Методическая разработка урока по информатике: «Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17»
Городской конкурс методических разработок уроков по теме «Урок XXI века»
Методическая разработка урока по информатике:«Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную»
Автор: Максимова Ольга Владимировна учитель информатики высшей категорииМБОУ «Средняя школа №17»
г.Дзержинск2016г.
Оглавление
Введение 3
Сценарий урока 4
План урока 5
Конспект урока 8
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока 14
Литература 15
Приложения 16

Введение
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Д.А. Медведев
В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В связи с этим, в настоящее время, следует стремиться наполнить современный урок элементами системно-деятельностного подхода, используя отдельные приемы на различных этапах. 
В приведенном ниже конспекте урока показан вариант применения некоторых приемов.

Сценарий урока
Цель урока: познакомить учащихся со способом перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Задачи урока:
Обучающая – открыть алгоритм перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Развивающая – продолжать развитие логического мышления, памяти, внимания, продолжать развивать у школьников культуру речи, самостоятельность, личностные качества.
Воспитательная – продолжать воспитывать чувство ответственности за порученную работу, коммуникативные качества, самостоятельность, личностные качества.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Педагогические технологии: технология сотрудничества, проблемно-поисковый метод, информационно-компьютерные технологии.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Оборудование: компьютер, проектор, обычная доска, Презентация.
На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятиями системы счисления, основания системы счисления, алфавита системы счисления. Знают виды систем счисления.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель (задачу) на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
План урока:
При описании УУД использованы следующие сокращения:
Личностные УУД – Л
Познавательные УУД – П
Коммуникативные УУД – К
Регулятивные УУД - Р
Этап урока Цель Методы Форма организации УУД Технологии
1. Начало урока (1 мин.) Поприветствовать учащихся. Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Словесный Сообщение 2. Актуализация знаний
(11 мин.) Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. Мотивировать учащихся к получению новых знаний, сподвигнуть их к постановке цели урока. Создать условия для формулировки темы урока, для самоопределения учащихся на деятельность на уроке. Словесный Эвристическая беседа, прием «Ромашка Блума», прием  “Нестандартный вход в урок”
П: Логические: формирование понятий, выдвижение гипотез. Общеучебные: создание алгоритмов деятельности
Л: Смыслообразование: познавательная мотивация
Р: Самоорганизация учебного труда: реакция на ошибку, организация учебного места, распределение времени.
Целеполагание: Определение и понимание учебной задачи.
К: Донести свое: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог. Договориться: слушать и понимать других, принимать точку зрения партнера. Понять других: выполнение различных ролей в группе. Информационно-коммуникационная
3. Динамическая пауза (2 мин) Снять эмоциональную и физическую усталость у учащихся, настроить их на дальнейшую работу. Здоровьесберегающая
4. Изучение нового материала (10 мин.) Обеспечить целенаправленную деятельность учащихся по достижению поставленных целей; создать условия для продуктивной работы в группах. Работа в парах, работа с тектовым раздаточным материалом. Репродуктивный, практический,
прием «Свой алгоритм», прием «Необъявленная тема»
П: Логические: Формирование понятия, анализ и синтез информации, выдвижение и доказательство гиптез. Общеучебные: Структурирование информации, осмысленное чтение, поиск информации, создание алгоритмов деятельности.
Л: Смыслообразование: Осознание необходимости учиться
Этическое оценивание:эмпатия по отношению к другим, адекватное оценивание себя и других
Р: Самоорганизация учебного труда: реакция на ошибку, самостоятельность, распределение времени.
Целеполагание: Определение и понимание учебной задачи, контроль и оценка своей деятельности. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний: мобилизация сил для преодоления препятствий.
К: Донести свое: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог. Договориться: слушать и понимать других, принимать точку зрения партнера. Понять других: выполнение различных ролей в группе, принятие решения и его реализация. Личностно-ориентированная
5. Обсуждение и решение проблем(2 мин.) Установить степень усвоения материала учащимися. Словесный Эвристическая беседа П: Логические: формулировка понятий, анализ информации. Общеучебные: выбор эффективного способа решения
Л: Смыслообразование: Осознание необходимости учиться
Р: Самоорганизация учебного труда: реакция на ошибку. Целеполагание: Контроль и оценка своей деятельности
К: Донести свое: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог. Договориться: слушать и понимать других, принимать точку зрения партнера. Информационно-коммуникационная
6. Рефлексия
(3 мин.) Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели Словесный Сообщение Р: Целеполагание: Контроль и оценка своей деятельности. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний: волевая регуляция эмоциональных проявлений.
Л: Этическое оценивание: адекватное оценивание себя, самооценка.
Личностно-ориентированная
Конспект урока
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемый результат
