Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС. Составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л.
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современого общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 - 7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи и задачи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
текстового процессора Word;
графических редакторов: Paint;
пакета презентационной графики PowerPoint;
Программа рассчитана на 35 часов (V класс – 1 час в неделю, 35 часов в год). Программой предусмотрено проведение:
контрольных практических работ – 4
проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
работ практикума – 15
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Методы и формы решения поставленных задачВ обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.
Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Начальная школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Формы контроля и возможные варианты его проведенияТематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Содержание курса V класса (35 часов)
№ Название разделов Количество часов
1 Компьютер для начинающих
Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
8
2 Информация вокруг нас
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
16 ч
3 Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему». 11 ч
Тематическое планирование
№ Содержание тем Характеристика деятельности учащихся
1. Компьютер для начинающих (8часов)
Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Описывать информационные процессы.
Использовать знание техники безопасности при работе за компьютером.
Искать и выбирать необходимую информацию при работе с папками и файлами.
Уметь работать на клавиатуре и мышью.
Различать программное и аппаратное обеспечение.
2. Информация вокруг нас (16 часов)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Классифицировать информацию по формам представления.
Описывать способы хранения и передачи информации.
Моделировать действия с информацией.
Описывать способы кодирования информации.
Искать и анализировать информацию.
Составлять и записывать план действий.
Преобразовывать информацию различными способами.
Использовать различные приемы проверки при выполнении практических заданий.
3. Информационные технологии
(11 часов)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений.
Уметь вводить информацию в компьютер с помощью текстового редактора.
Применять приемы форматирования при работе с текстом.
Применять навыки работы в графическом редакторе.
Требования к подготовке школьников
V класс
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Календарно-тематическое планирование
V класс
№ п/п Дата план Дата факт Тема урока Тип урока Формы обучения Требования к уровню подготовки обучающихся Основные понятия Практикум Контроль знаний Примечание
Компьютер для начинающих – 8 часов
1 Информация– Компьютер– Информатика. Техника безопасности на уроках информатики. лекция Объяснительно-иллюстративное Иметь представление об информации и информатике.
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Уметь набирать слова, используя клавиатуру Информация, данные, информатика, компьютер 2 Как устроен компьютер Урок-ознакомления с новым материалом Уметь набирать слова, используя клавиатуру.
Знать основные элементы компьютера и их назначение. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов тестирование, фронтальный опрос 3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш Урок-ознакомления с новым материалом Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Знать группы клавиш, их назначение Устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой». пошаговый контроль 4 Основная позиция пальцев на клавиатуре Комбинированный урок Программированное Знать метод 10-пальцевого набора текста.
Уметь набирать текст, используя клавиатуру. Символьная клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре Клавиатурный тренажер (1-8). фронтальный опрос 5 Программы и файлы. Урок-ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе
Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению.
Уметь набирать текст, используя клавиатуру Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл Клавиатурный тренажер в режиме игры тест, опрос 6 Рабочий стол. Управление мышью Комбинированный урок Программированное Знать элементы рабочего стола.
Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами. Рабочий стол, значок, ярлык, кнопка, действия с мышью Практическая работа №2 «Осваиваем мышь». пошаговый контроль 7 Главное меню. Запуск программ Комбинированный урок Программированное Иметь представление о структуре главного меню.
Уметь запускать и закрывать программы (приложения) Меню, главное меню, окно, элементы окна. Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». фронтальный опрос, 8 Управление компьютером с помощью меню. Контрольная работа №1 Комбинированный урок Программированное Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню.
Уметь выполнять основные управляющие операции Раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое меню, элементы управления Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». пошаговый контроль Информация вокруг нас – 8 часов
9 Действия с информацией. Хранение информации. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Иметь представление об информации, ее видах, приемах ее обработки.
Знать основные действия оперирования с информацией Информация, действия с информацией, оперативная память, внешняя память, память отдельного человека, память человечества Логическая игра (тренировка памяти). тесты 10 Носители информации. Комбинированный урок Программированное Знать основные виды носителей информации.
Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различных носителях.
Уметь набирать слова, используя клавиатуру Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. тесты 11 Передача информации. Комбинированный урок Программированное Знать схему передачи информации.
Иметь представление о канале связи.
Уметь набирать текст Источник информации, информационный канал, приемник информации Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. фронтальный опрос 12 Кодирование информации. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации.
Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов Условный знак, код, кодирование тестирование 13 Формы представления информации. Метод координат. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Знать формы представления информации.
Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования пошаговый контроль 14 Текст как форма представления информации. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Иметь представление о структуре и элементах текста.
Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава)
Уметь определять элементы текста Текст, текстовая форма представления информации Логическая игра. фронтальный опрос 15 Табличная форма представления информации. Урок проверки и коррекции знаний проблемное Иметь представление о табличной форме представления информации.
