Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. УМК Школа 2100


Тематическое планирование уроков окружающего мира
в 3 классе на 2015-2016 учебный год

п/п Тема раздела/ урока
Тип урока
Кол
ли
чество часов Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных действий
(по разделу в целом)
Форма
занятия
Использова-
ние СОТ Вид контроля
Предметные МетапредметныеЛичностные ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ ( 4 ч. )
1. ВУ
Введение.
Тела и вещества. 1 Ученик научится объяснять: что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;
-роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.
Ученик получит возможность научиться:
- применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
-различать твердые, жидкости и газы;
- пользоваться бытовыми приборами для превращения воды, льда и пара 1. Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
2. Коммуникативные УУД : Умение слушать и вступать в диалог.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
3. Регулятивные УУД:
Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. 2. ОНЗ
Из чего состоит вещество? 1 Урок-исследование. Обучение в сотрудничестве (групповая работа). 3. УК
Проверочная работа №1 по теме «Тела и вещества».
Что такое энергия? 1 Тематический контроль
Проверочная работа №1
Стр.3
4. ОНЗ
Превращение энергии 1 Урок - игра.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Игровые технологии. ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ ( 7 ч. )
5. УК
Проверочная работа №2 по теме «Энергия».
Где обитают живые организмы? 1 Ученик узнает:
что такое биосфера;
начальные сведения о круговороте веществ;
значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
что такое обмен веществ
основные «профессии» живых организмов
Ученик получит возможность научиться:
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
выделять звенья круговорота веществ;
классифицировать живые организмы по ролям («профессиям») в круговороте веществ.
1. Познавательные УУД : Умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
2. Коммуникативные УУД : Умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Умение вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя).
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе.
3. Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Формирование адекватной и позитивной самооценки
Оценка жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Темати-ческий контроль
Проверочная работа №2
Стр.5
6. ОНЗ
Большой круговорот веществ 1 Урок - путешествие.
Игровые технологии. 7. ОНЗ
Живые участники круговорота веществ. 1 8. УК
Проверочная работа №3 по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью».
Обмен веществ в организме. 1 Слайд -лекция.
Технология проблемного обучения.
ИКТ технологии Темати-ческий контроль
Проверочная работа №3
Стр.7
9. ОНЗ
Как живые организмы запасают энергию Солнца?
Проверочная работа №4 по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью». 1 Урок - проект.
Исследовательская(проектная) работа.
ИКТ - технология. Темати-ческий контроль
Прове-рочная работа №4
Стр.9
10,11 ИУ
Контрольная работа №1 по теме «Вещество и энергия. Живая оболочка планеты».
Работа над ошибками. 2 Итоговый контроль
Контрольная работа №1
Стр.24-25
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 9 ч. )
12. ВУ
Жизнь экосистемы. 1 Ученик узнает: основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);об основных экосистемах (озеро, болото, лес, луг, поле) и их специфике;что такое почва и какова ее роль в плодородии
Ученик получит возможность научиться: -
выделять цепи питания в экосистемах;
определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам. 1. Познавательные УУД :Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
2. Коммуникативные УУД:
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет.
Умение находить общее решение. Сотрудничество в поиске информации. Умение слушать и вступать в диалог.
3. Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Волевая саморегуляция.
Оценка качества и уровня усвоения материала.
. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Формирование адекватной и позитивной самооценки. 13. ОНЗ
Почва - важнейшая часть экосистемы. 1 Урок-исследование.
Технология исследовательской работы.
Технология коммуникативного обучения 14. РУ
Проверочная работа №5 по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью». Экосистема озера. 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №5
Стр.11
15. ОНЗ
Экосистема болота. 1 16. ОНЗ
Экосистема луга. 1 Семинар.
Дифференцированное обучение.
Игровые технологии.
Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа).
17. УК
Проверочная работа №6 по теме «Экосистемы озера, болота, луга».
Лесные производители. 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №6
Стр.13
18. ОНЗ
Потребители и разрушители экосистемы леса. 1 Слайд -лекция.
