Классный час на тему Правильное питание — залог здоровья
Правильное питание – залог здоровья
Название конкурсной работы Правильное питание – залог здоровья
Ф.И.О. автора, должность, контактный телефон Болдырева Наталья Николаевна, учитель начальных классов, 8-951-306-39-37
Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени С. В. Добрина г. Липецка
Адрес и телефон учреждения, электронная почта 398902, г. Липецк, ул. Ударников, 21
(4742) 41 89 77, 40 82 84
sc23-lip@mail.ru
Возраст обучающихся 7-8 лет
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» «Разговор о правильном питании»
Описание системы работы по реализации выбранной части программы:
а) основные воспитательные и образовательные задачи, при реализации выбранной части программы;
Внедрению программы «Разговор о правильном питании» в условиях МБОУ СОШ №23 предшествовал «Мониторинг изучения основ культуры питания». Исследование проводилось с обучающимися моего 1 класса и их родителями. Результаты мониторинга показали, что только 64 % родителей и 24% детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать своим детям о важности правильного питания. Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания:
•наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (68%).
•нарушения в режиме питания (64%).
•частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок употреблял их ежедневно, а в ряде случаев несколько раз в день (32%).
•потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй ребёнок употреблял ежедневно или несколько раз в день (56%).
•недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (52%).
В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).
Проведённые исследования подтвердили недостаточный уровень здоровья детей, выявили проблемы, которые необходимо было срочно решать. Анализируя возможности школы, родителей, детей и свой собственный потенциал, учитывая цель и задачи программы «Разговор о правильном питании», я поставила перед собой следующую цели и задачи:
Цель: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
Задачи:
а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;
б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;
в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.
б) планирование реализации содержания выбранной программы;
Данная программа предназначена для учеников 1 -2 классов. Программа « Разговор о правильном питании» одобрена министерством образования Российской Федерации. Авторами программы являются М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.
Содержание рабочей программы:
Роль здорового правильного питания в жизни человека.
Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
Оценка и самооценка: - Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей
Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!». При реализации программы “Разговор о правильном питании” во 2 "Б" классе я убеждалась в том, что дети действительно осознавали необходимость заботиться о своем здоровье. Постепенно, в течение учебного года, у детей формировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Эффективность этого курса проверена и подтверждена мною на практике. Тематика, предложенная программой «Разговор о правильном питании» позволяет решать поставленные задачи не только в рамках факультативной работы, но и на уроках по предметам базового учебного плана. Интеграция с другими учебными предметами представлена в виде схемы:
Интеграция в содержание учебных предметов
Русский язык Литературное чтение Математика
Работа над задачей, расчёты
работа с текстом и предложениями словарная работа
Проектная деятельность, работа с текстом, творческая работа
Окружающий мир ИЗО и технология
Аппликация, лепка,рисунок, плакат, поделки
Практическая работа, экскурсия
в) основные формы и направления работы
Здоровье детей – это здоровье нашей нации. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, обеспечивают условия для активного включения их в процесс обучения. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, доставляет удовольствие детям. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:
•встреча «Пища в лесу»;
•сказки «В гости к огороднику», «Репка»
•экскурсия «Где и как готовят пищу»
•турнир знатоков «Где найти витамины зимой»;
•практикум «Накрываем стол к обеду»;
•проект «Вкусная азбука»;
•театрализация;
•буклет «Витаминка.ru
Ведение Дневника здоровья помогает моим ученикам вести наблюдение за своими физиологическими изменениями. Активно использую в работе технические средства обучения:
а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия).
б) видео:
-мультфильмы из серии «Уроки тётушки Совы»; «Будь здоров», «Азбука здоровья».
Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков по теме «Если хочешь быть здоровым», плакаты по правильному питанию, семейные фотографии «Любимое блюдо нашей семьи», театрализация сказки для родителей.
Описание методики реализации темы «Правильное питание – залог здоровья»
Задачи:
Обучающая: расширить и углубить знания школьников о правильном питании, его значимости для здоровья;
Воспитывающая: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, через привитие навыков правильного питания.
