Рабочая программа по внеурочной деятельности Построй свою историю


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21»


Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Построй свою историю»
начального общего образования
Составитель:
учитель Вертлюгова О.И.
первая категория
г. Первоуральск, 2015г.
Пояснительная записка
«Построй свою историю» — набор для изучения русского и иностранных языков, предназначенный для начальной школы (1–5 классы). Решение «Построй свою историю» предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения.
«Построй свою историю» — это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях. Он способствует развитию навыков устной речи, чтения, письма и языкового восприятия. Решение «Построй свою историю» включает учеников в работу с самого начала, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания рассказов, персонажей и сюжетных линий.
Рассказ и создание рассказов с опорой на заданную структуру — это мощные инструменты, повышающие грамотность и способствующие тому, чтобы ученики делились своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует пониманию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает ученикам создавать совершенно новые идеи.
Ученики развивают навыки в области русского языка, творческое и критическое мышление во время практических занятий, на которых они работают над созданием карты событий, сцен, объектов и животных, образов, диалогов, придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом, установленными временными рамками и последовательностью событий. Сценарии обучения, которые можно корректировать согласно уровню подготовки учеников, очень разнообразны и стимулируют совместную работу учеников и обмен идеями, методами и опытом.
Решение «Построй свою историю» поможет ученикам:
- научиться уверенно говорить на разные темы;
- научиться создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы;
- улучшить навыки устной речи и языкового восприятия;
- развить навыки чтения и письма;
- научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты;
- научиться определять и понимать концепции жанров;
- естественным образом объединять классическое и цифровое обучение.
Типы заданий
Есть четыре категории заданий:
• Первые шаги
• Повседневное повествование
• Построение и рассказывание историй
• Пересказ и анализ рассказов
Первые шаги
Очень важно, чтобы ученики познакомились с материалами, научились распознавать отдельные элементы, поняли, для чего они нужны и как они взаимодействуют. Если ученики недостаточно хорошо знакомы с материалами, они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Задания для начала работы собраны вместе, чтобы дать возможность «быстрого старта». Первые шаги. Вращай и строй.
Цели обучения
• Рассказать историю, используя соответствующие детали описания для раскрытия основной идеи рассказа.
• Выделить и описать персонажей, места действия и основные события рассказа, используя основные детали.
• Написать рассказ, в котором описывается какая-то ситуация и персонажи.
• Продемонстрировать речевые навыки.
Повседневное повествование
Эти задания дают учителю возможность предложить ученикам поговорить о значимых событиях и случаях, например о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях. Примеры представлены в сценариях возможных проблем «Подготовка к работе», где ученики строят одну сценическую конструкцию.
Построение и рассказывание историй
Выполняя эти задания, ученики знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе.
В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа может включать три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка) —или пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. В создании рассказ могут участвовать до пяти учеников — они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ученик создаёт одну из сценических конструкций рассказа.
Пересказ и анализ рассказов Эти задания дают возможность адаптировать всем знакомые истории таким образом, чтобы они соответствовали уровню учеников и являлись основой для анализа и работы с разными жанрами. Прочитайте ученикам рассказ и попросите их переделать и пересказать сюжет. Используйте это задание для анализа особенностей жанров и анализа персонажей.
Ученики могут добавить свою последовательность событий и окончания. Также можно изменить начало всем знакомой истории, поскольку это внесёт изменения в чувства, настроения персонажей и место действия. Ученики могут изучить последствия и результат изменений на сюжет и последовательность событий в рассказе.
Распределение заданий
Все вышеуказанные задания находятся в библиотеке и могут использоваться в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и классом. Однако рекомендуется начинать с заданий для начала работы, а затем выполнять задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на построение и рассказывание историй. Такой порядок обеспечивает естественное развитие навыков создания рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе.
Структура курса
Данный курс рассчитан на предмет по выбору 1 раз в неделю (34 часа). Структура каждого отдельного задания обеспечивает естественный процесс обучения и приобретения опыта обучения.
