Рабочая программа внеурочной деятельности Моя первая экология
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Окружающий мир» (Моя первая экология)
_________________________________________________________________________________________________________________________
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Педагогический работник: Самсонова Л. Ю., учитель начальных классов
(ФИО, должность)
_________________________________________________________________________________________________________________________
Класс: 2
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: УМК «Начальная школа XXI век», научный руководитель Н. Ф. Виноградова
Салехард
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы Самковой В.Э «Моя первая экология» УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. / Сборник программ внеурочной деятельности к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011./
Нормативные документы и материалы, для составления рабочей программы
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г; Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 – 2014 уч. год»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СинПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 года).
Приказ Департамента образования ЯНАО №236 от 17.03.2008г. «О реализации окружного (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа»
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
Цель (цели) в начальной школе заключается в развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы России, ее истории, и с уважением – к её жителям.
Задачи
развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;
развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение природного, исторического и культурного наследия.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Место учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в учебном плане
Изучение целесообразно начинать в начальной школе с 2класса: 2 класс — «Экология в красках и формах», 3–4 классы — «Дом, в котором я живу». Объём занятий в каждом классе 33 ч. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса, предмета, дисциплины
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
3. Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Метапредметные:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
4. Содержание учебного предмета, курса дисциплины (модуля)
№ Раздел (глава, модуль) Примерное
кол-во часов
1. Первые шаги по тропинке открытий. 5
2. Геометрия живой природы. 7
3. Природа в наших ощущениях. 8
4. Природа и её обитатели 8
5. Лесные ремёсла. 5
Общее количество часов: 33
Содержание
Первые шаги по тропинке открытий
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Природа в наших ощущениях
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов
чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса,
коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение
объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего
«микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Геометрия живой природы
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных
от условий среды обитания и образа жизни.
Природа и её обитатели
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные
или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Лесные ремёсла
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Тематическое планирование
№
п/п Раздел, модуль, тема Кол-во часов Форма урока (занятия) Элементы содержания (дидактические единицы) Вид диагностики и контроля Деятельность обучающихся по достижению результатов Дата Кор-ция
метапредметные личностные Первые шаги по тропинке открытий
1. Готовимся наблюдать и изучать
1 практикум Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе:
полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника:
запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Беседа освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
2. Какие качества необходимы юному исследователю 1 практикум Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Дневник наблюдений 3. Учимся наблюдать
1 Урок - наблюдение Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Дневник наблюдений 4. Тренируем наблюдательность
1 Урок - игра Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. Мини наблюдение 5. Десять заповедей друзей леса
1 Урок изучения нового материала Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси Беседа Природа в наших ощущениях
6. Как мы воспринимаем окружающий мир
1 Урок изучения нового материала Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Дневник наблюдений овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
7. Тренируем органы чувств
1 Урок-игра Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Дневник наблюдений 8. Какого цвета лес?
1 Практикум Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого
цвета коры и почвы, голубого — цвета неба. Рисунок 9. Что такое гармония?
1 Урок изучения нового материала Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Беседа 10. Рисуем впечатления
1 Урок изучения нового материала Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. Рисунок 11. Учимся пользоваться приборами
1 Практикум Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро и макрообъектов. Практическая работа 12. «Микроскоп» из пластикового стаканчика
1 Практикум Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. Практическая работа 13. Игра «Давайте познакомимся»
1 Урок – игра Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую»
достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом. Игра Геометрия живой природы
14. Что такое симметрия? 1 Урок изучения нового материала Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе.
Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.). Дневник наблюдений овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
15. Лучевая симметрия. 1 Урок изучения нового материала Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов. Дневник наблюдений 21.12 16. Живая спираль 1 Урок изучения нового материала Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений). Беседа 11.01 17. Такие разные листья 1 Практикум Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира. Практическая работа 18.01 18. Игра Различаем деревья по кроне 1 Урок - наблюдение Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку. Описание дерева 25.01 19. О кронах, густых и ажурных 1 Практикум Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая). Практическая работа 01.02 20. Организм и среда обитания 1 Практикум Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. Практическая работа 08.02 Природа и её обитатели
21. Учимся планировать наблюдение 1 Практикум Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. План наблюдения освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы. 15.02 22. Наблюдаем за животными 1 Практикум Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану. Мини - наблюдение 22.02 23. Изучаем условия обитания растений 1 Практикум Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.). Практическая работа 29.02 24. Всё связано со всем 1 Практикум Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Дневник наблюдений 07.03 25. Изучаем поведение животных и растений 1 Практикум Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п. Дневник наблюдений 14.03 26. Чья столовая? 1 Изучение нового материала Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. Беседа 21.03 27. Что и кто влияет на живой организм? 1 Изучение нового материала Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. Беседа 04.04 Лесные ремёсла
28. Лес в работе народных умельцев 1 Урок изучения нового материала Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Беседа приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
различать предметы наиболее известных народных промыслов;
приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
11.04 19. Лесные мотивы 1 Практикум Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Рисунок 18.04 30. Животные и растения в народном творчестве 1 Практикум Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.). Беседа 25.04 31. Лесная палитра 1 Практикум Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Рисунок 02.05 32. Лес — кормилец и врачеватель 1 Урок – наблюдение Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Беседа 16.05 33. Урок-презентация проектов «Мой лес» 1 Урок презентация Защита проектов Проект 23.05 5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Печатные средства обучения:
Для учителя:
«Моя первая экология» Автор-составитель В.А.Самкова, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011, «Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011
«Экологическое образование младших школьников», автор Л.Д.Ласкина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Экологическое воспитание в начальной школе», автор Н.В.Лободина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2011
«Атлас-определитель», автор А.А.Плешаков, Москва, изд-во «Просвещение», 2010
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
Для учащихся:
Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Наглядный материал:
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Материально-технические средства обучения:
Технические средства обучения:
Ноутбук.
Проектор.
Интерактивная доска.
Многофункциональное устройство.
Цифровой фотоаппарат.
Информационное обеспечение образовательного процесса:
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
Практические задания для учащихся.
http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля):
Универсальные учебные действия
работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя);
изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
проводить наблюдения за природными объектами;
работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
изготавливать простейшие модели приборов;
составлять описания объекта изучения;
выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
формлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта;
выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
соотносить форму и свойства различных природных объектов;
выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды;
планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;
приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
различать предметы наиболее известных народных промыслов;
приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
8. Контрольно измерительные материалы.
Проекты по теме «Лес»,
Мини – наблюдение по теме «Животные»