической культурой всего 8-10 процентов населения, в то время как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 процентов (П.А. Рыжков, 2002).
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость в настоящее время, когда возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм. Влияние ряда экзогенных и эндогенных факторов, таких как ухудшение экологической обстановки, резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация, расширение школьной программы, увеличение психических нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость, гиповитаминозы, наличие очагов хронических инфекций, длительная холодная зима и короткое жаркое лето, резкие перепады температуры и атмосферного давления, охлаждение открытых частей тела и лица, в равной мере, отрицательно сказывается на процессах роста и общего развития детей и подростков и проявляется в снижении адаптационных возможностей растущего организма (Ж.Ж. Раппорт, 1979; В.А. Матюхин, А.Н. Разумов, 1999; В.П. Зуевский, 2000; В.Н. Катюхин, Д.В. Бажухин, И.Ф. Бажухина, 2000 и другие).
Результаты научных исследований и анализ педагогической практики свидетельствуют о тревожной тенденции снижения с возрастом интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности (Ю.Н. Вавилов, 1990; П.К. Дуркин, 1995; Н.М. Куликов, 2003). Одной из причин такого положения дел исследователи называют отсутствие в образовательных учреждениях систематической и комплексной работы по формированию положительного эмоционально-ценностного отношения к физической культуре (Б.Н. Найданов, 1996; В.Г. Чичикин, 1998; Т.В. Головина, 2003).
В 2012 году с целью выявления отношения родителей к проблеме формирования культуры здорового образа жизни у детей МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова мною проведено анкетирование. В опросе участвовало 100 респондентов из числа родителей обучающихся 1-4-х классов.
Среди ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье и формирование у детей морально-нравственных качеств личности; далее следуют образование, материальное благополучие. При этом приоритетным направлением деятельности гимназии родители считают формирование знаний, умений и навыков (85% респондентов). Только для 15% родителей приоритетом является физическое воспитание школьников. Следствием этого является недостаточное внимание, которое в большинстве семей уделяется вопросам физического развития детей. Среди мер, используемых родителями для укрепления их здоровья, только 10 % семей применяют регулярно физические упражнения и закаливание.
Всё это говорит о наличии ярко выраженного противоречия между пониманием родителями важности регулярных занятий физическими упражнениями и недостаточной степенью их применения, а также чрезвычайно низким уровнем физической активности самих родителей.
Поэтому особое внимание в своей деятельности уделяю поиску эффективных способов повышения роли родителей в оздоровление детей, приобщению их к здоровому образу жизни.
Идея проекта: приобщение родителей к занятиям физическими упражнениями с детьми дома, внедрение домашних заданий по физической культуре.
Объект исследования – включенность обучающихся и родителей в активные формы внеурочной деятельности по физическому воспитанию.
Предмет исследования – процесс вовлечения обучающихся и родителей к активным формам внеурочной деятельности по физическому воспитанию.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально исследовать показатели заболеваемости обучающихся, укрепление здоровья, включенность обучающихся в исследовательскую работу по проблемам физического воспитания и активность родителей при проведении внеурочных мероприятий.
Рабочая гипотеза. Если внедрить проект «Включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ формирования у детей культуры здорового образа жизни», то со временем можно добиться снижения уровня заболеваемости обучающихся, укрепления их здоровья, повышения успешности обучении школьников и повышению активности родителей во внеурочных мероприятиях.
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретическую и методическую литературу по данной проблеме.
Отобрать и теоретически обосновать комплекс мероприятий, способствующих объективной оценке педагогических воздействий во внеурочной деятельности по физическому воспитанию школьников.
Установить особенности влияния различных внеурочных мероприятий на уровень физического развития школьников и укрепления здоровья.
Наш опыт представляет собой педагогический проект по взаимодействию школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей, привитию у них элементарных навыков физической подготовки.
Решение задач предполагает слаженную работу педагогов, родителей.
Для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.
Основное содержание проекта
Методы исследования, использующиеся в педагогическом проекте:
изучение литературы по взаимодействию семьи и школы, изучение нормативных, методических документов;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
опросы (анкетирование);
педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Направления реализации проекта сочетают в себе следующие виды деятельности: урочную и внеурочную. Эта деятельность осуществляется через следующие направления работы: обучение (урок), воспитание (спортивные мероприятия, школьные, городские соревнования, исследовательские проекты, классные часы, родительские собрания, индивидуальные консультации для детей и родителей).