Подготовка к работе
Подготовка к работе включает набор «Построй свою историю» и открытый сценарий. Его можно прочитать вслух или просто пересказать, используя иллюстрацию из набора «Построй свою историю». В этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель — способствовать обсуждению и помочь ученикам определить сюжетную линию.
Как правило, в тексте или в прилагаемой иллюстрации содержится вопрос, проблема, задача или возможность. Они никогда не носят конкретный характер. Но этого достаточно в качестве ориентира для подготовленных учеников. Дополнительные ориентиры для менее подготовленных учеников даны в разделах «Построение рассказа» и «Размышление». Попросите учеников прокомментировать, как они понимают эти вопросы, и предложить возможные решения.
Построение рассказа
Строительство из кубиков ЛЕГО® — это органичный и быстрый процесс. Ученики могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в процессе строительства.
Начав строительство, ученики постепенно создадут персонажей, место действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций —одна, три или пять.
Размышление
Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и дальнейшее построение. Задача учеников — создать мощные и выразительные физические сценарии, в которых разные персонажи задействованы в ряде последовательных событий. В процессе построения и размышления ученики общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки.
Во время строительства появляются новые драматические возможности, которые они не могли предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, ученики не должны чётко следовать предварительному плану. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения.
Совместное использование и оформление
В процессе совместного использования и оформления ученики должны последовательно представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу.
Расширение
При расширении используются дополнительные идеи для построения оригинальной концепции и дальнейшего развития рассказа. Такие предложения могут использоваться для всех учеников и служить в качестве дополнительных заданий и идей.
Модель 4x вопросов
Модель 4x вопросов можно использовать со всеми заданиями. Эта модель обеспечивает структуру рассказа и помогает ученикам сосредоточиться на основных элементах создания рассказа. Обратите внимание, что в процессе создания рассказа необходимо учитывать все четыре элемента.
О ком это? Этот вопрос побуждает учеников подумать о персонажах рассказа.
Где это происходит? Этот вопрос побуждает учеников придумать подходящее место действия.
Когда это происходит? Этот вопрос побуждает учеников подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе.
Что произошло? Этот вопрос побуждает учеников сосредоточиться на описании сюжета — событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности.
Учебный курс
Общеобразовательные стандарты Общеобразовательные стандарты по русскому языку используются для формирования всех материалов заданий. Ученики развивают широкий спектр навыков в процессе активного изучения, создания, строительства, повествования, выяснения и обсуждения. Набор «Построй свою историю» помогает ученикам развивать навыки, знания и понимание в таких направлениях, как устная речь, чтение, словарный запас и письмо, как показано ниже.
ПОСТРОЙ СВОЮ ИСТОРИЮ
УСТНАЯ РЕЧЬ (Презентация идей и знаний. Понимание и сотрудничество)
ПИСЬМО (Виды и назначения текстов. Создание и распространение текстов. Проведение исследований для получения и представления знаний. Разнообразные темы.)
ЯЗЫК (Правила. Языковые навыки. Использование и обогащение словарного запаса.)
