Урок литературного чтения в 3 классе А.С.Пушкин СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29» г. о. Балашиха
УРОК ЧТЕНИЯ
3 класс
Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Составила: учитель начальных классов
Райкова Е.Г.
Цель  урока: обобщив знания по произведению подвести детей к выводу о том, что А.С. Пушкин, развивая в авторской сказке традиции устного народного творчества, создает самобытные произведения, утверждающие общечеловеческие ценности.
Задачи
-расширить  знания  учащихся  о  творчестве  А.С. Пушкина;
-продолжить работу по формированию умения работать с текстом, определять  характерные  особенности  героев  произведения,  формулировать  главную  мысль  текста;
-воспитывать любовь  к  поэтическому  слову,  формировать  интерес  к  классическому  искусству;
-развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение,  способность   воспринимать  различные  виды  искусства;
-продолжить работу по формированию умения работать  в группе.
Оборудование  урока:
1.О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).
2.Репродукции И.Я.Билибина к сказке.
3.Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» (запись музыкального  произведения).
4. Компьютер,  мультимедийный проектор, экран.
 
Ход  урока
Организационный момент
 Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Сегодняшний наш урок мы посвящаем самой светлой счастливой сказке, которую можно ещё назвать «симфонией русской души», которая появилась в далёком 1831 году - «Сказка о царе Салтане …».
Автором этой сказки является…кто?
(показывается портрет, ученики отвечают А.С Пушкин)
- вспомним, что нам известно об авторе:
Это имя бесконечно дорого каждому из нас и знакомо с детства. Родился А.С.Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала.
Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Влияние семьи было самым благотворным. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу.
Саша получил хорошее домашнее образование. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, которые были верными друзьями.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня.
Вопрос: А как ее звали?
Дети отвечают, что её звали Арина Родионовна.
Заходит «няня» .Эта чудесная русская женщина, чье имя Арина Родионовна, первая муза поэта, «наперсница» волшебной старины.
Она знала много народных песен, русских былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.
Выходит ученик в костюме Пушкина и читает строки, посвященные любимой няне:
Пушкин:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
Учитель: Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторять их.
Пушкин: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.
Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай (пересказ начала сказки «Царевич Нехитер-Немудер»
III. Постановка проблемы
Постарайтесь доказать, что Пушкин, создавая «Сказку о царе Салтане…», опирался на фольклорные источники. Приведите схожие черты сказки Пушкина и русской народной сказки « Царевич Нехитер- Немудер» ( работа в группах)
Необходимо подвести детей к выводу о том, что сказку Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и ненависти.
IV. Работа по содержанию сказки «О царе Салтане…»
Ребята, давайте вспомним сюжет сказки и восстановим последовательность событий. (НА ДОСКЕ)
- А теперь мы выясним, кто внимательнее читал сказку. Для этого ответьте на вопросы викторины. ( Викторина дается в виде презентации)
1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером?
а) двеб) четырев) три
2. О чем мечтали девушки за работой?а) отправиться в путешествиеб) стать царицамив) научиться летать
3. О чем мечтала младшая сестра?
а) стать царицей и для батюшки-царя родить богатыряб) стать поварихойв) стать ткачихой
4. Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано?
а) что царица родила девочкуб) что царица родила «неведому зверушку»в) что царица сильно заболела
5. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?
а) посадить жену и ребенка в темницуб) ничего не делать и ждать его возвращенияв) прогнать царицу из царства
6. Как в этот раз поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?
а) снова подменили письмо, в котором написали, что царицу с ее сыном следует засмолить в бочке и бросить в мореб) послушались приказа царя и стали ждать его возращенияв) испугались того, что подменили первое письмо, и снова подменили письмо царя, где написали, что царицу с сыном следует отправить к нему в военный лагерь7. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег?
а) медведяб) коршунав) белку
8. Кем на самом деле оказался коршун?
а) морским царемб) злым чародеемв) добрым молодцем
9. Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?
а) приготовила для царевича и его матери вкусный ужинб) сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого островав) на корабле отправила их обратно в царство царя Салтана10. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца?
а) превратила его в бабочкуб) снарядила корабльв) превратила его в комара
11. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха?
а) о медведе, который печет блиныб) о белке, которая грызет золотые орешки и поет песенкив) о лисице, которая танцует под гармошку12. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря?
а) тридцать триб) двадцать трив) тринадцать
13. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?
а) дочь соседского короляб) лебедьв) белочка
14. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын?
а) прогнал их из царстваб) простил ихв) велел наказать