Этапы реализации педагогического проекта
-156210400051 этап. Подготовительный
Формулирование проблемы, планирование деятельности
001 этап. Подготовительный
Формулирование проблемы, планирование деятельности
461391014605004036060242570Сотрудники
00Сотрудники
2020570242570Родители
00Родители
272986514605008293104635500410210242570Дети
00Дети
539753397252 этап. Практическая деятельность
002 этап. Практическая деятельность
154813014859000403542514859000
296799085090Консультативная, индивидуальная работа
с родителями
00Консультативная, индивидуальная работа
с родителями
53467085090Совместные мероприятия
по реализации проекта
00Совместные мероприятия
по реализации проекта
152400285753 этап. Контрольно-оценочный
003 этап. Контрольно-оценочный
2920365295910Анализ результатов, рефлексия участников проекта, определение степени необходимости продолжения проекта
00Анализ результатов, рефлексия участников проекта, определение степени необходимости продолжения проекта
53975295910Разработка плана, по результатам диагностики, для дальнейшей работы
00Разработка плана, по результатам диагностики, для дальнейшей работы
4034790101600016440151016000
Механизм реализации педагогического проекта
Этапы проекта Сроки Задачи этапа Ожидаемый результат Ответственные
Подготовительный Август - сентябрь Организационные:
Разработка плана и реализация проекта.
Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов Администрация, учителя
Мотивационные:
Выявление отношения к проекту всех участников образовательного процесса. Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта Учителя, педагог-психолог, родители, обучающиеся
Кадровые
Осуществление подготовки педагогических работников к реализации проекта. Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта Администрация, заместитель директора по научной работе, учителя
Содержательные:
Изучение нормативно-правовой документации, регулирующей работу с обучающимися Изучение литературы по теме. Участие в создании нормативно-правовой документации локального уровня по организации работы с родителями.
Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности Администрация, заместитель директора по научной работе, учителя
Информационные:
Обеспечение информационной поддержки всех участников образовательного процесса. Информационная готовность участников проекта.
Система мониторинга проекта. заместитель директора по научной работе, учителя
Практический октябрь - май Апробация проекта Реализация целей и задач проекта Администрация, заместитель директора по научной работе, педагог-психолог, учителя
Определение критериев эффективности реализации проекта Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта Внесение необходимых корректив в содержание проекта Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании Внедрение в образовательный процесс школы основные идеи и содержание проекта. Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта Контрольно-оценочный Май Осуществление анализа эффективности проекта. Разработка методических рекомендаций по развитию по проведению внеурочных мероприятий.
Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня (школьный, муниципальный и региональный, всероссийский). Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборников:
- родительских собраний;
- утренней гимнастики;
- физминуток;
- буклетов о здоровом образе жизни. . Внедрение результатов проекта. Распространение информации о проекте:
1. Выступление с презентацией проекта на научно-методическом совете школы (далее НМС);
2. Выступление на юбилейной окружной научно-практической конференции «Х «Знаменские чтения»: Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни»
3. Материалы Х Международной научно-практической конференции. «О реализации проекта ««Включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ формирования у детей культуры здорового образа жизни» в гимназии МБОУ имени Ф.К.Салманова.
4. Августовская конференция «Включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ формирования у детей культуры здорового образа жизни».
5. Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Урок физической культуры в XXI веке» «Включение обучающихся и их родителей в активную внеурочную деятельность по физической культуре как эффективный способ формирования у детей культуры здорового образа жизни»
6. Печатная работа в сборнике 10-я Всероссийская научно-практическая конференция. «Спортивно ориентированное физическое воспитание и олимпийское образование - новые педагогические технологии 21 века"
7. Печатная работа в сборнике Спортивно ориентированное физическое воспитание и олимпийское образование – новые педагогические технологии XXI века: Сборник статей X- й Всероссийской научно-практической конференции (3 апреля 2015 г.) / под ред. Чумакова В.Н., Т.В. Кугушевой, Д.В. Фонарева, К.В.Чедова – ФГБОУ ВПО ЧГИФК, Чайковский: ФГБОУ ВПО ЧГИФК, 2010. – 215 с. «За здоровый образ жизни - родители и дети»
8.Участие в научно-практической конференции «Светочи России», муниципальных мероприятиях интеллектуальной направленности и «Шаг в будущее. Юниор», »Шаг в будущее».
Ресурсы реализации проекта:
№ п/п Ресурсы 1. Временные 2012 - 2015г.г.