Развивающая: развивать коммуникативные способности, способствовать развитию взаимодействия между детьми.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, учебная доска, воздушные шары, шаблоны цветов.
Тип мероприятия: познавательная беседа + практическая работа
Ход мероприятия
Психологический настрой:
Звучит отрывок из детской песни, «Какой чудесный день!»
Учитель: - Здравствуйте! Мне, кажется, сегодня действительно чудесный день, даже просто потому, что все мы здесь сегодня собрались.
- А собрались мы сегодня c вами для очень важного разговора, а о чем мы с вами будем вести разговор, вы поймете, если прослушаете притчу.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!».
- Нельзя не согласиться с этим афоризмом, но, перефразируя его, мы можем сказать, что здоровье находится в наших руках.
- Сегодня мы поговорим о нашем здоровье. Оно включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня.
- Ведь здоровье всего дороже. Здоровье не купишь, потому что цены у него нет.
- Поэтому, наверное, мы чаще всего желаем себе именно здоровья, но почему - меньше всего его бережем. А если здоровье не беречь, не заботиться о нем, то оно как воздушные шары может быстро улетучиться из нашего организма.
(Появляются воздушные шары с буквами, которые составляют слово «здоровье»)
- Вы видите на своих столах воздушные шары, которые я дала вам как символ здоровья. На каждом шарике есть буква, а если сложить эти буквы по часовой стрелке, то получится слово «здоровье».
- Подумайте, какие образы у вас возникают, когда вы слышите слово здоровье»?
- Посовещайтесь в группе и назовите на каждую букву, которая находится именно на ваших шариках слово, которым вы обозначите образ, возникающий на тему «здоровье»
Учитель: - Ь – разделительный знак, который, наверное, здесь тоже неслучайно! Скорее всего, когда мы говорим о здоровье, мы подразумеваем несколько видов: физическое, душевное (психологическое), социальное здоровье.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
- Так что же нужно делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?
(Входит Карлесон, грустит).
Учитель: Здравствуй, Карлесон!
Карлесон: Привет.
Учитель: Что грустишь ты? Дай ответ.
Карлесон: Я обкушался варенья! А еще было печенье. Торт и множество конфет: Очень вкусным был обед. А теперь мотор заглох. Ох, зачем я ел пирог?
Учитель: Где же ты сегодня был?
Карлесон: Слон обедать пригласил. Отказать ему не смог. Ох, зачем я ел пирог?
Учитель: Да, друзья, на первый взгляд, Стал Карлесончик толстоват. Разве можно столько есть? На диету нужно сесть!
Карлесон: Чтобы сесть, нужна кровать, А до дома не достать. Кто б на крышу влезть помог. Ох, зачем я ел пирог. Если б я пирог не ел, То, конечно же, взлетел! У меня горячий лоб, А все жадности микроб. Если бы не было его: Не случилось б ничего!
Учитель: Карлесон! Ты не ворчи! Лучше о еде молчи! Сам во всем ты виноват: Ел и ел ты все подряд!
Учитель:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель: Садись Карлесон и послушай наших ребят, о том, как надо правильно питаться. Вот, Карлесон, подкрепись, это лучше чем сладкое. (Карлесон ворчит и отказывается).
1 ученик: - Карлесон, ты не прав, скорее всего, у тебя авитаминоз.
2 ученик:
- Чтоб решить важный вопрос
Победить авитаминоз.
Вам помогут без труда,
Наши овощи всегда
1 ученик:
- Выходи на огород,
Овощей там хоровод.
Дружно все они живут,
Витамины берегут.
Для салата твоего они полезнее всего.
2 ученик
Чтобы быть всегда здоровым, Бодрым, стройным и веселым, Дать совет тебе готов, Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры, Фрукты, овощи, лимоны, Кашу – утром, суп – в обед, А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься, Умываться, закаляться, Лыжным бегом увлекаться И почаще улыбаться.
