Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся
«Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся»
Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставил без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило». Эти советы не потеряли актуальности: образование сегодня должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе.
Большие возможности в этом плане открывает учебно - исследовательская работа (УИР). Образовательные цели исследовательской работы по русскому языку определим через ключевые компетенции (коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую).
Лингвистическая компетенция – это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. Можно сказать, что на развитие лингвистической компетенции делается важный акцент исследовательской работы старшеклассников по русскому языку, поскольку он более других близок лингвистике как науке и нацелен на научное познание языка. В ходе исследовательской работы предполагается формирование и развитие следующих знаний и умений, составляющих лингвистическую компетенцию:
знаний о достижениях лингвистической науки (имена и научные биографии выдающихся учёных-русистов, проблемы, методы лингвистического исследования, результаты исследований по русскому языку);
знаний о системности языка (на основе систематизации, расширения и углубления знаний о русском языке, полученных при изучении различных разделов школьного курса);
языковой рефлексии;
умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала;
исследовательских умений сформулировать тему, гипотезу, цели и задачи лингвистического исследования, выбрать лингвистический метод в зависимости от целей и объекта исследования, сформулировать выводы.
Коммуникативная компетенция – способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию. Исследовательская работа ставит старшеклассников перед необходимостью читать и находить нужную информацию в справочной, научно-учебной и научной литературе; создавать, редактировать текст научного стиля речи; «свёртывать» и «развёртывать» текст; публично выступать и общаться на лингвистические темы (в форме монолога, диалога); отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические темы.
Формирование культуроведческой компетенции также одна из образовательных задач, которая решается при ведении старшеклассниками исследовательской работы через понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества, отражающей особенности национального видения мира; через владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения и осознание норм речевого этикета как национально-специфичных.
В организации УИР выделим следующие этапы:
Предварительный (знакомство с целями, структурой нового вида работы)
НИР я начинаю с 5 класса и вовлекаю всех обучающихся. В начале года ребята выбирают тему исследования, а в апреле на внутриклассной конференции защищают свои работы. В 5 классе ребята ещё не знакомы с этим видом деятельности. На помощь приглашаются старшеклассники из 6-7 классов с наиболее удачными и интересными работами. Они задают друг другу вопросы, обмениваются мнениями.
Определение темы исследования
Возможности выбора областей исследований не ограничены ничем, поскольку образовательные стандарты не регламентируют, какие темы и проблемы следует изучать. Таким образом, содержание определяется только интересами и возможностями исследователя и руководителя. Однако, выбирая тему УИР, следует руководствоваться следующими принципами:
Принцип научности
Ведение УИР по русскому языку на основе этого принципа способствует формированию научного лингвистического мировоззрения. Указанный принцип также предусматривает изучение языка с разных точек зрения. При руководстве ИР нужно помнить, что выбор темы и методов исследования должен быть в рамках одной научной теории.
Принцип опоры на базовое образование
Он означает необходимость учёта знаний, полученных в школьном курсе русского языка. Полученные старшеклассниками в базовом курсе лингвистические знания служат опорой для углубления и расширения знаний об отдельных явлениях языка, методах лингвистического анализа в процессе исследования.
Принцип этичности
Исследования современного русского языка часто невозможны без записей текстов живой разговорной речи, которая изобилует речевыми ошибками, просторечиями, почти всегда сленгом. Такие объекты исследования (н-р, жаргон наркоманов, настенные граффити) не следует предлагать для ИР по этическим причинам.
Принцип межпредметных связей предполагает при необходимости осуществление взаимодействия с разными дисциплинами не только филологического цикла (литературой, историей, географией, иностранными языками, математикой и др.).
Примеры таких тем:
«Слово «кремль» в русском языке: происхождение, значение, восприятие»
«Политические заимствования из немецкого языка периода Петровской эпохи»
«Топонимика Красноярья»
Каков круг лингвистических интересов моих учеников? Какие темы они выбирают? Вот некоторые из них:
- «Своеобразие написания слов в SMS – общении»;
- «История происхождения моей фамилии»;
- «Фразеологизмы с названиями животных»;
- «Портрет одного слова» (ребята исследовали слова: красота, учитель, молоко, лошадь, герой//трус)
- «Ономастика. Происхождение имён собственных»
- «Выразительные средства лексики и фразеологии в произведениях А.С.Пушкина» др.
3. Сбор и анализ языкового материала
Какие лингвистические методы могут быть использованы в исследовательской работе школьников?
Выбор метода определяется непосредственно самим языковым материалом.
Метод наблюдения;
Описательный метод;
Экспериментальные лингвистические методы:
- социолингвистическое анкетирование,
- интервью,
- ассоциативный эксперимент.