2. Информационные - библиотека
- интернет ресурсы
- средства массовой информации
3. Интеллектуальные (экспертные) Внутри школьная экспертиза на уровне Совета по введению ФГОС
Юбилейная окружная научно-практическая конференция «Х «Знаменские чтения
Х Международная научно-практическая конференция
4. Человеческие (кадровые) Учителя с высшей и первой категорией
(классные руководителя, учителя физической культуры), родители.
5. Организационные Центр здоровья
ПЦК учителей физической культуры
6. Материально-технические - мультимедийное оборудование
7. Финансовые не требует дополнительных финансовых расходов, осуществляется в пределах бюджетного текущего финансирования
Партнеры
Дети, родители, учитель физической культуры, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог.
Целевая аудитория
Педагогический проект рассчитан на обучающихся 1-4 классов, родителей, классных руководителей. Недельная нагрузка по предмету: физическая культура- 2 часа в неделю. Спортивные внеклассные мероприятия проводятся после основных занятий.
План реализации проекта
С учетом запроса родителей был составлен план мероприятий проекта
Месяц Виды работы Участники Цель
Подготовительный этап
Сентябрь Вводное родительское собрание
«Здоровый образ жизни детей - задача родителей!» Кл.руководитель, учитель ФК, родители Консультативная работа с родителями, определение проблемы
Сентябрь Медосмотр
«Объективные и субъективные данные» Учитель ФК, врач, педагог-психолог Анализ состояния здоровья детей
Сентябрь Диагностическое обследование умений обучающихся Педагог – психолог, учитель Выявление интересов обучающихся по исследовательской деятельности
Сентябрь День открытых дверей
«Президентские состязания» Учитель ФК,детиПромежуточный контроль физической активности и подготовленности
Практический этап
Октябрь Диагностика физической активности и подготовленности
Конкурс плакатов
«Мы за здоровый образ жизни» Учитель ФК, педагог-психолог, кл.рук Обработка данных «Президентских состязаний» и выбор направлений деятельности
Ноябрь Плановое родительское собрание
«Организация занятий физическими упражнениями дома»
Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ». Кл.руководитель, учитель ФК, родители Внедрение домашних заданий
по физкультуре
Декабрь Совместное мероприятие
«Неразлучные друзья взрослые и дети», «Здоровье детей счастье матерей», «Мы вместе», « От ГТО к олимпийским медалям «и т.д. Учитель ФК, педагог-организатор, родители, дети Объективная оценка физической активности. Совместные мероприятия
по реализации проекта
Февраль Конкурс детских проектов
«Моя здоровая семья», «Здоровый образ жизни в моей семье». Кл, руководитель, учитель ФК, родители, дети Отражение приоритетов здоровой семьи глазами ребёнка
Март Оформление уголков здоровья в классах на тему: «Папа, мама и я - здоровая семья» Учитель ФК,
кл. руководитель, дети Оформление фото стенда с текстовой информацией о ЗОЖ
Апрель Контрольный урок
«Президентские состязания» Учитель ФК, дети Итоговый контроль физической активности и подготовленности
Октябрь-апрель Индивидуальные и групповые консультации обучающихся Учитель ФК Определение темы исследования; выделение составных частей исследовательской работы; оформление работы; подготовка к защите исследовательской работы.
Контрольно-оценочный
Май Итоговое мероприятие
«От домашних заданий – к спортивным успехам» Кл.руководитель, учитель ФК, родители, дети Анализ результатов, рефлексия участников проекта, определение степени необходимости продолжения проекта
Май Подготовка и участие в научно-практической конференции «Светочи России», «Шаг в будущее». Юниор. Учитель ФК Подготовить выступление и защиту исследовательских работ.
В течении хода проекта Индивидуальные и групповые консультации для родителей «Примерные упражнения для домашних заданий», «Практикумы по использованию приёмов и методов для оздоровления детей» Родители, дети, учитель ФК,
педагог-психолог,
социальный педагог Использованию приёмов и методов
для оздоровления детей.
Ожидаемые результаты и социальный эффек
К ожидаемым результатам можно отнести результаты продукты и результаты эффекты. Результат продукт - это полученные при работе материальные объекты:
- плакаты;
- буклеты;- исследовательские проекты.
Результат эффект - это участие обучающихся и родителей в проводимых по данной деятельности мероприятиях, укрепление здоровья и привития основ здорового образа жизни, а также внутренние психологические изменения (самооценка, мотивация, самостоятельность, ответственность и т.д.).
Полученные результаты.