-Обсуждение характерных черт главных героев сказки.
–  На  какие  условные  группы  можно  разделить  героев сказки?
(Положительные  герои  и  отрицательные  герои.) РАСПРЕДЕЛЯЮТ НА ДОСКЕ В ДВА СТОЛБИКА
 – Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  положительных?
(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.) Чем эти герои вызывают вашу симпатию?
– Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?
(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.) Почему эти герои симпатии не вызывают?
А кто из героев сказки не был упомянут? В какую группу мы его отнесем?
Физкультминутка
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки в перед.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать,- Надо чаще приседать. (Приседания.) Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
V. Сказки Пушкина вдохновляли талантливых в разных видах искусства людей.
Рассмотрим это на примере иллюстраций Ивана Яковлевича Билибина. Это один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX -начала XX века.  Ивану Билибину были заказаны иллюстрации и оформление  двух пушкинских сказок:  «О царе Салтане» и «Золотом петушке».    «Сказку о царе Салтане» Иван Яковлевич иллюстрировал первой и  начал со страницы,  где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали –– церковь шатровая. В XVII веке по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая, царская, такие шубы шили из бархата и парчи, доставляемые из Греции, Турции, Италии и Ирана.          Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изобразил художник старинные костюмы и утварь. В ее оформлении он  достиг особого блеска и выдумки. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью и украшениями.       
 Момент, где царевич Гвидон и его мать видят удивительный город, Билибин изобразил с особой теплотой.  Город похож на расписной пряник, а место, где сидят царица и царевич,  всё изукрашено цветами, как райский сад.     Насмотреться на его иллюстрации было невозможно: чем больше человек смотрел, тем все более интересные детали и мельчайшие подробности раскрывались ему. Высоко оценив работу художника, Музей Александра III  купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке», сделанный Иваном Яковлевичем чуть позже,  приобрела Третьяковская галерея.
(ИЛЛЮСТРАЦИИ КРЕПЯТСЯ НА ДОСКУ)
Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.
Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника.
Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены.
- Найдите строки, в которых Пушкин описывает красоту царевны- лебеди. ( читают)
- Стал ли Гвидон счастливым, получив от лебедя столько богатства?
( Не богатство  делает его счастливым, не в нем он видит свое счастье.)
- В чем видит свое счастье он?
 
Учитель: Не только художников вдохновила сказка. Композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1904 г.г.) написал музыку к этой сказке. Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Учитель: Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный.
Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Послушайте один из фрагментов и постарайтесь догадаться, что описывает автор своей музыкой? ( «Полет шмеля»).
Обращение к выставке рисунков.-Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили, и вы нарисовали такие прекрасные рисунки.-Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели?
Дети показывают свои рисунки и читают наизусть подготовленный отрывок.
VI. Вашим домашним заданием было подготовить пословицу, отражающую главную мысль сказки. Какие пословицы показались вам подходящими? Как вы понимаете эти пословицы?
Дети читают подготовленные пословицы и объясняют их смысл.
VII. Итог урока и релаксация.
- Что победило добро или зло?
В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?(да, простил)-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?-Чему научила нас эта сказка? Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за друга.
Дети делятся впечатлениями.
Вывод:
Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина. Мир  пушкинских  сказок  гармоничен  и  прекрасен тем,  что  злость,  ненависть, корысть  и  зависть – все  зло  в  мире – обречены  на  гибель,  потому  что  первоначальны в  жизни  добро  и  любовь.  Помните  об  этом  всегда.  Творите  всегда  добро!
Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.
Всего самого доброго! До встречи.