Рабочая программа по внеурочной деятельности МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ


Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по курсу «Моя первая экология»
- Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273- ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770 –КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред.приказа от 29 декабря 2014 года № 1643).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред.приказа от 29 декабря 2014 года № 1644).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред.приказа от 29 декабря 2014 года № 1645).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (с изменениями).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2012 года № 03-470 «О разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
- Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края «Об организации образовательной деятельности в I – IV классах в 2015 -2016 учебном году».
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 22 хутора Прикубанского муниципального образования Славянский район. Протокол № 1 от 31.08.2015года.
- Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015 г. № 47-15091/15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края».
Общие цели курса «Моя первая экология»
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
-создавать условия для высказываниямладшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
- использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер
сознания: художественной, нравственной, практической.
Роль курса в достижении обучающимися планируемых результатов
Основной акцент факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи, приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Формирование у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
II.Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения программы факультативаявляются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучениюприроды методами искусства и естественных наук;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись,различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельностьгруппы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,доступных для детей младшего школьного возраста: формулированиес помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
-формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствиис учебной задачей, а также понимание информации, представленнойв различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучении взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере — наличие углублённых представленийо взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшегоизучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний
и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
-в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, задомашними питомцами;
-в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющиенаучные данные образами из литературы и искусства;
-в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояния от факторов окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п Содержание, темы Количество часов, отводимых на изучение
Авторская программа 1 кл. 2 3 4
Экология в красках и формах 1 Первые шаги по тропинке открытий - 5 - -
2 Природа в наших ощущениях
- 5 - -
3 Геометрия живой природы
- 5 - -
4 Природа и ее обитатели - 8 - -
5 Лесные ремесла - 11 - -
Дом, в котором я живу 6 Дом в котором я живу: человек и окружающая его среда - - 6 6
7 О городах и горожанах: человек в городе - - 4 4
8 О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы - 6 7
9 В сетях жизни: многообразие экологических связей. - 6 6
10 Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. - 12 11
Итого: - 34 34 34
102
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов.энциклопедияПетров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-ГрафЛихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-ГрафКомпьютер
МедиапроекторЭкран
Диск. «Звуки живой природы»
Фильм «Многообразие животного мира»
Фильм «Бережем природу»
Фильм «Природа в разное время года»
Презентация «Человек как часть природы»
Презентация «Что такое снег»
Презентация «Мой город в разное время года»
Презентация «Виды транспорта на улице моего города»
Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга»
Натуральные живые пособия :растения, животные.
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Гербарии; коллекции насекомых.
Изобразительные наглядные пособия – таблицы
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества
Глобус
Компас
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Микроскоп
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
творческой группы учителей
МБОУ ООШ № 22
от _________ 2015 г. № ____
___________А.С.ГресьСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________Л.А.Журавель «__» _____________ 2015г.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ХУТОРА ПРИКУБАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета, протокол № 1
от 31.08.2015 года
Председатель педсовета
_______________ Т.Г.КовяхРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Моя первая экология»
Уровень образования (класс): начальное общее, (1-4 класс)
Количество часов: 102 часа
Учителя: Ткаченко Лидия Григорьевна, Нарыжная Анна Игоревна
Программа разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана- Граф, 2011.