В течение учебного года осуществлялся мониторинг внедрение проекта по следующим параметрам:
- целенаправленная работа семьи по формированию здорового образа жизни (анкетирование)
- анализ заболеваемости детей (ОРЗ, ОРВИ).
lefttop
- включенность родителей в спортивные мероприятия.
- включенность родителей в спортивные мероприятия.
Выводы:
- в результате внедрения проекта у родителей повысилась потребность к ведению здорового образа жизни и занятиями физической культурой;
- снизилось количество учеников с простудными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ);
- повысилась включенность родителей в спортивно-массовые мероприятия (родители, дети);
Родители также отметили, что дети стали более самостоятельными в выполнении процессов самообслуживания, бережно относятся к своему телу, проявляют инициативу и независимость.
Данные диагностики и анализ заболеваемости в очередной раз подчеркивают необходимость приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни через совместную деятельность.
Заметен рост участия и результат обучающихся в интеллектуальных конкурсах по физической культуре.
Перспективы дальнейшего развития проекта заключаются в том, что планирую продолжить работу по привлечению родителей и обучающихся к внеурочной деятельности по физической культуре в старшем звене.
Приложение №1
Вводное родительское собрание
«Здоровый образ жизни детей - задача родителей»
Часто взрослые считают, что для ребенка самое важное - хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугами?
Воспитывая ребёнка в семье, мы часто употребляем слово «привычка». Необходимо обеспечить возможность приобщиться всем к спортивно-оздоровительному образу жизни, так, чтобы забота о здоровье стала привычкой. К вредным привычкам учащихся обычно относят безответственность, неорганизованность, лень. Высокие результаты в работе, спорте, улучшение здоровья, поддержание отличной физической формы не оставляют места вредным привычкам! При осознании здорового образа жизни нравственные принципы сочетаются с практическими действиями. Занятия физической культурой способствуют воспитанию мужества, силы воли, трудолюбия, благородства и милосердия.
Любой выбранный вами вид спорта даст начальное физическое развитие вашему ребёнку, создаст основу для дальнейшей специализации, когда ребёнок сам осознанно выберет, может быть, даже другой вид спорта.
Занятия физической культурой и спортом помогают создать рациональный режим дня, чтобы день прошёл плодотворно и насыщенно, успешно сочетать физическую нагрузку с отдыхом; они дисциплинируют, способствуют духовному и физическому развитию.
Семья, в которой царит здоровый образ жизни и любят физическую культуру и спорт, передаёт свои традиции от поколения к поколению. С малых лет необходимо формировать положительный образ здорового человека. Убеждайте детей в том, что, если не заниматься спортом, трудно будет достигнуть успеха в учении, не станешь сильным и здоровым!
Человек современный всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд. Малоподвижный образ жизни (занятия в школе, уроки дома, сидение перед компьютером и телевизором) сказывается на общем состоянии здоровья детей. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только лишь на 11%. Помочь сформировать привычку к сохранению здоровья должны семья, общеобразовательная и спортивная школы.
Необходимо в гимназии: на родительских собраниях серьёзно поднимать значение физической культуры и спорта; регулярно проводить спортивные праздники и дни спорта, соревнования «Не разлучные друзья – взрослые и дети», «Здоровье детей счастье матерей»; «Папа мама я – спортивная семья», «Мы вместе», чествовать учащихся и их родителей, которые активно занимаются физической культурой; встречаться с ветеранами спорта; беседовать об истории и развитии спорта, олимпийского движения.
Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьёзными. Однако самооценка внешнего вида, фигуры не даёт подростку жить спокойно, мешает общению с друзьями, может привести даже к трагедии.
В такой ситуации родители должны понять, что они обязаны поддержать своего ребёнка, сделать почти невозможное, показать личным примером, как можно улучшить свою внешность, занимаясь физической культурой.
Если родители следят за здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет вести активный образ жизни, он всегда готов подражать: зарядке по утрам, активному отдыху в выходные дни, закаливанию. Совместные прогулки, походы - вот лекарство от болезней души и тела.
Необходимо родителям: не стремиться освободить ребёнка от уроков физической культуры, они так же важны, как и уроки любого другого предмета в школе; способствовать систематическим занятиям его в спортивной секции, участвовать (вместе с учителями) во всех спортивных мероприятиях гимназии как в роли участников, так и болельщиков; утверждать здоровый образ жизни в семье; избавиться от вредных привычек и вести активный образ жизни.