Остановимся более подробно на последнем методе – ассоциативном эксперименте, который был использован в научно-исследовательской работе ученицы 8 класса Санкиной Софии «Концепт «хлеб» в восприятии современных школьников».
В данном эксперименте приняли участие 70 испытуемых. Это учащиеся МБОУ Лицей «Эврика». Возраст опрашиваемых – 11-14 лет. В качестве слова-стимула было выбрано существительное хлеб. В задании испытуемым предлагалось написать первые три, пришедшие в голову слова на русском языке на этот стимул. Время ответа ограничивалось 2 минутами. В итоге была получена 191 реакция. Далее составляется таблица, отражающая частотность ассоциаций на слово-стимул хлеб. На круговой схеме мы видим, что ядро ассоциативного комплекса на слово- стимул «хлеб» составляют лексемы: еда, пища (40), жизнь (24), труд (19), богатство (13), всему голова (10).
На периферии находятся такие ассоциации, как:
«суп», «обед», «дрожжи», «завтрак», «пекарня», «соль», «бутерброд», «чай», «масло», «сухарики», «процесс изготовления» - связанные, опять таки, с едой и её приготовлением;
«чёрный», «вкусный», «мягкий», «домашний», «хрустящий», «ржаной» - имена прилагательные, указывающие на сорт хлеба или другие его характеристики;
«война», «блокада» - ассоциации с Великой Отечественной войной.
Обобщение результатов анализа. Создание текста и представление работы.
Каким стилем должна быть написана работа? При выдвижении требований к оценке работ, представленных на конкурс, организаторы не используют понятие «научный стиль». В действительности, исследовательские работы старшеклассников по русскому языку тяготеют к учебно-научному подстилю речи. Ставя перед обучающимися цель – освоить на практике научный стиль и создать в этом стиле текст исследовательской работы по русскому языку, нужно понимать, что это труднодостижимая цель. К тому же постепенно складывающиеся жанровые и стилистические особенности исследовательских работ школьников оставляют свободу для отступления от канонов научного стиля и проявления творческой индивидуальности авторов. Поэтому научному руководителю нет необходимости брать дело в свои руки и вместо ученика шлифовать текс до блеска.
Наиболее часто встречающиеся формы представления исследовательских работ – это устный доклад и компьютерная презентация. Именно таким образом мои ученики в конце учебного года (апреле-мае) представляют свои исследовательские работы на внутриклассной конференции. Лучшие работы демонстрируются на школьной научно-практической конференции.
Результативность (2014 г.)
Важным событием в научно-исследовательской работе явилось участие в работе Республиканского филологического форума «Русский язык вчера, сегодня, завтра: от научных исследований к практике эффективной речи» в рамках Дней славянской письменности и культуры. В 2014 г. форум был посвящён Году культуры в Российской Федерации, который состоялся в мае 2014 года в городе Абакане. Победители и призёры: Данюкина И. – 2 место, Гесслер Р. – поощрительный приз в конкурсе «Юный журналист»; Санкина С. – поощрительный приз, Жданов Р. – поощрительный приз в научно-практической конференции. Помимо грамот ребятам подарили ценные книги. Остальные участники получили сертификаты.
19 сентября 2014 г. участие в муниципальном этапе городской НПК учащихся.
Победители и призёры:
Санкина С. (8 класс)– I место в секции «Русский язык»
Бондаренко Я. (11 класс)– III в секции «Русский язык»
Балябина Д. (9 класс) – I место в секции «Литература»
Конечно, не каждый, кто успешен в научно – практических конференциях станет студентом-филологом, но многие научатся быть внимательными к слову, навыкам работы с разного рода информацией, смогут оформить мысль в продуманном и выразительном высказывании, отстоять свою позицию в полемике со сверстниками. Это, безусловно, пригодится им во взрослой жизни, успешность которой в немалой степени основывается на опыте школьной жизни.
Ростовцева И.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лицей «Эврика»
07.11.2014 г.
Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы и русского языка следует рассматривать с двух точек зрения (СЛАЙД 3) – суть исследовательской деятельности: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательской технологии в преподавании, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо (СЛАЙД 4) через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника (СЛАЙД 5)
Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Урок-исследование.
На наш взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой темы, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения. Уроки-исследования можно проводить как группами, постоянного и сменного состава, так и работая со всем классом, обучая технологии учебного исследования. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Причём те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на таких уроках, затем успешно используются. (СЛАЙД 6) Это могут быть уроки закрепления знаний по определённой тематике, уроки изучения нового материала или уроки решения задач, когда среди возможных решений надо выбрать наиболее рациональное.