Технология проблемного обучения.
ИКТ технологии 19. УК
Проверочная работа №7 по теме «Экосистема леса».
Экосистема поля 1 Темати-ческий контрольПроверочная работа №7
Стр.15
20. ОУ
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. 1 Урок - практикум.
Технология проблемного обучения.
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ ( 14 ч )
21. УК
Проверочная работа №8 по теме «Искусственные экосистемы».
Растения - производители 1 Ученик узнает: основные группы растений (хвойные, цветковые),
животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
грибы и бактерии.
диких и домашних животных;
правила обращения с животными
Ученик получит возможность научиться: проводить наблюдения за растениями и животными;
находить сходства и отличия в строении и образе жизни различных видов групп животных и растений;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. 1. Познавательные УУД : Умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
2. Коммуникативные УУД:
Умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
3. Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. .
Урок-лекция.
Технология проблемного обучения.
Дифференцированное обучение. ИКТ - технология. Темати-ческий контроль
Проверочная работа №8
Стр.33
22. РУ
Проверочная работа №9 по теме «Растения».
Животные маленькие и большие. 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №9
Стр.35
23. ОНЗ
Маленькие рыцари.
1 Урок - беседа
Технология коммуникативного обучения. ИКТ технология.
. 24. УК
Проверочная работа №10 по теме «Животные. Насекомые».
Первый шаг из моря на сушу. 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №10
Стр.37
25. РУ Животные. Насекомые.
На суше - как дома. 1 Урок - путешествие.
Игровые технологии.
ИКТ технология. 26. УК
Проверочная работа №11 по теме «Животные. Земноводные, пресмыкающиеся и рыбы».
Пернатые изобретатели. 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №11
Стр.39
27. ОНЗ
Наши братья. 1 28. РУ
Проверочная работа №12 по теме «Животные. Звери и птицы».
Осторожно, животные! 1 Урок с использованием учебного кинофильма.
ИКТ - технология
Игровая технология Темати-ческий контроль
Проверочная работа №12
Стр.41
29. УК
Проверочная работа №13 по теме «Осторожно, животные!».
Прирожденные разрушители. 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №13
Стр.43
30. РУ
Проверочная работа №14 по теме «Прирожденные разрушители».
Как нам жить в дружбе с природой. 1 Слайд -лекция.
Технология проблемного обучения.
ИКТ технологии Темати-ческий контроль
Проверочная работа №14
Стр.45
31. ОУ
Проверочная работа №15 по теме «Как нам жить в дружбе с природой».
Учимся решать жизненные задачи. 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №15
Стр.47
32. РУ
Экскурсия в краеведческий музей. 1 Урок-путешествие.
Игровые технологии.
Технология проблемного обучения. 33,34. УК
Контрольная работа №2 по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ».
Работа над ошибками. 2 Итоговый контроль
Контрольная работа №2
Стр.20-29
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА ( 5 ч )
35. ВУ
Введение Отправляемся в путешествие. 1 Ученик узнает:
понятия родословное дерево, Родина, государство, общество, закон, эра, христианство.
Ученик получит возможность научиться:
строить свое родословное дерево, вести счет времени по векам и эрам;
определять последовательность исторических событий 1. Познавательные УУД :Умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
Пользоваться словарями, справочниками
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Умение ориентироваться в учебнике.
Умение делать выводы в результате совместной работы
2. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки. Формирование любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре, историческому прошлому.
36. ОНЗ
Живая связь времен. 1 Эвристическая беседа
Технология коммуникативного обучения ИКТ технология. 37. ОНЗ
Как считать время? 1 38. ОНЗ
С чего начинается Родина? 1 39. УК
Память о прошлом.
Проверочная работа №16 по теме «Твои родные и твоя Родина». 1 Темати-ческий контроль
Проверочная работа №16
Стр.3
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР ( 21 ч )
40,41. ВУ
Как на Руси появилось государство.