Родители совместно с учителями физической культуры и с тренерами-преподавателями спортивных школ должны стать равноправными участниками физического воспитания детей - развития выносливости и других физических качеств, расширения двигательных навыков, подготовки к труду и службе в армии, обеспечения физического совершенства, предупреждения умственного переутомление
Приложение № 2
Плановое родительское собрание
«Организация занятий физическими упражнениями дома».
Как правильно организовать занятия с физическими упражнениями дома
Практически все великие люди во все времена начинали свой день с утренней гимнастики. Это не значит, что они непременно приседали, делали махи руками и ногами, отжимались. Каждый по-своему настраивал свой организм на рабочий лад. Например, М. М. Пришвин совершал длительные прогулки по лесу.
Физическая зарядка приносит по утрам пользу только в одном случае - если она индивидуальна. Все дети переключаются с одного вида деятельности на другой по-разному. Как же составить индивидуальный комплекс утренней гимнастики? Прежде всего, необходимо знать, что утренняя зарядка предназначена не для тренировки, а для подготовки организма к активной дневной деятельности. Нагрузка подбирается в соответствии с жизненными, психологическими особенностями каждого ребёнка.
Вот несколько правил, как проводится утренняя гимнастика: дыхание во время выполнения упражнений должно быть ритмичным и спокойным; амплитуду движений, их скорость и интенсивность необходимо увеличивать постепенно от начала занятия к его окончанию; комплекс утренней гимнастики необходимо периодически менять, но не следует перегружать, число упражнений не должно превышать 8 -10; время проведения утренней гимнастики 10-12 минут, пульс во время зарядки не должен превышать 150-160 ударов в минуту; можно применять весёлую музыку.
Домашнее задание - не в тягость, а в радость
В современных средствах массовой информации, специализированных изданиях опубликованы данные о состоянии здоровья населения России, и в частности детей. Результаты медицинских обследований, цифры статистики вызывают тревогу. Уровень детского здоровья стремительно снижается. Одной из основных причин устойчивой тенденции снижения здоровья у подрастающего поколения является низкая двигательная активность. Любой специалист в области физической культуры с уверенностью скажет, что в современных условиях два урока физической культуры в неделю — это недопустимо мало и для детей, которым необходимо гораздо больше двигаться, и для учителей, которые должны успеть решить за это время множество обучающих, воспитательных, развивающих задач.
Расширяя рамки уроков с помощью домашних заданий, можно высвобождать урочное время для решения других задач, одновременно приучая детей заниматься самостоятельно. При соответствующей мотивации и организации контроля эта форма весьма эффективна.
Домашние задания по физическому воспитанию являются одной из наиболее эффективных форм привлечения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Хочется, чтобы учащиеся сами проводили наблюдения за изменением результатов, показываемых учащимися при выполнении домашних заданий, могли следить за динамикой роста своих показателей от четверти к четверти, от класса к классу.
Цель домашнего задания заключается в улучшении в течение учебного года своих двигательных показателей. Для контроля взять несложные по координации упражнения, хорошо знакомые учащимся, не требующие громоздкого оборудования и инвентаря, легко доступные для контроля за их выполнением, а также оказывающие максимальное воздействие на развитие двигательных качеств, при минимальном количестве повторений.
Оценка домашнего задания
Требования к выполнению упражнений возрастают по мере очевидного роста физической подготовленности учащихся. Итоговая оценка за все задания - одна общая.
Организация контроля домашнего задания бывает трудоемкой только на начальной стадии. Необходимо научить детей правильному выполнению упражнений, объяснить критерии оценивания, воспитать благожелательное отношение к слабым учащимся. По мере формирования устойчивых навыков самооценки практикуется взаимный контроль учащихся, иногда разделяя их на группы: сильные, средние и слабые. Каждый ученик в группе оценивает какое-то одно упражнение. Для контроля можно оставить технически трудные упражнения: подтягивание на перекладине, наклон на повышенной опоре. Чаще ребята сами делятся на пары по принципу личных симпатий. Это могут быть и смешанные пары.
Бывает так, что в начальных классах, плохо подтягивающиеся дети испытывают неловкость перед одноклассниками, тогда нужно следить за выполнением этого упражнения после урока, менять его на другое или поручать контроль тактичному ученику, в стороне от основной массы учащихся. Такая организация работы требует меньше времени, и оставшуюся часть урока можно посвятить решению других задач.
«Десять советов родителям»
Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. Семья, в которой растёт ребёнок, во многом определяет его поведение и установки, в том числе и отношение к занятиям физической культурой. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок.
Совет 2 Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание.