1 ученик
Ну, а если свой обед Ты начнешь с кулька конфет, Жвачкой импортной закусишь, Шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер К телевизору засядешь И посмотришь по порядку Сериалов череду,
То тогда наверняка Твои спутники всегда - Близорукость, бледный вид И неважный аппетит.
Учитель: Овощи очень вкусны и содержат все нужные для здоровья витамины. Я предлагаю тебе, Карлесон, поиграть вместе с ребятами в очень интересную игру «Поезд»
(Один ученик исполняет роль светофора. Остальные обучающиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный .Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес,
Лук, петрушка и укроп...
Остановка!
Поезд, стоп!
(Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок. Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками (хлеб, крупы, рис и макаронные изделия). Приложение 1
-Ребята, вспомните и назовите все пословицы о хлебе.
(Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками овощей).
(Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками фруктов).
Учитель: - Вот посмотрите на блюдо, которое мы предложили Карлесону – здесь собрались разные овощи, ягоды и фрукты. Прошу выйти двоих ребят. Каждый получает по корзинке. Один собирает все, что растет в саду, другой – все, что растет в огороде.
- Чтобы вырастить урожай, нужно много трудиться. Вот какая история произошла с одним садоводом. Приложение 2
Учитель: Посмотрите, какие прекрасные цветы растут у садовода. Представьте, что мы находимся на этой чудесной солнечной поляне, где растет много чудесных цветов. Такие полянки, только в уменьшенном виде есть у вас. И каждый на этой поляне посадит свой цветок, но не простой, а «цветок здоровья»
-. Дело в том, что вы, прежде чем посадить этот цветок, должны будете оценить себя, ответив на вопрос: «Какой я?»
Вы должны знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело –
В мире с ним жить.
Каждую клеточку тела
Нужно понять,
Пользоваться умело и охранять.
- Я уверена, что вы уже многое знаете о своем организме и хорошо понимаете, что многое зависит от нас самих. Я права?
- Сейчас мы с вами сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни. Возьмите шаблон цветка, который лежит у вас на столе. Но как вы видите, у этого цветка есть только стебель с листьями и сам цветок. Вы не видите у цветка корни. Дело в том, что:
Корни цветка – это факторы здоровья: наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад и т.д., т.е. как бы невидимые и может быть не совсем доступные нам факторы.
Стебель с листьями – это то, что нам доступно. Это такие направления здоровьесберегающей работы, как: гигиена, охрана зрения, формирование правильной осанки, правильное питание, физкультурно – оздоровительная работа, здоровый образ жизни;
Лепестки – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная, оказывающие влияние на основные наши знания и увлечения.
- Поэтому, отвечая на вопрос, «Какой я?» и оценивая себя, мы будем работать именно с верхней частью цветка, не трогая наши корни, и вопреки всему попробуем вырастить свой цветок здоровья.
Мой организм - сердцевина цветка (физическое состояние)
Название лепестков:
Мое настроение (психологическое здоровье)
Мое отношение к людям (социальное здоровье)
Мое отношение к окружающему миру (социальное здоровье)
Мои знания по здоровьесбережениюМои увлечения, сохраняющие и укрепляющие здоровье
- Выберите сердечко «цветка здоровья» и его лепестки такого цвета, который будет соответствовать вашему состоянию организма в последнее время: желтый цвет – все у вас на «5» (очень хорошо), зеленый – на «4» (хорошо) и красный – на «3» (не всегда хорошо).
- Наклейте эти лепестки на макет цветка и посадите каждый на своей солнечной поляне…
- Ну а сейчас за работу! Я предлагаю нашему гостю, Карлесону, присоединиться к ребятам.
Звучит музыка.
Учитель: - А сейчас я вас попрошу выйти к нам, чтобы мы смогли полюбоваться вашими цветами.
-Действительно, какие прекрасные полянки с чудесными цветами.
- Я вижу, что ваше физическое состояние отличное, а это здорово! Как хорошо, что много на ваших цветках желтых лепестков. Это цвет солнца, а когда светит солнышко, то появляется хорошее настроение и желание что - либо творить. Зеленый цвет лепестков – это тоже неплохо, т.к. зеленый цвет – это цвет спокойствия и гармонии, т.е. не так уж и плохо у вас обстоят дела по сохранению своего здоровья. Красный цвет – тоже ничего страшного нет.
