Литературное чтение. Рабочая программа Т.Е. Демидова., С.А. Козлова., А.П. Тонких.

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен- ного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и уме- ющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо- лагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима- нию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литерату- ре, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логи- кой. Суть её заключается в следующем.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жан- рах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей воз- никло первоначальное представление об истории литературы как про- цессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и системати- зировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубеж- ной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведе- ниям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произ- ведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тема- тике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Алек- сандровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный матери- ал: биографические сведения о писателях, воспоминания современ- ников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия худо- жественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предло- жений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (техно- логия продуктивного чтения), обеспечивающая формирование чита- тельской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстояще- го чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направ- ленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстра- ции с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотиваци- онной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивиду- альными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащих- ся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источ- никами.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла загла- вия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу чита- тельской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается
4 класс по 3 ч в неделю, 102 ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей цен- ностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это цен- ность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. При- оритетность знания, установления истины, само познание как цен- ность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаим- ной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие челове- ческой жизни, состояние нормального человеческого существова- ния. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отно- шение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена обще- ства, народа, представителя страны, государства; чувство ответ- ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только граж- данином России, но и частью мирового сообщества, для существова- ния и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толе- рантность, уважение к многообразию иных культур.
4-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту худо- жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литера- турных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учи- телем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
является сформированность следующих умений:
4-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого клас- са отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
Практическая часть
Проверочная работа к разделу 1
Любимые книги

Проверочная работа к разделу 2
У истоков русской детской литературы (путешествие 1 и 2)

Проверочная работа к разделу 3
У истоков русской детской литературы (путешествие 3)

Проверочная работа к разделу 4
19 век. Путешествие продолжается (путешествие 4-6)

Проверочная работа к разделу 5
19 век. Путешествие продолжается (путешествие 7-8)

Проверочная работа к разделу 6
Век 20. Новые встречи со старыми друзьями (путешествие 8-11)

Проверочная работа к разделу 7
Век 20. Новые встречи со старыми друзьями (путешествие 12-15)

Проверочная работа к разделу 8
Итоговая

Написание сочинений
5 ч

Проведение уроков внеклассного чтения
12 ч


Итого:
Проверочные работы - 8 ч
Сочинение - 5 ч
Внеклассное чтение - 12 ч


Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Для отслеживания уровня усвоения материала в процессе его изучения используются авторские проверочные работы, которые являются приложением к рабочей тетради по чтению (10 работ). Кроме этого делаются ежемесячные замеры скорости чтения, результаты которых фиксируются в Листе достижений (см. Приложение). В конце каждого раздела пишется творческая работа (сочинение на заданную тему).
В качестве итогового контроля используется итоговая контрольная работа (по тексту администрации) и итоговая проверка навыков чтения.

Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного. Календарно-тематическое планирование «Литературное чтение» 4 класс УМК «Школа 2100» (3 часа в неделю, 102 часа в год)

п/п
Тема
урока
НРК
Планируемые
результаты
(предметные)
Планируемые результаты. Характеристика личности.
Дата





Личностные
УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные
УУД
План
факт


1
1 четверть
Введение в курс литературного чтения.
Понятие о прологе.


Знать основное содержание изученных произведений, их авторов.
Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Умение слушать и вступать в диалог.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Анализ и оценка содержания разворота учебника.
Понимание и распознавание условных обозначений.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
02.09.
2015г


2
Г. Сапгир
«Сегодня, завтра и вчера».


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь :
-определять тему и основную мысль произведения;
-пересказывать текст;
-читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору);

Формирование познавательных мотивов –интереса к новому.
Формирование основ гражданской идентичности личности.
Ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, отличной от собственной.
Поиск и выделение необходимой информации.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.
Анализ объектов
с целью выделения признаков.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
04.09


3
Фантастическая повесть Е.Велтистова
«Приключения Электроника»






07.09


4
Е.Велтистов
«Приключения Электроника»
Сходство и различие сказочной и фантастической повести.