Совет 3. Наблюдение за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет элементарных распоряжений родителей. Причиной может быть и усталость, и какое-то скрытое желание. Постарайтесь понять причину его негативных реакций. В этом родителям может помочь только глубокое знание особенностей своего ребёнка, его доверие, чувство защищённости и значимости собственной личности.
Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие. Если этого не делать, то возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.
Совет 5.Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи.
Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты вашего ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.
Совет 7. Не меняйте слишком часто набор упражнений. Если комплекс правится вашему ребёнку, пусть выполняет его как можно дольше - в этом случае он не будет «хватать верхушки», а прочно усвоит тот или иной навык, движение.
Совет8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения их спустя рукава, Физкультура - дело серьезное.
Совет 9. Не перегружайте ребёнка: что доступно более взрослому, не всегда полезно младшему.
Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь, терпение.
Приложение № 3
Контрольный урок
«Президентские состязания»
Важным моментом в организации контрольного урока является создание благоприятного эмоционального настроя детей. Выводы по приросту результатов физической подготовленности делаются на основе данных «Президентских состязаний», проводимых в начале и в конце учебного года. Их результаты рассчитываются по существующей методике отдельно по каждому ученику и по классу в целом, проводится сравнительный анализ. На итоговом уроке в конце года сообщаются учащимся результаты, сопоставляются их с результатами предыдущего года и делаются выводы, как ученик поработал в этом году над собой. Многие из них с нетерпением ждут его, чтобы удивить одноклассников своим новым достижением. Такие уроки вызывают у ребят живой интерес. Они неравнодушны к тому, на каком уровне развития они находятся. Специально подбираются такие данные, которые демонстрируют заметное улучшение некоторых физических показателей. Такие цифры вызывают учеников буквально взрыв эмоций по отношению к своей прошлой, по их выражению, «недоразвитости». Часто учащиеся аплодисментами и одобрительными возгласами выражают свое отношение к выполнению упражнения их товарищем: кто-то выполнил подтягивание выше уровня перекладины почти по пояс, кто-то, делая «угол», достал прямыми ногами стенку над головой, а кто-то впервые смог согнуть руки в висе. Всем приятно неравнодушное и благожелательное отношение окружающих. Именно в таких случаях наиболее значимы комментарии учителя, его оценка происходящего. Нельзя не заметить даже минимального достижения ученика, обратить внимание на этот факт всех присутствующих и порадоваться вместе. Или, наоборот, шутливо попенять нерадивому. Главное — не обидеть ребенка, не унизить его. За все время использования на практике этой формы работы дети ни разу не пытались выставить оценку своему товарищу необъективно. Стоит отметить и то, что ученики делятся опытом своей полготовки, дают друг другу практические советы, исправляют ошибки. Такое творческое взаимодействие помогает приобретению навыков товарищеского сотрудничества и общения.
Итогом этой работы является достаточно высокий уровень физической подготовленности каждого ученика в отдельности и класса в целом. Характерно, что более значимых результатов добиваются учащиеся тех классов, в которых наиболее явно проявляются коллективизм, дружба, взаимопомощь. Общие результаты разных классов пробуждают дух соревнований: быть самым спортивным классом — это престижно. О физической подготовленности классов информируются классные руководители, которые, в свою очередь, дают ученикам свою оценку. Вся эта работа побуждает школьников к дальнейшей работе над собой. Приучая ребят заниматься самостоятельно, формируя у них потребность больше двигаться, вести здоровый образ жизни, вовлекая их в физкультурную жизнь школы, создавая для них формы активной деятельности, соответствующие их интересам и уровню здоровья, нужно создать систему мероприятий, направленных на решение этих жизненно важных задач.
Но не очки, голы и секунды — главное в работе учителя, а здоровье и социальное благополучие наших ребят. Стремясь, стать лучше, достичь определенных результатов, ученики воспитывают в себе целеустремленность, силу воли, работоспособность, чтобы в будущей взрослой жизни быть успешными.
Приложение № 4
Индивидуальные и групповые консультации для родителей
Примерные упражнения для домашних заданий
-подтягивание из виса на перекладине (мальчики);
-подтягивание из виса лёжа (высота 90 см от пола, девочки);
Контролируются силовые возможности верхних конечностей и плечевого пояса.
Правила выполнения подтягивания из виса. И виса на прямых руках хватом сверху подтягиваться так, чтобы подбородок был выше перекладины, опускаться в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение. При выполнении упражнения маховые движения и рывки не разрешаются.