- Молодцы, что честно оценили себя, и пусть это будет для вас сигналом к тому, что нужно приложить всё же усилия для укрепления своего здоровья, ведь кто кроме нас самих позаботится о своем здоровье. А начинать беречь здоровье нужно смолоду, чтобы потом не было поздно! Согласны?
- Вы возьмете эти цветы домой и будете наблюдать за их развитием.
- А сейчас присаживайтесь на свои места.
Учитель:- Сегодняшний разговор и эту работу я решила провести с вами для того, чтобы вы были счастливы! Я желаю счастья вам
- А чтобы по – настоящему быть счастливым – конечно же, нужно быть здоровым.
- И помните, что ваше здоровье в основном в ваших руках!
- Так пусть вашим жизненным девизом будут слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Рефлексия: «Все в твоих руках»
Учитель: - А сейчас подумайте, был ли разговор на тему «Правильное питание – залог здоровья» для вас интересным и полезным, было ли вам комфортно, легко и уютно или же нет.
- Итак, если тема была для вас важной, и вы чувствовали себя комфортно, то посадите на нашей большой полянке жёлтый цветок, а если вас что – то не устроило: может быть по каким – то причинам было не уютно, то – красный. Все в ваших руках!
Итог:
- Я вижу, что сегодняшний разговор был для вас интересным и важным, а также вижу, что вам было комфортно и легко. А это здорово!
Участие родителей в реализации работы
В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
На первом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками и помощниками. В итоге диспута мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника и пришли к выводу, что таковыми являются:
•генетические задатки;
•здоровье ребёнка;
•правильное питание;
•соблюдение режима дня;
•психологическая поддержка родителей.
Из этих пяти факторов остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты. Приложение №3
На следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.
Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, презентации. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработано индивидуального меню младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей.
К концу второго года обучения, родители стали активными участниками в подготовке и проведении классных часов, проектной деятельности. Они являются организаторами экскурсий, праздников.
Оценка эффективности
Предполагаемые результаты по программе «Разговор о правильном питании»:
•полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
•дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
•дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации.
Мониторинг изучения основ культуры питания, проводимый в декабре 2012 года, показал положительную динамику совместной работы с родителями.
В результате исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (85%), каши (97%), овощи и соки (83%). Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продуктов. Увеличилась доля детей, ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, рыбу.
Результаты анкетирования «Каша и ты» обучающихся 2Б класса в 2012-2013 учебном году
Вопрос Название каши
Ман-
наяГреч-
неваяРисо-
ваяПерло-
ваяОвся-
наяПшён-
наяПшён-ная + рисовая Другие каши с фруктами
1 . Какие каши ты знаешь? 100% 87,5% 100% 37,5% 50% 50% 62,5% 37,5%
2. Какие из них ты ешь дома? 100% 62,5% 87,5% 12,5% 12,5% 25% 12,5% 12,5%
3. Какие из них ты ешь в школьной столовой? 75% 62,5% 75% 12,5% 12,5% 50% - -
4. Какие каши ты любишь? 100% 62,5% 75% 12,5% 12,5% - 12,5% 37,5%
5. Сколько раз в неделю ты ешь кашу? каждый день, 50% 2-3 раза, 37,5% не ем, 12,5%
Дополнительные источники информации
1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И В Дубровина. М.Просвещение,1991. -303с.
2. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг./Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,2002.-160с.
3. Мартынов С.М. Овощи+фрукты+ягоды= здоровье», Беседы врача-педиатра о питании детей, М. «Просвещение», 1993
4. Как быть здоровым» (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни), М. Медицина, 1990.
5. Сонькин В.Д. «Рациональное питание», М. Чистые пруды, 2008.
6.Научно-методическая газета «Здоровье детей»:
7. Медиоресурсы:
http://minus5.ru/articles/1674
http://900igr.net/