2 Ученик узнает: понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда; великий государь, царь; император, чиновники, крепостное право; император, чиновники, крепостное право.Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в образной исторической карте;
определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам; отличать эпохи российской истории; ориентироваться в образной исторической карте;
определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;
различать следы исторического прошлого в современной действительностиней Руси; ориентироваться в образной исторической карте;
определять последова-тельность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена советской России и СССР;
различать следы исторического прошлого в современной дей-ствительности. 1. . Познавательные УУД : Умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах .Умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.2. Коммуникативные УУД: Умение вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение;
ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
3. Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Формирование любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре; историческому прошлому.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
Слайд -лекция.
Технология проблемного обучения.
ИКТ технологии
42. ОНЗ
«Золотые ворота» в Древнюю Русь. 1 Урок - путешествие.
Игровые технологии.
43. ОНЗ
«За землю Русскую!» 1 44.
ОНЗ
«Слово о погибели Русской земли» 1 45. ОНЗ
От Древней Руси к единой России. 1 46.
ОНЗ
Земля и люди Московского государства. 1 Слайд -лекция.
Технология проблемного обучения.
ИКТ технологии 47. ОНЗ
Москва златоглавая. 1 48. ОНЗ
«Хуже грозного царя только междуцарствие» 1 49. ОУ
Повторение.
Проверочная работа №17 по теме «Времена Древней Руси и Московского государства». 1 Эвристическая беседа
Технология коммуникативного обучения ИКТ технология. Темати-ческий контроль
Проверочная работа №17
Стр.7
50. УК
Контрольная работа № 3 по теме «Твои родные и твоя Родина. Времена Древней Руси и Московского государства». 1 Итоговый контроль
Котрольная работа № 3
Стр.23
51. ОНЗ
Петр Великий. 1 Слайд -лекция.
Технология проблемного обучения.
ИКТ технологии 52. ОНЗ
Власть и народ Российской империи. 1 53. ОНЗ
Как Россия у Европы «училась». 1 Урок - беседа
Технология коммуникативного обучения. ИКТ технология. 54. ОНЗ
«Гроза двенадцатого года». 1 55. ОНЗ
Император-освободитель. 1 56,57 УК
Проверочная работа №18 по теме «Времена Российской империи».
Россия в огне. 1 Урок с использованием учебного кинофильма.
ИКТ - технология
Игровая технология Темати-ческий контроль
Проверочная работа №18
Стр.43
58. ОНЗ
«К светлому будущему». 1 59. ОНЗ
«Вставай, страна огромная». 1 Слайд -лекция.
Технология проблемного обучения.
ИКТ технологии 60. ОНЗ
«Через тернии к звездам» 1 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ ( 8 ч )
61. УК
Проверочная ра-бота №19 по теме «Советская Россия».
Я - гражданин России! 1 Ученик узнает:
понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.Ученик получит возможность научиться:
понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.1. . Познавательные УУД : Умение ориентироваться в своей системе знаний. Умение
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Перерабатывать полученную ин-формацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
2. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до дру-гих: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жиз-ненных речевых ситуаций, выска-зывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
3. . Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Составлять план решения пробле-мы (задачи) совместно с учите-лем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Стремиться к совершенствованию собственной речи. Темати-ческий контроль
Проверочная работа №19
Стр.45
62. ОНЗ
Власть народа. 1 63. ОНЗ
Кто в государстве самый главный? 1 64. ОНЗ
Народы России 1 Семинар.
Дифференцированное обучение.
Игровые технологии.
Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа). 65. ОНЗ
Наш общий дом 1 66. РУ
Как нам жить? 1 67. УК
Контрольная ра-бота № 4 по теме «Времена Российской империи, СССР и современная Россия». 1 Итоговый контроль
Котрольная работа № 4
Стр.15
68. ОУ
Повторение. Учимся решать жизненные задачи. 1 Принятые сокращения:
ОНЗ - урок открытия новых знаний;
РУ – урок развития умений;
ВУ - вводный урок;
ОУ - обобщающий урок;
УК - урок контроля;
ИУ – итоговый урок.