ЧТЕНИЕ (Виды и структуры текстов. Интеграция знаний и идей. Разнообразие тем и тексты разной сложности. Ключевые детали и идеи)
Название
задания Тип задания Устная речь Чтение литературы Чтение информативных текстов Язык Письмо
Вращай и строй Первые шаги + + + +
Выбери настроение Первые шаги + + + +
Какой прекрасный опыт Повседневное повествование + + + +
Спасите дерево Повседневное повествование + + + + +
Извержение вулкана в Малиновке Повседневное повествование + + + +
Подарок старика Повседневное повествование + + + + +
Сбежавший котёнок Повседневное повествование + + + +
Лесной остров Повседневное повествование + + + + +
Зимний мир чудес Повседневное повествование + + + + +
СуперстадионПовседневное повествование + + + + +
У костра Повседневное повествование + + + + +
Невероятные новости Повседневное повествование + + + + +
Классный цирк Повседневное повествование + + + +
«Липкие» ситуации Построение и рассказывание историй + + + + Стеснительный Андрей катается на скейте в парке Построение и рассказывание историй + + + + Одинокий робот Заклёпка Построение и рассказывание историй + + + + +
Мечта Антона Построение и рассказывание историй + + + +
Очень секретная карта Построение и рассказывание историй + + + +
Выбери меня, выбери меня! Построение и рассказывание историй + + + +
Ночь в музее Построение и рассказывание историй + + + + +
Русалочка Пересказ и анализ рассказов + + + +
Страшилка Пересказ и анализ рассказов + + + +
Моё маленькое стихотворение Пересказ и анализ рассказов + + + +
Давняя легенда Пересказ и анализ рассказов + + + + +
Образовательные стандарты
Устная речь
Понимание и сотрудничество
- Подготовьтесь и активно участвуйте в обсуждениях и совместных проектах с разными партнёрами, развивайте идеи других людей, чётко и убедительно выражайте собственные идеи.
- Объедините и оцените информацию, представленную в разных СМИ и форматах, включая информацию, представленную визуально, количественно и устно.
- Оцените точку зрения говорящего, обоснование, использование доказательств и риторики.
Представление знаний и идей
- Представляйте информацию, результаты и подтверждающие доказательства таким образом, чтобы слушатели могли следить за цепочкой рассуждений; организация, развитие и стиль должны соответствовать заданию, цели и аудитории.
- Используйте цифровые средства и средства визуального отображения данных для выражения информации и улучшения понимания презентации
- Адаптируйте речь для разных контекстов и коммуникативных задач, демонстрируя владение литературным русским языком, когда это необходимо или уместно.
ЧТЕНИЕ литературы, ЧТЕНИЕ неофициальных текстов
Основные идеи и подробности
- Внимательно прочитайте текст, чтобы определить, о чём в нём говорится эксплицитно, и сделать из этого логические выводы; цитируйте фразы из текста в процессе написания или говорения для подтверждения выводов, сделанных из текста.
- Определите основные идеи или темы текста и проанализируйте их развитие; резюмируйте основные сопутствующие детали и идеи.
- Проанализируйте, как и почему персонажи, события и идеи развиваются и взаимодействуют в тексте.
Умение и структура
- Интерпретируйте слова и фразы, используемые в тексте, включая техническое, коннотативное и переносное значения, и проанализируйте, как выбор конкретного слова влияет на смысл или тон.
- Проанализируйте структуру текстов, включая то, как конкретные предложения, абзацы и большие части текста (например, раздел, глава, сцена или строфа) связаны друг с другом и всем текстом.
- Оцените, как точка зрения или цель влияет на контекст и стиль текста.
Интеграция знаний
- Объедините и оцените информацию, представленную в разных СМИ и форматах, включая информацию, представленную визуально, количественно и устно.
- Установите и оцените основную идею и конкретные доводы в тексте, включая обоснованность рассуждений, уместность и достаточность доказательств
- Проанализируйте, как одни и те же темы или задачи рассматриваются в двух или более текстах, для приобретения знаний данных или сравнения подходов, применяемых авторами.
Чтение и уровень сложности текстов
- Самостоятельно и внимательно прочитайте сложные художественные и информационные тексты, подумайте над ними
ЯЗЫК
Правила нормативного русского языка
- Демонстрируйте знание правил грамматики и словоупотребления, действующих в нормативном русском (или английском) языке, при письме и в устной речи.