1. Начало урока (1 мин.) – Добрый день! Я рада видеть вас на уроке информатики. Надеюсь, что он пройдет для вас с пользой, и вы пополните багаж своих знаний. На партах вы видите материалы к уроку (кластер и теоретический материал к нему, набор алгоритмических структур, карточки с заданиями для открытия новой темы, разрезные задачи) Внимательно слушают речь учителя. Ребята настроены на работу.
2. Актуализация знаний (9 мин.) Приём  «Ромашка» Блума
– Давайте вспомним, что вам было задано на дом?
– Верно. Посмотрим, как вы справились с домашним заданием, насколько свободно вы владеете материалом. Проверку проведем, используя известную вам ромашку Блума. Сегодня вы часто будете работать в парах, чтобы не было путаницы номер пары закреплен на парте. Открывать лепестки будем по порядку в соответствии с номером пары.
(На доске вы видите ромашку, у которой 6 лепестков. За каждым лепестком скрывается начало вопроса, ваша задача составить вопрос полностью и задать его классу.)  
– Выучить определения основных понятий, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.  Учащихся мотивированы к получению новых знаний, готовы к постановке цели урока. Созданы условия для формулировки темы урока, для самоопределения учащихся на деятельность на уроке.
Что…?
Если я правильно понял, то…?
Почему…?
Что будет, если…?
Чем отличается…?
Как можно применить…? Что называется системой счисления?
Если я правильно понял материал прошлого урока, то системы счисления бывают двух видов?
Почему в двоичной системе не могут использоваться числа 333, 555 и так далее?
Что будет, если использовать только непозиционные системы счисления?
Чем отличаются позиционные системы счисления друг от друга?
Как можно применить двоичную систему в жизни? Отвечая на вопросы друг друга мы вспомнили материал, с которым познакомились на прошлом уроке.
Прием  “Нестандартный вход в урок”
Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание:Прочтите внимательно стихотворение, выведенное на доску, для тех, кому плохо видно на партах есть бумажный вариант. (Приложение 1)
 (Учитель читает стихотворение вслух, выделяя голосом  числительные)
Предлагаю вам ответить на вопросы:   Как вы считаете, почему выделены именно эти слова? Выпишите в тетрадь встречающиеся числа (вызвать одного учащегося к доске).
А достоверная ли информация содержится в данном стихотворении? Почему?
В каких системах счисления могут быть представлены числа, встречающиеся в данном стихотворении?
Как вы думаете в какой системе счисления записаны, используемые в данном стихотворении числа?
Как сделать историю достоверной, не меняя ее сути? Они являются числительными и означают числа.
Нет. Так как в жизни такого не может быть.
В любых позиционных системах, с основанием большим либо равным двум.
Скорее всего в двоичной, поскольку все числа содержат только две цифры 0 и 1.
Изменить числа; заменить их другими, представить двоичные числа их десятичными эквивалентами. – Совершенно верно. А как это сделать? – Нужно знать способ перевода чисел, но мы пока его не знаем. –Итак, скажите пожалуйста какова по вашему мнению цель нашего сегодняшнего занятия?
– О том, как осуществить перевод из двоичной системы в десятичную и пойдет речь на сегодняшнем уроке. – Познакомиться со способом перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления. Учащиеся согласились с целью урока и готовы работать.
3. Динамическая пауза (2 мин) Вы хорошо потрудились, молодцы, выполним комплекс упражнений, чтобы снять усталость и быть готовым к дальнейшей работе.
Учитель дает рекомендации к выполнению упражнений:
1.Выйти из-за парт.
2. Встаньте прямо, расправьте плечи, руки на пояс.
3. Поднимите руки, опустите.
4. Перенесите вес тела на левую ногу.
5. Перенесите вес тела на правую ногу.
6. Перенесите вес тела на носочки обеих ног.
7. Встаньте прямо.
8. Закройте глаза и надавите подушечками указательных пальцев слегка на глаза.
9. Откройте глаза и посмотрите вдаль.
Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя. Снята эмоциональная и физическая усталость учащихся, учащиеся настроены на дальнейшую работу.
4. Изучение нового материала (10 мин.) Прием «Свой алгоритм»
– Итак, ребята, мы подошли к тому, что нам не хватает знаний для решения определенного класса задач, кстати, многие из таких задач, встречаются в ЕГЭ по информатике.    
– Предлагаю вам, сотрудничая с соседом по парте, составить алгоритм перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, анализируя предложенный образец. (Приложение 2) Каждая пара учащихся выполняет предложенное задание – составляет алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Пара выполнила задание
– Итак, все команды закончили выполнять задание. Теперь обменяемся с соседней командой своими работами и оценим работу товарищей по трехбалльной шкале, заносим результаты оценки в анкету урока (на оборотной стороне листа):
1) Алгоритм непонятен;2) Алгоритм понятен, но нужно внести коррективы;3) Алгоритм понятен, по нему можно работать. Учащиеся обмениваются своими работами и оценивают работу соседней группы, результаты оценки заносят в анкету урока.  
Прием «Необъявленная тема»
– Итак, ребята, вы узнали, как переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную систему и составили алгоритм перевода. А теперь откройте тему нашего урока, выполнив небольшие задания. Каждая группа получает две карточки с примерами, вам следует получить ответ в десятичной системе счисления и определить получившуюся букву, используя кодировочную таблицу. (Приложение 4)– Как только вы определили букву, впишите ее в поле таблицы с соответствующим номером (таблица представлена на доске). – Работать вам предстоит в парах. От того как вы справитесь, зависит правильность темы урока, старайтесь. Предлагаются карточки с заданиями. (Приложение 3)  
 