Правила выполнения подтягивания из виса лежа. Из виса лёжа, на прямых руках хватом вверх подтянуться так, чтобы подбородком коснуться перекладины, туловище и ноги составляют прямую линию, опускаться в вис, лёжа до полного выпрямления рук. При выполнении упражнения маховые движения прогибания туловища относительно ног не разрешаются. Высота перекладины от пола 90 см.
-поднимание туловища из исходного положения, лёжа на спине, ноги закреплены, согнуты в коленном суставе, голени под прямым углом к бедру, руки за головой, пальцы в «замок», локти вверх. При выполнении упражнений счёт осуществляется при касании локтями середины бедра, опускаться до касания лопатками пола.
С помощью данного упражнения контролируются силовые качества мышц живота, спины и общую выносливость.
-поднимание прямых ног в висе на шведской стенке до угла 900 (мальчики);
-поднимание согнутых ног до уровня груди (девочки);
-сгибания и разгибания рук в упоре лежа (отжимание).
В младших классах обучать детей отжиманиям можно с выполнения этого упражнения на повышенной опоре. Система оценивания зависит от индивидуальных способностей учащихся, их физической подготовленности и развития - отжимания от пола, от скамейки, от низкого гимнастического козла.
Упражнения подобраны с учётом их разнообразного воздействия на организм детей, в том числе с целью укрепления основных мышечных групп, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Количество упражнений увеличивается в каждом месяце, а требования к качеству их выполнения повышаются по мере освоения.
Представленные в проекте домашние задания для учащихся 1-4 классов и система их контроля соответствуют авторской программе.
Приложение № 5
Индивидуальные и групповые консультации для родителей
Виды практикумов для родителей по использованию приёмов и методов для оздоровления детей
Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности школьного образовательного учреждения.
Особое внимание уделяется взаимодействию школьного образовательного учреждения с семьёй.
Эффективным направлением работы с родителями по формированию здоровья детей являются занятия-практикумы, где родители обучаются приёмам и методам оздоровления детей: ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания. Знакомятся с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в гимназии.
При подготовке к занятиям-практикумам мы обращаем внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.
Занятия-практикумы предусматривают теоретическую и практическую части. В теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста ( психолога, логопеда, медицинской сестры, учителя по ФК и т.д.) по определённой теме. В практической части участвуют родители и дети; это совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактических упражнений и др. В заключительной части родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.
Таким образом, занятия-практикумы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взаимодействие психолого-медико-педагогического коллектива гимназии с семьёй обеспечивает хороший уровень укрепления здоровья детей и снижение заболеваемости.
Приложение № 6
День открытых дверей
«Будь готов к труду и обороне»
Работу по введению домашнего задания лучше начинать в начальном звене. Начало года посвятить организационным вопросам, ознакомлению учащихся со спецификой проведения уроков, протестировать уровень физической подготовленности учеников, определить степень их умений и навыков. Провести для ребят День открытых дверей. Лучшие спортсмены школы устраивают показательные выступления, рассказать о своих достижениях, поучаствовать вместе с малышами в шуточных играх и эстафетах. Старшеклассники дают им наказ: чтобы не уронить честь школы на предстоящих соревнованиях, надо много тренироваться, и начинать готовиться нужно уже сейчас. На уроках напомнить ребятам об этом наказе и предложить упражнения, которые помогут им стать такими же сильными и ловкими, обязательно объяснить и показать каждое упражнение. На последнем уроке месяца пронаблюдать успехи каждого. Количество упражнений - минимальное. Каждый ученик за что-нибудь обязательно заслуживает похвалы, а самые сильные получают благодарность в дневник. К следующему контрольному уроку качество подготовки заметно вырастает.
В последующих классах учащиеся привыкают к постоянному контролю. Мотивация становится глубже - это и теоретические знания, и элементы соревнования, и итоги мониторинга уровня физической подготовленности по результатам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Будь готов к труду и обороне»
Литература:
Акчурина И. Н. Воспитание. Играйте вместе с детьми. Физическая культура в школе 1985 – X – 56 с.
Аминов С. Н. Пригласите родителей на праздник. Физическая культура в школе 1989 – II – 28 с.
Андреев Л. Физическая культура в школе и на природе / Здоровье детей 2004- №22 сб.8.
Андреев С. Н. Вместе с родителями. Физическая культура в школе 1985 – II – 39 c.
Байков В. П. Взаимодействие школы и семьи. Физическая культура в школе 1987 – IX – 49 с.
Безруких М.М. Двигательный режим школьника в семье. Физическая культура в школе, 1982 – I – 56 с.
