Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя первая экология. 4 класс
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № ____
от «___»____201___г .
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________________
«___»__________201_г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 8 г. Ишима
_________________
«____»__________ 201____г.
Приказ от «__» ___201____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Барашиной Ирины Анатольевны,
высшая категория
по курсу внеурочной деятельности,
«Моя первая экология»,
4 а класс
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой рабочей программы «Литературное чтение» являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (в редакции от 29.12.2014 года) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №8 г. Ишима, утвержденная приказом директора от 29.05.2015 №_____од;
Учебный план МАОУ СОШ№8 г. Ишима, утверждённый приказом директора от _____года № ___од ;
Положение о Рабочей программе педагога в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Ишима», утверждённое приказом по школе №683 от 15.10.2014 года;
Авторская программа по внеурочной деятельности УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова «Сборник внеурочной деятельности 1-4 класс»
Рабочая программа «Моя первая экология» для 4 класса разработана на основе программы курса «Моя первая экология» автор В.А.Самкова - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы; концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа «Моя первая экология» имеет социальное направление.
Общая характеристика курса «Моя первая экология»
Общая характеристика факультатива. «Моя первая экология» интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
4 класс – 32 часа, 1 раз в неделю.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы факультатива являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Содержание курса « Моя первая экология»
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» планеты Земля.
Экология человека наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам,
иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов одно из условий сохранения окружающей среды.
Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом» дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п.
Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».
О городах и горожанах: человек в городе.
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.
«Расползание» городов одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы. Система одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды
(на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Практические работы:
«Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);
составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».
В сетях жизни: многообразие экологических связей.
Биологическая экология наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые связи в экосистеме. Растения производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни. Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».
Общий дом общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
дата
Дом, в котором я живу. 10 часов.
1
Поговорим о доме.
1
Раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность».
2
Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная
1
Показать, что животные тоже нуждаются в убежище.
3
Мой дом-моя крепость.
1
Знакомство с историей жилища человека.
4
Что нам стоит дом построить
1
Знакомство с тем, ка решается проблема обеспечения людей жильём.
5
А у нас в квартире газ, а у вас?
1
Знакомство с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома.
6
Дом – это не только стены.
1
Показать взаимовлияния в системе «человек-жилище»
7
О кувшинках, выросших на грядке, и не только
1
Познакомить с историей предметов домашнего обихода.
8
Своя рубашка ближе к телу.
1
Знакомство с историей одежды.
9
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.
1
Рассказать: какой ущерб природе наносят люди.
10
Чудо в перьях.
1
Показать на примере, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц.
О городах и горожанах. 5 часов.
11
Дом тянется к дому- получается город.
1
Знакомство с понятиями: поселения человека, город.
12
Как «растёт» город.
1
Выявить последствия роста городов для природы.
13
Как «живёт» город.
1
Создание простейшей модели взаимодействия города и прилегающих к нему территорий.
14
Сначала человек строит город, а потом
1
Установить влияние городской среды на современного человека.
15
Будущее города – город будущего.
1
Составление прогноза на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии. 9 часов.
16
О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой.
1
Дать элементарные представления о системе.
17
От кочки до оболочки.
1
Систематизация разнообразия экосистем.
18
Под пологом леса
1
Расширить представление о лесных экосистемах.
19
Всяк кулик своё болото хвалит.
1
Значение болот для для поддержания равновесия в природе.
20
Для кого пуста пустыня.
1
Пустыни и полупустыни- небольшая по территории природная зона России.
21
О Белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных.
1
Сравнение экстремальных природных условий в пустыне и в тундре.
22
Кто живёт рядом с нами?
1
Установка основных компонентов городских экосистем.
23
И кормилица, и вдохновительница.
1
Расширить представления учащихся о роли природы в жизни человека.
24
Там, где ступала нога человека.
1
Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
В сетях жизни. 6 часов.
25
Соседи по планете.
1
Знакомство с основными видами биологического разнообразия.
26
О нитях, сплетающихся в сети.
1
Моделирование взаимоотношений видов в экосистеме.
27
Вместе безопаснее.
1
Правила взаимодействия в природе.
28
И вместе не тесно, и врозь-скучно.
1
Анализировать примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами.
29
«Информатика» для волка.
1
Расширить представления о способах обмена информацией между живыми организмами.
30
Школа под открытым небом.
1
Знакомство с примерами обучения молодняка у некоторых животных.
Общий дом-общие проблемы. 2 часа.
31
Наши общие проблемы.
1
Раскрыть основной тезис: общий дом – общие проблемы.
32
Что происходит с отходами, которые производят люди.
1
Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Основная литература
Н.Ф.Виноградова «Сборник внеурочной деятельности 1-4 класс», М.. Вентана-Граф, 2011г
.
2. Дополнительная литература.
Учебно-методические пособия для учителя:
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М. : LINKA PRESS, 1996.
Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. М. : Сов. энциклопедия, 1985.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. М.: Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. 2-е изд., доп. М. : Просвещение, 1991.
Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М. : Просвещение, 1982.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //
Биология в школе. 2003. № 7; 2004. № 1, 3, 5, 7.
Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). М. : Центр «Экология и образование», 1993.
Чернова Н.М.Лабораторный практикум по экологии. М. : Просвещение, 1986.
Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М. : ТЕРРА, 1997.
Печатные пособия
Картины, таблицы на экологическую тему.
ОЭР
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3.http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru интернет-портал Forest.ru всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru экологическое образование детей и изучение природы России.
7. http://etno.environment.ru этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Современный учительский портал
3. Технические средства обучения
Классная магнитная доска
Компьютер
Принтер
Ксерокс
4. Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
13PAGE 15
13PAGE 141015
15