Формирование основ гражданской идентичности личности.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Поиск и выделение необходимой информации.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественногостиля.
Анализ объектов
с целью выделения признаков.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

09.09


5
Ю.Мориц
Баллада о фокусах шоколада

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь :
-определять тему и основную мысль произведения;
-пересказывать текст;
-читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору);
-читать осознанно текст художественного произведения «про себя».
Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.
Умение слушать и вступать в диалог.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Поиск и выделение необходимой информации.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
нахождения отклонений и отличий от эталона
11.09


6
Обобщающий урок по разделу.
Проверочная
работа №1


Сформированность
учебных мотивов.










Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости




Умение слушать учителя.












Умение слушать и вступать в диалог.

Анализ объектов с целью выделения признаков,
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Поиск и выделение необходимой информации.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.



Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.


14.09


7
Внеклассное
чтение
Книги о ребятах-сверстниках.
(НРК)
К.Эрендженов «Заарканить коня»





16.09


8




Зарождение литературы.
Летопись.
(НРК)
«Зая – Пандита»
Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть.




Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому.
Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение,
убеждать, уступать.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор оснований и критериев для сравнения,построение логической цепи рассуждений.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

18.09


9
«Повесть временных лет». Расселение славян.


Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний.
Умение слушать собеседника. Уважение иной точки зрения.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

21.09


10
Славяне и их просветители.
Изобретение славянской азбуки.
«Зая – Пандита»

Сформированность учебных мотивов. Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний.
Умение слушать собеседника. Умение обосновать собственное мнение.
Анализ объектов с целью выделения признаков.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

23.09


11
«Похвала книгам
Ярослава Мудрого»








Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения .
Умение слушать собеседника. Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение.
Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований для классификации.
Внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия при расхожден ии эталона и его продукта.
25.09


12
«Поучение»
Владимира Мономаха.



Выделение морального содержания ситуации.
Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы
Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение. Умение аргументировать свое предложение.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

28.09


13












Путешествие1 17век. Чудов монастырь.

Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.
Выделение морального содержания ситуации. Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний.
Умение аргументировать свое предложение.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выбор вида чтения в зависимости от цели.
Построение логической цепи рассуждений. Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание учащимися того,что уже усвоено и что подлежит усвоению.
30.09



14
Путешествие 2
18 век. Сон незнакомого
мальчика.

Знать темы и героев путешествия.
Уметь составлять
план ,


Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения .

Умение слушать собеседника. Уважение иной точки зрения.

Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований для классификации

Внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия при расхождении эталона и его продукта.
02.10


15
Обобщение по разделу
«У истоков русской
детской
литературы»
Проверочная
работа №2
Час истории
Уметь :
-выполнять творческие
задания;
-определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов,
Составлять историю книги
Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения. Развитие доброжелательности ,
готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Умение слушать собеседника.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Уважение иной точки зрения.
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
05.10


16
Внеклассное
Чтение.
Книги о книгах.

Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть,
Формирование основ гражданской идентичности личности.
Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому
Умение слушать собеседника.
Уважение иной точки зрения.
Умение договариваться , находить общее решение.
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме.
Синтез , восполнение недостающих копонентов.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
нахождения отклонений и отличий от эталона.
07.10


17
С. Аксаков
«Детские годы Багрова-
внука»


Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.

Уважение иной точки зрения.
Умение договариваться , находить общее решение.
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Построение логической цепи рассуждений.
Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
(с опорой на план действий).

09.10


18





А.Болотов
«Жизнь и приключения
Андрея
Болотова».


Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Сформированность
познавательных
мотивов-интереса к новому.
Умение слушать собеседника.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


12.10



19

Статья Н.И Новикова
из журнала
«Детское чтение для сердца и разума»


Час истории

Знать :
-о Н.И Новикове как
издателе, писателе, ученом;


Формирование основ гражданской идентичности личности.


Умение слушать собеседника.


Поиск и выделение необходимой информации.


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

14.10


20
Детские стихи
А. Шишкова.


Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание
Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.
Выделение морального содержания ситуации..
Эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества. Умение слушать собеседника.

Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Выбор оснований и критериев для сравнения.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

16.10


21
Обобщающий урок
Зарождение, становление и развитие детской литературы
11-18 веков.
Проверочная работа №3
(20 мин)


Формирование основ гражданской идентичности личности.
Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.

Умение слушать собеседника.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Свободная ориентация в текстах художественного стиля.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
нахождения отклонений и отличий от эталона.
19.10


22
Внеклассное
чтение
Писатели о себе
(НРК)
В.Нуров «Когда я в гости прихожу»
Знать автобиографическую литературу
(автобиографические книги писателей о себе)

Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.

Развитие эмпатии и сопереживания
(на примере текста).

Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

21.10


23
Развитие речи
Сочинение по теме
«Мое путешествие
в историю детской литературы».
(НРК)
Час истории
Уметь :
-выбирать смысловые слова, тему;
-анализировать тему и содержание сочинения.
Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.

Умение слушать собеседника.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Анализ объектов с целью выделения признаков.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

23.10


24
Путешествие 3
Москва начала
19 в.
И.С Крылов
«Слон и Моська»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь :читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст,
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;читать стихотворные произведения наизусть;различать жанры художественной литературы.
Сформированность
учебных

·мотивов.

Ориентация на позицию других людей , отличную от собственной.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач .

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

26.10


25
И.А Крылов
«Квартет».



Сформированность
учебных
мотивов.
Выделение морального содержания ситуации.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Ориентация на позицию других людей , отличную от собственной.
Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор оснований и критериев для сравнения.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
нахождения отклонений и отличий от эталона.
28.10


26
Путешествие 4
1828 г. Первая русская литературная
сказка
А.Погорельский
«Черная курица»


Сформированность
учебных
мотивов.
Выделение морального содержания ситуации.

Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Структурирование знаний.
Определение основной и второстепенной информации.
Поиск и выделение необходимой информации.





Коррекция- внесение необходимых
дополнений
и изменений.
Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
30.10




27

2 четверть

Путешествие 5
Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А Жуковского.


Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст

Сформированность
учебных
мотивов.
Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств

Умение слушать собеседника.
Умение договариваться,
находить общее решение.
Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.


09.11


28-
29
А.С Пушкин
«Сказка о царе Салтане»

Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст,


Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Умение слушать собеседника.
Умение договариваться,
находить общее решение.

Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
нахождения отклонений и отличий от эталона.
11-13.11


30
Внеклассное чтение
А.С Пушкин
«Сказка о попе и его работнике Балде»


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.
Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
16.11


31
В.А Жуковский
«Спящая царевна».

Знать названия, основное содержание изученных произведений. главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.
Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Умение договариваться , находить общее решение .
Выбор вида чтения в зависимости от цели.
Извлечение необходимой информации из текста. Анализ объектов с целью выделения признаков.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
нахождения отклонений и отличий от эталона.
18.11


32
Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А. Жуковского (обобщение)

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. художественной литературы

Сформированность
познавательных мотивов-интереса к новому.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Умение договариваться , находить общее решение .
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выбор оснований и критериев для сравнения.
Подведение под понятие,
выведение следствий.







Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
(с опорой на план действий).

20.11


33
В.Даль «Война грибов с ягодами»


Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Умение договариваться , находить общее решение .
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выбор вида чтения в зависимости от цели.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
23.11


34
Развитие речи
Сочинение-обработка народной сказки
(подражание В.Далю)

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст,
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,читать стихотворные произведения наизусть,
различать жанры художественной литературы


Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
читать стихотворные произведения наизусть,
различать жанры художественной литературы


Сформированность
учебных
мотивов.
Умение слушать учителя.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Построение логической цепи рассуждений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
25.11


35

А. Ишимова
«Славяне»



Формирование основ гражданской идентичности личности.
Сформированность познавательных мотивов.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выдвижение гипотез. Построение логической цепи рассуждений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

27.11


36

























Обобщение по разделу 3
«19в.
Путешествие продолжается»
Проверочная работа №4
(20 мин.)


Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности.
Коррекция- внесение необходимых
дополнений
и изменений.
Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
30.11


37
Внеклассное чтение
«Вчера и сегодня»
(НРК)



О.Городовиков
«Пастушонок»

Интерес к способу решения
и к общему способу действия.
Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям.
Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

02.12


38



Путешествие 6
Мир природы приходит на страницы книг
С.Аксакова
«Детские годы Багрова-внука»


Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Умение слушать собеседника.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено.
04.12


39




Поэты 19 века о природе. Стихи
А.Толстого,
А. Плещеева.


Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст,
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
читать стихотворные произведения наизусть,
различать жанры художественной литературы

Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Умение слушать собеседника.
Выбор оснований и критериев для сравнения.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

07.12


40
Н.Некрасов
«Дед Мазай и зайцы»
К.Эрендженов
«Белый ягненок»

Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

09.12


41






Путешествие 7.
Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне.
Учебные книги.







Интерес к способу решения и общему способу действия.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Поиск и выделение необходимой информации.
Коррекция- внесение необходимых
дополнений
и изменений.

11.12


42
Л.Н Толстой
«Два брата»,
«Какая бывает роса на траве»







14.12


43


Проверка техники чтения




Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника,
учителя.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Осознание качества и уровня усвоения.
16.12


44
К.Д. Ушинский
«Столица и губернский город»


Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения и общему способу действия.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.


Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез и их обоснование

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

18.12


45

















К.Д. Ушинский
«Деревня и уездный город»,
«Проселочная дорога»



























Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.Уметь читать осознанно текст художественного произведения
читать стихотворные произведения наизусть,
различать жанры художественной литературы

Сформированность
учебных
мотивов.
Формирование основ гражданской идентичности личности.

Умение слушать собеседника Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Установление причинно-следственных связей. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

21.12


46




К.Д Ушинский
«Наше Отечество»
А.Балакаев «Запев»

Формирование основ гражданской идентичности личности.
Умение слушать собеседника Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
.
Волевая саморегуляция

23.12


47
Обобщение.
Проверочная работа №5





Интерес к способу решения и общему способу действия.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Умение слушать собеседника.
Определение основной и второстепенной информации.
Коррекция- внесение необходимых
дополнений

25.12


48
Куприн «Слон»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов
Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
.
Коррекция - внесение необходимых
дополнений

11.01


49
Внеклассное
Чтение
Произведения А.П Чехова для детей

Уметь :
-выразить собственное отношение к прочитанным произведениям
А.П. Чехова;
-охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений;
-выразительно читать(переск-ть)
Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
13.01


50
Путешествие 8
Загадки Лидии
Чарской

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений,
Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя»,
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;






Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям,
Умение слушать собеседника.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
15.01


51
Л. Чарская
«Записки маленькой гимназистки»



Развитие доброжелательности ,.
Умение слушать собеседника.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Свободная ориентация и восприятие текста

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
18.01


52
Л. Чарская
«Записки маленькой гимназистки»



Развитие доброжелательности
Умение слушать собеседника.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выбор оснований и критериев для сравнения

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
20.01


53
Путешествие 9.
Петроград 1923г.


Сформированность познавательных мотивов.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Выдвижение гипотез и их обоснование.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
22.01


54
К. Чуковский
«Серебряный герб»


Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям,
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Анализ объекта с целью выделения признаков.


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
25.01


55
«Обериуты»
Д.Хармс
«Уж я бегал, бегал, бегал»


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
27.01


56
Ю.Владимиров
«Чудаки»



Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Определение основной и второстепенной информации.
.





Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
29.01


57
Внеклассное чтение
Современные детские журналы
Журнал «БАЙР»

Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

01.02


58
Путешествие 10
«Вокруг Маршака»


Развитие эмпатии
Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.

Выдвижение гипотез

Оценка- и осознание того, что уже усвоено
03.02


59
Е. Шварц
«Два брата»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений,
Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя»,
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
анализировать сказки,
составлять цитатный план, сравнивать сказки со схожим сюжетом,
выразительно читать фрагменты сказок


Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям,
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля..


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
05.02


60
Е. Шварц
«Два брата»




Развитие эмпатии и сопереживания ,
Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.

Поиск и выделение необходимой информации.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.



