Конспект урока по русскому языку на тему Дифференциация букв Д и Т. 1 класс
Урок русского языка по теме «Дифференциация букв Д-Т»
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы Д, д – Т, т.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.
Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно сели
И на доску посмотрели
2.Мотивация.
На доске буквы: д, г, с, т, к, з.
Живут в согласии буквы-сестрички.
В букварь забежали они на странички.
- Какие это буквы? Гласные или согласные?
– Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)
- Как называют такие согласные? (Парные)
3. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о парных согласных, а о каких именно вы узнаете отгадав загадки
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево.)
– Назовите первый звук в слове «дерево».
Дайте ему характеристику.
Назовите букву, которой он обозначается.
(Прикрепляю на доску Д)
– Отгадайте следующую загадку:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь.)
– Назовите первый звук в слове «тетрадь».
Дайте ему характеристику.
Назовите букву, которой он обозначается.
(Прикрепляю на доску Т)
-Итак, ребята, какова тема нашего урока? О какихпарных согласных мы будем говорить на уроке?
-Какая цель будет нашего урока? Чему будем учиться? (Будем учиться сравнивать звуки [д] и [т] и буквы Д и Т) Обсудите в парах, по каким признакам мы сравниваем звуки?( по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости).
– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.
4. Изучение нового материала.
Подготовка рук для письма
-Прежде чем начать писать разомнём наши пальчики.
Учащиеся повторяют движения за учителем
Этот пальчик –дедушка,
Этот пальчик –бабушка,
Этот пальчик –мамочка,
Этот пальчик –папочка,
Этот пальчик –я.
Вот и вся моя семья.
- Откройте прописи на с. 4, давайте вспомним написание этих букв.
- Напишите по 1 разу заглавные и строчные буквы Дд и Тт по образцу.
- Когда мы пишем заглавные буквы? (В именах собственных и в начале предложения)
-Ребята, к нам в гости пришли два мальчика. Скажите, как их зовут?
На доске запись:
Д\
имаТ/
- Как вы считаете, какая из моделей подойдет к слову «Дима»?
- Почему? Докажите.
- Чем отличается 2-ая схема?
- Какое слово мы запишем рядом с этой схемой?
- С какой буквы вы напишите слово «Тима»?
- Жили на свете 2 друга: Дима и Тима. Жили они в соседних домах и любили свободное время проводить вместе – играть в разные игры. Однажды решили они переставить в словах буквы. Давайте посмотрим, что же из этого получилось?
Посмотрели они на свои «дома».
- Найдите на странице слово «дома».
И как только поменяли они букву в слове, так сразу вместо домов появились … (тома).
- Что же это такое «тома»? ( мнения детей)
том
- отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания Пример: Роман в двух томах. Написал целые т¦мы (перен. : очень много).
том
1) Часть собрания сочинений, какого-л. издания, составляющая отдельную книгу.2) Отдельная книга как единица счета.3) разг. Книга (обычно большая, толстая).
(Работа над значением слова «тома»)
- Ребята, что произошло со словами, когда букву поменяли? (изменилось их значение)
- А вот какие превращения произошли у мальчиков со словами во 2-ой и 4-ой строчке, я предлагаю вам подумать и записать самостоятельно.(Проверка: прошу прочитать записанные слова).
Работа в парах.
- Конечно, вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.
Как же поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?
Деление слов на группы.
– Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
Фронтальная работа
– Прочитайте слово, в котором один слог.
-Какое правило знаете?(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Сколько слогов в слове «утята»?(3)
Физминутка
Три медведя шли домой
Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой.
Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом,
Руки на уровне груди.А сынок — малютка просто.
Присесть.Очень маленький он был,
Присев, качаться по-медвежьи.С погремушками ходил.
Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Дети имитируют игру с погремушками.
Пальчиковая гимнастика
Дождик, дождик, веселей!
каждым пальчиком правой руки стучат по левой ладошке
Капай, капай, не жалей!
каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке
Только нас не замочи!
изображать пальчиками «брызги»
Зря в окошко не стучи!
правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки
Брызни в поле гуще:
изображать пальчиками «брызги»
Станет травка гуще!
скрестить ладоши - пальцы растопырены
– Ребята, мы с вами прописи не закрыли, и дождик смыл некоторые буквы в словах.
– Впишите нужные буквы и прочитайте предложения.
Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали строчную или заглавную букву.
ЗАДАНИЕ для сильных учеников:( подчеркните синим карандашом те буквы, которые обозначают твёрдые звуки, зелёным – мягкие звуки.)
Дима и Тима нам предлагают поиграть со звуками [д] и [т]
- Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], закройте слегка ушки ладошками.
Дом, торт, енот, друг, кладу, дым, тёрка, дыра, монтёр, плоды, доска, рот, котёнок.Списывание с печатного текста.
Самостоятельная работа
Карточка 1.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Назовем мы книжку «том»;
Для жилья построим… ____________.
Вот тележка. Это – тачка;
Дом в саду зовется… _______________.
По реке плывут плоты;
Зреют на ветвях…________________.
Карточка 2.
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Хорошо танцуют Таня
И ее братишка… _______________.
Город называем «Тверь»;
В доме открываем… ______________.
Я в тетрадке ставлю точку;
Мама любит свою… _______________.
5. Итог урока.
-Какие буквы были главными на уроке? (Д и Т)
- С какими парными звуками мы сегодня на уроке работали?
- Что произойдёт со словами, если буквы поменять? (изменится их значение)
- Какие задания вызвали интерес?
- Были ли трудности в выполнении заданий? Какие?
-Закончите предложение
Я доволен собой, потому что….
Я не совсем доволен собой, потому что…
Я не доволен собой, потому что…