Безуких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
Богдданов Г. П. Школьникам здоровый образ жизни М., Р и С, 1989
Бурмистрова Н. И. Образование и здоровье. Физическая культура в школе 1998– I
Бурмистрова Н. И. С помощью родителей. Физическая культура в школе 1998
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991.
Все о здоровом образе жизни. Франция: Ридерз Дайджест: 1998. – 404 с.
Высоочин Ю. В. Физическое развитие и здоровье детей. Физическая культура в школе 1999 – I – 69 c
Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. Физическая культура в школе 1988
Геллер Е. М. В семье единой. Физическая культура в школе 1989 – III – 42 c.
Гордеева Л. Батырша Варя Физическая культура в школе 1999 – II – 50c
Гребенников И. В. Школа и семья. М. 1985
Деркач В. И. Самое главное – здоровье ребенка. Физическая культура в школе 1989 – VII – 35 c
Джуракулов Т. Д. Ни семья без школы, ни школа без семьи. Физическая культура в школе 1980 – VII – 61 c
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М: Спортакадемпресс, 1999.
Ершаков А.П. Всей семье на старт. Физическая культура в школе 1985 – VIII – 42 c
Кабина Т. В. Дети будут довольны. Физическая культура в школе 1999 – V – 72 c
Кардиляс К. К. Влияние знаний и физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности. Физическая культура в школе 1999 – III – 11 c
Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 252 с.
Козлова Т. В. Рябушкина Т. А. Физкультура для всей семьи. М, Р и С. 1988 – 6, 28, 68, 93, 132 – 135, 182 – 187, 227 с.
Кондратьева М. Между нами взрослыми, М. 1987 – I – 60 с.
Копылов Ю. А. Физическое воспитание школьников в семье. Физическая культура в школе 1986 – X – 59 c
Коростелев Воспитание здорового школьника, М. 1986
Коротков И. М. Играйте вместе с детьми. Физическая культура в школе 1980 – VIII – 49 c
Курысь В. Н. Вестник СГУ – 1998 – 16 –14- -145 с
Литовченко О.Г., Апокин В.В. Функциональное состояние кардиореспираторной системы учащихся Среднего Приобья / Теория и практика физической культуры 2012 – VI – С 88 – 90.
Мальцев А. П. О роли семьи и общества. Физическая культура в школе 1998 – III -42 – 43 c
Масленников С. М. Домашние задания для учащихся начальной школы. Физическая культура в школе 1999 – IV – 37 c
Межуева Т. А. Открытый урок для родителей. Физическая культура в школе 1998 – I – 41 - 43c
Моченов В. П. Спорт против наркотиков. Физическая культура в школе 1999 – III
Никитин Б. П. . Резервы здоровья наших детей. М. Ф и С 1990
Николаев Ю. М. Физическая культура. Теория и практика. 1999- VII - 28 с.
Никольский Б. Продительское собрание – первое знакомство. Физическая культура в школе 1998 – I –28 c
Перфильева В. И. Физкультура для всех. Физическая культура в школе 1999 – VIII – 28 c
Петренко И.И. Вместе с родными.Физическая культура в школе 1998 – VIII – 48 c
Полиевский С. А. Гук Е. П. Физкультура в закаленной семье. М. Ф и С 1984
Попова М.А., Говороухина А.А. Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации образования. – Тюмень: Аксиома, 2013. – 287 с.
Поштарева Т. В. Готовим детей к школе. Физическая культура в школе 1999 – V – 8
Сацюк П. П. Папа, мама, я – спортивная семья. Физическая культура в школе 1983 – IV – 28 c
Светов А. А. Школьников И. В. Физическая культура в семье, М. Ф и С.
Усачев В. И. Социально – педагогическая эффективность оздоровительной физхической культуры в школе и семье. Физическая культура, 199 – I.
Хайрова Ю. А. Урбанова Н. Б. Организация активного отдыха школьников в семье. Физическая культура в школе, 1982 – XI – 53 c.
Чаклин А. В. Малиевская И. А. Сохранить здоровье смолоду. М. Ф и С., 1987
Чередов Начальная школа – основа основ. Физическая культура в школе 1997 – VII
Чуниев А. Н. Физические упражнения в формировании личности ребенка в начальной школе. Физическая культура в школе 1999 – III – 7 - 10 c.
Яковлев В. Г. Физическое воспитание детей в семье. М. Ф и С. 1971
Ярулин А.С. Всей семье за здоровьем. //Теория и практика физической культуры, 1989. №1, с. 58.