08.02


61
Б.Галанов
«Книжка про книжки»



Развитие эмпатии и сопереживания ,
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Поиск и выделение необходимой информации.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

10.02


62
А.Н. Толстой
«Фофка»,
«Кот-сметанный рот»
К.Эрендженов «Живые барометры»

Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Выдвижение гипотез и их обоснование.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
12.02


63
М. Пришвин
«Изобретатель»

Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений,
Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя»,
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выполнять творческую работу:
понаблюдать,
иллюстрировать;
выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений.

Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок.
Систематизация знаний. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

15.02


64
С.Я Маршак
«Сила жизни»
Б.Джимбинов «Строки, рожденные сердцем»

Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок.
Формулирование проблемы.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
17.02


65
Р.Киплинг
«На далекой Амазонке».



Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Определение основной и второстепенной информации.





Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
19.02


66
Р.Бернс
«В горах мое сердце».

С.Каляев «О раздольная степь!»
Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений,
Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя»,
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выполнять творческую работу:
понаблюдать,
иллюстрировать;
выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений.

Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Определение основной и второстепенной информации.





Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
22.02


67
С.Я Маршак
Критик, поэт,
переводчик.



Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.

Определение основной и второстепенной информации.





Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
25.02


68
Обобщение.
Проверочная работа №6
по разделу
«Детская литература 20 века»

Писатели Калмыкии детям

Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение.
Рефлексия способов и условий действия.
Коррекция - внесение необходимых
дополнений
и изменений.

27.02


69
Внеклассное чтение
Творцы книг

Поэты Калмыкии детям
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений,
Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя»,
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
давать определение понятиям «гротеск»,
«антитеза», «цвет», «ирония», «пейзаж»;
характеризовать персонажей, их поведение,
авторское отношение.



Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя»,
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

29.02


70
Библиотечный урок
Наша Родина – Калмыкия.

Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
02.03


71
Путешествие 11.
Литературный утренник в Сокольниках
в 1928г.



Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Выдвижение гипотез и их обоснование.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
04.03


72



А. Барто
«Снегирь»




В.Шуграева «Воробышек»




Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Определение основной и второстепенной информации.
Поиск и выделение необходимой информации.





Волевая саморегуляция.
09.03


73
Ю. Олеша
«Кукла с хорошим аппетитом»


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Построение логической цепи рассуждений. Определение основной и второстепенной информации.
.
Волевая саморегуляция.
11.03


74
Ю. Олеша
«Три Толстяка».



Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни
Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.

Выдвижение гипотез и их обоснование.
Волевая саморегуляция
14.03


75
Ю.Олеша
«Кукла с хорошим аппетитом»


Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.

Выдвижение гипотез и их обоснование.
Волевая саморегуляция
16.03


76
Б.Галанов
«Как найти город Трех Толстяков?»


Уметь выделять ключевые фразы,мысли при чтении,комментировать прочитанное
Сформированность
учебных
мотивов.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Свободная ориентация и восприятие текста научного стиля.

Волевая саморегуляция
18.03


77
Путешествие 12
«Дорогие мои мальчишки»
Р. Фраерман
«Гайдар и дети»


Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.
Иметь целостное представление о книге.
Уметь:
Относить прочитанное к определенному виду и жанру;
выразительно читать по ролям, инсценировать;
пересказывать с добавлением диалога;
характеризовать героев;
участвовать в обобщающей беседе по вопросам.

Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Определение основной и второстепенной информации.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
21.03



78
4 четверть
А.Гайдар
«Тимур и его команда»

Иметь целостное представление о книге.

Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Умение слушать собеседника.
Ориентация на партнера по общению.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Способность к волевому усилию.
01.04






79
А.Гайдар
«Тимур и его команда»

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.
Иметь целостное представление о книге.
Уметь:
Относить прочитанное к определенному виду и жанру;
выразительно читать по ролям, инсценировать;
пересказывать с добавлением диалога;
характеризовать героев;
участвовать в обобщающей беседе по вопросам.

Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок.
Выбор вида чтения в зависимости от цели. Поиск и выделение необходимой информации.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного жанра.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
04.04


80
А.Гайдар
«Тимур и его команда»


Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости,
Умение аргументировать свое предложение.