- При письме демонстрируйте знание правил употребления прописных букв, пунктуации и орфографии, действующих в нормативном русском (или английском) языке. Знание языка Применяйте знание языка для понимания того, как функционирует язык в разных контекстах, для выбора подходящего значения или стиля и для более полного понимания в процессе чтения или слушания. Расширение и использование словарного запаса
- Определите точное значение незнакомых или многозначных слов и фраз, используя контекст, анализируя значимые части слов и при необходимости используя общие и специализированные справочные материалы. Продемонстрируйте понимание метафорического языка, взаимоотношения слов и оттенков значений слов
- Выучите и правильно употребляйте ряд общих и специфических слов и фраз, необходимых для чтения, написания, говорения или слушания на уровне выпускника школы, самостоятельно расширяйте словарный запас, встречая незнакомые термины, необходимые для понимания или выражения мысли.
ПИСЬМО
Типы текстов и цели
- Запишите основные аргументы в поддержку утверждений при анализе значительных тем или текстов, используйте убедительные доводы и уместные и достаточные доказательства.
- Напишите информативные/пояснительные тексты, для того чтобы изучить, а также ясно и точно передать сложные идеи и информацию с помощью эффективного выбора, организации и анализа их содержания.
- Напишите рассказы о реальных или вымышленных событиях или случаях, используя эффективные приёмы, хорошо подобранные детали и структурированную последовательность событий. Написание и распространение Напишите ясный и связный текст, развитие, организация и стиль которого соответствовали бы заданию, цели и аудитории. Подкорректируйте и улучшите написанное с помощью планирования, изменения, редактирования, переписывания или использования нового подхода. Используйте технологии, в том числе Интернет, для создания и публикации текста и для взаимодействия и сотрудничества с другими. Исследование для расширения имеющихся знаний
- Выполните небольшие, а также более значительные исследовательские проекты, посвящённые заданным вопросам, демонстрируя понимание предмета изучения.
- Соберите соответствующую информацию из различных печатных и цифровых источников, оцените надёжность и точность каждого источника и скомпилируйте информацию, избегая плагиата. Найдите факты в художественных и информационных текстах в поддержку вашего анализа и исследования. Время на письменную работу Постоянно практикуйте навыки письма с помощью выполнения различных заданий, написания текстов для различных целей и для разнообразной аудитории. Чередуйте продолжительность практических занятий.
Разряды
Разряды могут эффективно использоваться с решением «Построй свою историю»:
• Для чёткого отражения ожиданий, предъявляемых к ученикам относительно: - качества работы - моментов, на которые необходимо обратить внимание - целей и задач
• В качестве инструмента самостоятельной оценки учеников
• Для того чтобы помочь ученикам стать более независимыми и самостоятельными
• Для оценки работ: - текущая - следование заданию - оценка прогресса - оценка заключительного результата
Разряды отличаются в зависимости от класса и результатов обучения. В приложении дан примеры разрядов, акцентирующих внимание на «точке зрения». Такой тип разряда можно легко изменить таким образом, чтобы он соответствовал любому заданию учебного плана, включая всевозможные типы систем оценок.
Программное обеспечение StoryVisualizer в классе
Ученики изучают письмо для описания реальных и вымышленных событий, выражения и обоснования своего мнения, демонстрации понимания предмета изучения. Они учатся понимать, что одна из основных целей письма — это передача информации другой, иногда незнакомой, аудитории простым и понятным способом, и они постепенно учатся адаптировать стиль и содержание своих текстов в соответствии с текущим заданием. Кроме того, ученики развивают способность получать знания в процессе исследования и аналитически подходить к художественным и информационным источникам. Для достижения такого уровня ученики должны уделить значительное время и приложить усилия для выполнения письменных заданий.
Многие ученики быстро читают, но письмо вызывает у них сложности. У них есть идеи, но недостаточно письменных навыков для создания начала рассказа, выстраивания последовательности идей и написания логического заключения. Таким ученикам нравится подкреплять своё письмо рисунками и обсуждать свои идеи.
Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет ученикам комбинировать слова и фразы для решения проблем, возникающих при изложении рассказа, которые они не могли бы решить только одним использованием слов. Учителя могут поддерживать процесс обучения, предоставляя необходимую помощь и конструктивную поддержку. Программное обеспечение включает множество шаблонов, предназначенных для использования учениками в качестве рабочей платформы, в зависимости от их уровня. Например, шаблон «комикс» позволяет ученикам использовать для создания истории последовательность изображений, сопровождаемых текстом. Используя этот шаблон, ученики также учатся переносить конкретные элементы непосредственно в документы, содержащие только текст. Например, текст из речевого облачка может использоваться внутри кавычек. Шаблоны можно менять согласно желанию и возможностям пользователя.
Программное обеспечение StoryVisualizer предоставляет ученикам новое средство публикации материалов. Благодаря этому программному обеспечению ученики могут легко писать, печатать, публиковать рассказы и делиться ими с другими учениками. Документы можно посылать по электронной почте родителям или публиковать на веб-сайтах.
Программное обеспечение StoryVisualizer даёт следующие преимущества:
• Прекрасное визуальное представление знаний
• Легко запоминающееся графическое представление основной информации
• Вовлечение учеников в процесс размышления, создания и письма
• Предоставление прекрасных возможностей для написания диалога
• Вовлечение в работу учеников, которые не любят письменные задания
• Помощь в систематизации материала благодаря повествованию и карте событий
• Предоставление визуальных изображений для осмысления рассказа или темы
• Развитие творческих способностей и способности к размышлению
• Совершенствование техники написания сочинений благодаря визуальнословесным связям
• Улучшение навыков чтения, письма и мышления
• Является инструментом оценки и анализа
Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет оформлять свои рассказы, созданные с помощью набора «Построй свою историю». Благодаря простому и удобному в использовании графическому пользовательскому интерфейсу ученики могут легко создавать высококачественные рассказы, которые можно распечатать или которыми можно поделиться с другими.
Программное обеспечение StoryVisualizer предлагает множество комплексных функций, позволяющих ученикам развивать свои рассказы, используя импортированные изображения, снимки, сделанные веб-камерой, фоны, изображения из коллекции картинок и простые в использовании текстовые инструменты. С помощью этого ПО очень просто улучшить творческие способности пользователей и помочь им реализовывать свои навыки творческого письма.
Материально-техническая база
Решение «Построй свою историю» состоит из набора деталей ЛЕГО®, упакованных в прочную коробку для хранения с двумя лотками для деталей, листом с наклейками и перечнем деталей, который можно использовать в качестве списка деталей для облегчения организации работы в классе. Один набор «Построй свою историю» рассчитан на пять учеников, работающих совместно над созданием рассказов.
Кроме того, в решение входит Комплект учебных проектов и программное обеспечение StoryVisualizer для выполнения 24 заданий, охватывающих широкий ряд задач учебной программы по русскому языку. Материал также подходит для использования с другими программами обучения.
Базовый набор «Построй свою историю» Базовый набор «Построй свою историю» состоит из 1144 тщательно отобранных элементов ЛЕГО, включая разнообразных персонажей, животных, аксессуары, традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания до пяти сцен действия плюс одну дополнительную строительную пластину для сборки стрелки-указателя «Построй свою историю». В набор входят два лотка для деталей с отделениями для сортировки деталей по категориям. Отделения обеспечивают организацию процесса создания рассказа и снабжены надписями.
Системные требования Windows
• Процессор 2,33 ГГц или быстрее, совместимый с x86
• 512 MБ оперативной памяти
• 128 МБ графической памяти
• Microsoft® Windows® XP (32-битная), Windows Vista® (32-битная), Windows 7 (32-битная и 64-битная) или Windows 8 (режим рабочего стола, Metrostyle не поддерживается)
• Скоростной Интернет (для загрузки программного обеспечения)
• Минимальное разрешение экрана: 1024 x 768 пикселей
Mac OS
• Процессор Intel Core™ Duo 1,33 ГГц или быстрее
• 512 MБ оперативной памяти
• 128 МБ графической памяти
• Mac OS X версия 10.7 или 10.8
• Скоростной Интернет (для загрузки программного обеспечения)
• Минимальное разрешение экрана: 1024 x 768 пикселей