Знать основные элементы таблиц (ячейка, столбец, строка)
Уметь представлять информацию в табличном виде Таблица, графа таблицы, строка таблицы Игра «Морской бой» пошаговый контроль, тестирование 16 Наглядные формы представления информации. Контрольная работа №2. Урок проверки знаний и умений программированное Иметь представление о наглядных формах представления информации.
Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы
Схема, диаграмма, наглядная форма представления информации итоговый контроль Информационные технологии – 11 часов
17 Обработка информации. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Знать способы обработки текстовой, числовой информации.
Уметь выполнять действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора Информация, обработка информации, информационная задача Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор. фронтальный опрос, пошаговый контроль 18 Обработка текстовой информации.
Комбинированный урок Программированное Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Знать основные операции с текстом.
Уметь осуществлять ввод текстовой информации в текстовом редакторе Текстовый редактор, текстовый процессор, документ Практическая работа №6. Вводим текст. тест, пошаговый контроль 19 Обработка текстовой информации.
Комбинированный урок Программированное Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Иметь представление о редактировании текста.
Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов) Редактирование, вставка, замена, удаление Практическая работа №7. Редактируем текст. тестирование 20 Редактирование текста. Работа с фрагментами. Комбинированный урок Программированное Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Уметь редактировать текст (удаление фрагментов текста, исправление ошибок, вставка. копирование и перемещение символов и фрагментов текста) Фрагмент, буфер Практическая работа №8. Редактируем текст. пошаговый контроль 21 Редактирование текста. Поиск информации. Комбинированный урок Программированное Уметь редактировать текст (удаление фрагментов текста, исправление ошибок, вставка. копирование и перемещение символов и фрагментов текста)
Иметь представление о поиске информации.
Уметь составить простой запрос для базы данных Редактирование, поиск, замена Практическая работа №8. Редактируем текст. пошаговый контроль 22 Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Знать формы представления информации; способы систематизации информации
Уметь систематизировать информацию (план, схема, таблица) Информация, обработка информации, систематизация, сортировка по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности тестирование, опрос 23 Форматирование – изменение формы представления информации. Комбинированный урок Программированное Иметь представление о форматировании текста.
Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта Форматирование, выравнивание, шрифт, начертание Практическая работа №9. Форматируем текст. пошаговый контроль 24 Компьютерная графика. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении.
Знать виды инструментов рисовании.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач Компьютерная графика, графический редактор Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора. фронтальный опрос 25 Инструменты графического редактора Комбинированный урок Программированное Знать виды инструментов рисовании.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач Обработка информации, систематизация, поиск, кодирование информации, компьютерная графика, графический редактор, инструменты графического редактора Практическая работа №11. Начинаем рисовать. тестирование 26 Обработка графической информации.
Контрольная работа №3 Комбинированный урок Программированное Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты и палитру Обработка информации, текстовый процессор, документ, графический редактор, сканер, графический планшет Практическая работа №11. Начинаем рисовать.
пошаговый контроль 27 Обработка текстовой и графической информации. Урок закрепления изученного проблемное Уметь создавать комбинированный документ, содержащий текстовую и графическую информацию.
Иметь представление о структуре комбинированного документа Текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. проверочная пр. работа Информация вокруг нас – 8 часов
28 Преобразование информации. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий Входная и выходная информация, правило преобразования информации Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. фр.опрос 29 Преобразование информации путем рассуждений. Комбинированный урок Программированное Уметь структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов Входная и выходная информация, логические рассуждения Практическая работа№13. Работаем с графическими фрагментами. тестирование 30 Разработка плана действий и его запись. Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме.
Уметь выполнять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов Информационная задача, входные и выходные данные, план действий Логическая игра «Черный ящик» пошаговый контроль 31 Разработка плана действий и его запись. Урок закрепления изученного проблемное Знать способы записи алгоритмов.
Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем.
Уметь определять условие для алгоритмов разных структур. Информационная задача, входные и выходные данные, план действий Логическая игра «Переправа» пошаговый контроль 32 Контрольная работа №4. Создание движущихся изображений. Урок проверки знаний и умений Программированное Иметь представление о движении изображения.
Уметь в презентации задать анимацию объектов Сюжет, видеосюжет Практическая работа №14. Анимация (начало) проверочная работа 33 Создание движущихся изображений.
Комбинированный урок проектный Уметь в презентации задать анимацию объектов Анимация, настройка анимации Практическая работа №14. Анимация (завершение) самоконтроль 34
35 Создание проекта Комбинированный урок Проектный Уметь в презентации задать анимацию объектов Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему». самоконтроль Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Операционная система Windows 7
Пакет офисных приложений MS Office 2010