Развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности средствами иностранного языка.

Развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности средствами иностранного языка.
С.Е. Ладейщикова

Практическая деятельность учителя немецкого языка сегодня сопряжена с рядом объективных проблем: низким уровнем развития учащихся, выбравших для изучения немецкий язык, непопулярностью изучения немецкого языка в целом и, как следствие, недостатком положительной мотивации учащихся к изучению немецкого языка.
Для решения таких глобальных проблем недостаточно обычной практики урочной деятельности, поэтому использование ресурсов внеурочной деятельности, учитывая её неформальность, безоценочность, разнообразие форм и другие особенности, становится наиболее актуальным.
В контексте этого напрвления приоритетным становится не столько владение иностранным языком, сколько возможность его использования в других видах деятельности, что направлено непосредственно на формирование коммуникативных универсальных учебных действий и, как следствие, достижение положительных метапредметных результатов. Реализация данного направления предусматривает такие виды деятельности, как поиск информации на иностранном зыке в иноязычных источниках, в том числе интернете; умение выбирать наиболее ценную информацию, не прибегая к дословному переводу; знакомство с реалиями современной жизни в стране изучаемого языка; навыки работы с художественными текстами, в том числе песенными; отработку грамматических навыков как основы языкового строя. Актуально использование игровых технологий, участие в городских и международных играх.
В современной методике предлагается множество способов мониторинга развития коммуникативных УУД. Большинство из них основано на анкетировании или разрешении различных ситуаций. Однако все они трудно применимы к иностранному языку.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:
- умение слушать и вступать в  диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -   определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
По Хуторскому коммуникативная компетентность как уровень владения УУД и как цель обучения иностранному языку в школе включает знание необходимых языков, способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Таким образом, представляется логичным, отслеживать результаты образовательной деятельности по следующим аспектам устной и письменной речи: фонетическое оформление речи; грамматическое оформление речи; лексический запас; умение вести диалог, в том числе владение речевым этикетом; умение извлекать информацию, адекватно реагировать на реплики и вопросы. Так как я работаю в 5-м классе первый год, был проведён входной контроль и зачёт в конце первой четверти. Результаты представлены в 100-бальной системе. Были получены следующие результаты:
Достижение результатов невозможно без создания следующих условий:
- постоянной работой над созданием благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности;
- учётом психофизических особенностей каждого обучающегося;
- широким применением современных образовательных технологий;
- постоянным повышением квалификации педагогов, активным обменом опытом в педагогическом сообществе школы и города;
- эффективным использованием возможностей внеурочной деятельности.
Проблема взаимосвязи и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой, касающейся целостности образовательного процесса. Общеизвестно, что концептуальные основы целостности образовательного процесса были заложены ещё А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинским.
Традиционно систему занятий после уроков называют внеурочной деятельностью, которой принадлежит немаловажная роль в организации и реализации образовательного процесса и которая предполагает большие перспективы личностного социально-значимого развития школьников, включая развитие творческих способностей.
Основной целью внеурочной деятельности является создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Следует отметить очевидные преимущества внеурочной деятельности:
Становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.
Происходит более  разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.
Ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Реализуя внеурочную работу по иностранному языку, мы ставим перед собой задачу развития потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.
Система внеурочной деятельности предполагает следующие организационные формы:
Организация кружковой деятельности;
Проведение внеклассных мероприятий (в том числе «музейных дней»);
Объединения учащихся: «Научно-исследовательское общество», «Знатоки немецкого языка»;
Участие в заочных и дистанционных конкурсах;
Участие в международной игре «Wir spielen Deutsch»;
Использование интернет - пространства: общение в группе Вконтакте.
В контексте обозначенных выше форм организации внеурочной деятельности становится возможным организация таких видов деятельности, как реализация проектов и научно-исследовательская работа учащихся; организация и проведение традиционный немецких праздников (Рождество и Пасха), инсценировки, разучивание песен на немецком языке; посещение музеев и выставок, организация лекций по культуре и искусству Германии; участие в олимпиадах, конкурсах, играх, в том числе и очных; работа на онлайн – тренажёрах и с электронными словарями; получение информации с иноязычных сайтов; в перспективе – общение со сверстниками из Германии.
В процессе педагогической деятельности становятся очевидными ряд проблем и противоречий:
Овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов.
Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке.
Отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни.  
Отсутствие осознания собственной культурной принадлежности и ценности культуры страны изучаемого языка.
Как следствие обозначенных выше проблем актуальным остаётся, во-первых, вопрос мотивации учащихся к изучению немецкого языка, и, во-вторых, развитие общей культуры учащихся, формирование их социокультурной компетенции. В государственном стандарте отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с “вторичной социализацией”. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому представляется логичным для достижения устойчивого результата активизация страноведческого аспекта.

Заголовок 1 Заголовок 215