Каждая пара выполняет предложенный вариант карточки, находит по кодировочной таблице букву алфавита, вписывает ее в поле на доске. Пара выполнила задание
– Ну что ж, тема открыта: «ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ». Каждая пара ответственно подошла к порученной работе и не подвела группу в целом. Молодцы!!! Запишите тему урока в анкету урока дополнив открытую тему, конкретизируя ее. – Так какие числа мы научились переводить? Дополняют открытую тему урока, перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Открыта тема урока
5. Обсуждение и решение проблем(2 мин.) – Вспомните, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока? – Нам было предложено стихотворение, представляющее недостоверную информацию.  
  – Можете ли вы теперь справиться с решением этой задачи?
– Преобразовать числа в стихотворении так, чтобы оно было правдиво, я предлагаю вам дома, это домашнее задания обязательно для всех.
Дополнительная часть домашнего задания, будет выслана вам в личные кабинеты, на сайте Дневник.ру. Главным вопросом для размышления будет вопрос о том, можно ли применить открытый вами сегодня алгоритм к другим системам счисления? – Конечно, можем, теперь мы знаем, что числа, можно переводить из одной системы счисления в другую, и сегодня познакомились с переводом двоичных чисел в десятичную систему счисления.  
6. Рефлексия (3 мин.) – Ребята, сегодня каждый из вас хорошо поработал, вы –  молодцы!  – Покидая кабинет информатики, покажите свое отношение к сегодняшнему занятию, приклеив на плакат соответствующий смайлик. Выходя из кабинета, выбирают нужный смайлик и приклеивают на плакат: положительное отношение, нейтральное, негативное.  
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:
Урок направлен на формирование навыков перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.
На момент проведения урока учащиеся должны быть знакомы с понятиями системы счисления, основания системы счисления, алфавита системы счисления, должны знать виды систем счисления.
Учитель должен подготовить раздаточный материал используя приложения в печатном виде с расчетом на каждого ученика.
При подготовке к уроку учитель должен внимательно изучить презентацию к уроку. Хорошо ориентироваться в последовательности слайдов. При работе с презентацией, во время актуализации знаний (прием «Ромашка Блума»), переход между слайдами не может быть настроено в автоматическом режиме, так как время, которое затратит группа учащихся на формулировку вопросов, может варьироваться.
При работе с приложением 1 учитель должен при чтении текста стихотворения выделять голосом числительные, привлекая, таким образом, внимание учащихся.
В приложении 2 представлена индивидуальная анкета урока. После проведения урока данная анкета может быть вложена в индивидуальную папку ученика или вклеена в рабочую тетрадь.
Приложение 3 включает в себя карточки с заданиями для открытия темы урока, только выполнив правильно все примеры, учащиеся смогут открыть тему урока, воспользовавшись кодировочной таблицей, которая представлена в приложении 4.
К этапу рефлексии должен быть подготовлен плакат с деревом эмоций и таблички-смайлики имеющие липкий слой. Вместо плаката можно воспользоваться магнитной доской и магнитами, либо заменить табличками на ручках.

Список используемой литературы:
Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и  повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2015. – 88 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88 с.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
Основные этапы современного урока. http://marklv.narod.ru/edu/urok.html
Приложения
 Приложение 1
«Необыкновенная девочка»
Ей было тысяча сто лет,Она в сто первый класс ходила,В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред.Когда, пыля десятком ног,Она шагала по дороге,За ней всегда бежал щенокС одним хвостом, зато стоногий.Она ловила каждый звукСвоими десятью ушами,И десять загорелых рукПортфель и поводок держали.И десять темно-синих глазРассматривали мир привычно…Но станет все сейчас обычным, Когда поймете мой рассказ!
(А.Н.Стариков)
Приложение 2
Алгоритм перевода_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема урока:_____________________________________________________
1 0 12=X10
2 1 0
1 0 12 = 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 4 + 0 + 1=510
1 1 0 12 = X10
3 2 1 0
1 1 0 12 = 1 * 23 + 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 8 + 4 + 0 + 1=1310
1 0 …1 0 12 = X10
n n-1 2 1 0
1 0 …1 0 12 = 1 * 2n + 0 * 2n-1 +…+1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = X10
Общий вид
n n-1 1 0
a n a n-1 … a1 a0 = an * 2n + an-1 * 2n-1 +…+ a1 * 21 + a0 * 20 = X10
Приложение3
Карточки с заданиями для открытия темы урока
100012 Х10 10102 - 1002 Х10 100102 Х10 112 + 112 Х10 11112 : 1012 Х10 100002 Х10
11112 : 112 Х10 110012 Х10 1012 + 1012 Х10 100112 Х10 100102 : 112 Х10 11012 Х10

Приложение 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ь ы ъ э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ь ы ъ э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ь ы ъ э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ь ы ъ э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ь ы ъ э ю я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ь ы ъ э ю я