Поиск и выделение необходимой информации.
Волевая саморегуляция
06.04


81

Путешествие 13
Смешные книжки.
Н.Носов «Федина задача»


Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Сформированность учебных мотивов.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок.
Формулирование проблемы.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
Волевая саморегуляция.
08.04


82
В.Драгунский «Что любит Мишка?»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений,

Сформированность учебных мотивов.
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Установление причинно-следственных связей.

Контроль
11.04


83
Внеклассное чтение
Юмористические рассказы В.Драгунского,
Ю.Сотника


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция

13.04


84

Внеклассное чтение
Юмористические рассказы
Н.Носова


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

усвоению.
15.04


85
Стихи А.Барто.
Сатира или юмор?


Стремление выполнять социально-значимую деятельность, быть полезным обществ.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.


18.04


86
Внеклассное чтение.
Веселые произведения В.Голявкина, И. Пивоваровой


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Контроль
Волевая саморегуляция
.
20.04






87
Путешествие 14.
«Книжкины именины» во дворце пионеров.

Знать произведения классиков детской поэзии
Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.Умение договариваться , находить общее решение.
Выбор вида чтения в зависимости от цели.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.
Волевая саморегуляция.

22.04


88
Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира
Д.Шавалиева
Знать : отличие детской поэзии 2-й половины 20в. от произведений для детей 20-х годов;
авторов и их произведения данного периода;
Уметь :читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;определять авторские особенности;выполнять различные виды чтения(выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное);
импровизировать
произведения;
размышлять о творчестве поэтов;рассказывать об авторах произведений;создавать собственные миниатюры
Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля Выбор вида чтения в зависимости от цели.
.
Волевая саморегуляция.

25.04


89
Стихи Э.Мошковской
И Э.Успенского
Стихи Р.Ханиновой

Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение слушать собеседника.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного ст Выбор вида чтения в зависимости от цели.
иля.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

27.04


90
Стихи С. Черного,
В. Долиной
Г.Кукареки

Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение договариваться , находить общее решение.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Волевая саморегуляция.

29.04


91
Миниатюры
Г.Цыферова



Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Умение договариваться , находить общее решение.
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Волевая саморегуляция.

02.05


92
Стихи
Н. Матвеевой
Стихи Д.Кугультинова

Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение договариваться , находить общее решение.
Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Волевая саморегуляция
04.05


93
Внеклассное чтение
Любимые стихи
Стихи В.Шуграевой

Формирование чувства прекрасного
и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция

06.05


94
Практикум
«Учусь читать лирический текст



Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать учителя.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Установление причинно-следственных связей.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Волевая саморегуляция.

11.05


95
Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу
«Век 20 . Новые встречи со старыми друзьями»

Знать произведения классиков детской поэзии.
Читать стихотворные произведения наизусть
Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности.
Коррекция- внесение необходимых
дополнений
и изменений.

.13.05


96
С.Козлов
«Снежный цветок»
Г.Кукарека
«Сайгачонок»
Знать особенности
жанра драматургии
(пьесы-сказки), идею
пьесы.
Уметь анализировать характеры героев,
инсценировать пьесу, читать по ролям,участвовать в обобщающей беседе
Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение договариваться , находить общее решение.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Выбор вида чтения в зависимости от цели.
Волевая саморегуляция.

16.05


97
Библиотечный
урок


Интерес к способу решения
и к общему способу действия.

Умение слушать собеседника.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Структурирование знаний.
Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено
18.05


98
Путешествие 15
К. Драгунская
«Крайний случай»,

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов
Уметь читать выборочно , цитировать текст,замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение ,размышления автора.

Развитие эмпатии и сопереживания эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Выбор вида чтения в зависимости от цели. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

20.05


99
Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра»,



Развитие доверия и внимательности к людям,
готовности к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

23.05


100
Проверка техники чтения за 2-е
полугодие



Сформированность
учебных
мотивов.

Умение слушать собеседника,
учителя.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Осознание качества и уровня усвоения.
25.05

























13 PAGE 14215