Технологическая карта занятия по ЛЕГО-конструированию Построй свою историю.
Технологическая карта факультативного занятии «Удивительный мир слов» 4 класс 20.03.15.
Тема занятия Работа с текстом. Создание и пересказ истории: «Подарок старика».
Тип занятия Занятие-поиск.
Цель занятия Создать условия для восприятия художественного произведения, оценки деятельности литературных героев, сочинения и пересказа своей истории.
Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия (УУД) ЛИЧНОСТНЫЕ: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности; развитие качеств – аккуратности, старания, терпения, как регуляторов успешности и результативности.ПРЕДМЕТНЫЕ: владение литературными понятиями: жанр, тема, идея, произведения, структура текста, литературный герой; умение понять основную идею текста, дополнить текст и пересказать. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; использовать знаково-символические средства и детали ЛЕГО-конструктора для решения учебной задачи (создание образа героев, своей истории с одной сюжетной линией из нескольких сцен); выполнять логические операции: сравнение, анализ, классификацию, изменение комбинации событий; строить рассуждения, выполнять перестроения сцен в истории, фантазировать, изменять последовательность событий, пересказывать индивидуально и в группе. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, защищать проект совместно с одноклассниками.
Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приходить к общему решению в совместной деятельности при построении одной сценической конструкции; участие в обсуждении и совместных проектах; способность обоснованно и доказательно оценить точку зрения говорящего.
Основные методы и технологии развития УУД Объяснение нового материала с привлечением детей к открытию новых знаний; совместная оценка и самооценка результатов учебного труда; использование ИКТ; групповая работа; метод прогнозирования;
Основные понятия Жанр, тема, литературный герой, структура рассказа, сюжетная линия истории.
Межпредметные связи. Русский язык, литературное чтение, труд, ИЗО.
Ресурсы Учебные материалы: базовый набор ЛЕГО-конструктора «Построй свою историю», модели конструктопедии, карточки-задания для работы в группах, мультимедийное оборудование, программное обеспечение StoryVisualizer.
Этапы урока МикроцелиДеятельность учителя Деятельность учащихся
I.
Мотивационный этап
Мотивировать учащихся на изучение темы.
Упражнение в умении здороваться.
--- Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его.
-Здравствуйте! 1 слайд
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- А как нужно здороваться, чтобы на «капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию: здороваться, глядя в глаза человеку.) Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!» и придаёт уверенности в свои силы каждому человеку.
Я верю в свои силы. 2 слайд
Ты веришь в свои силы.
Он верит в свои силы.
Мы верим в свои силы.
Вы верите в свои силы.
Они верят в свои силы.
Дети встают в круг, берутся за руки.
Читают стихотворение со слайда.
Приветствуют друг друга, гостей, проходят на свои места и читают со слайда спряжение фразы «Я верю в свои силы».
II.
Введение в тему.
Актуализация опорных знаний.
Целеполагание.
Подготовка к восприятию. Закреплять знания по изученному произведению; создавать проблемную ситуацию для выдвижения гипотезы;
Учитель:
– Ребята, вам понятно то, о чём хотел сказать Буратино?
(ответы детей)
- Речь была сбивчива, непоследовательна, неграмотна. В ответах Буратино слышались повторы одних и тех же слов. В свою речь он поместил лишние по смыслу предложения, не относящиеся к вопросу …
- Ребята, в чём мы можем помочь нашему гостю сегодня на занятии?
(учиться правильно строить предложения, точно подбирать слова, из предложений составлять текст – строить свою историю, громко и уверенно пересказывать историю друзьям …)
Предположений было много. И нам надо приложить усилия, чтобы всему этому на занятии Буратино мог научиться. Мы будем строить свою историю, учится правильно говорить, т.к. речь-часть общей культуры человека. Неслучайно 2015год объявлен годом литературы. 3 слайд
Учитель:
- Давайте поможем Буратино. Напомним ему правила речи. 4 слайд
1) Во время разговора всегда смотри в лицо собеседника. Это поможет тебе говорить смело и выразительно.
2) Помни: всегда и везде надо говорить плавно, спокойно, неторопливо.
3) Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо и уверенно.
4) Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
5) Перед началом речи спокойно вдохни и сразу же начинай говорить.
Учитель: 5 слайд
- Буратино, а ещё твоя речь будет ярче и привлекательнее, если ты её украсишь интонационно, т.е. интонацией передашь своё настроение, отношение, чувство, повышая или понижая голос в конце фразы.
- Ребята, какое знаменательное юбилейное событие ожидается в нашей стране? 6 слайд
Упражнения в выразительности речи.
Задание: произнесите фразу «Скоро юбилей Победы» в соответствии со смысловым значением.
а) Спросить, удивляясь;
б) ) грустите, потому что всё меньше и меньше остаётся ветеранов ВОВ, живых участников тех суровых событий.
в) восхищаетесь, радуетесь, потому что можно поздравить ветеранов, подарить им приятные минутки. Театрализация.
В класс входит Мальвина, ведёт за собой Буратино и произносят диалог.
- Мальвина: «Буратино, чётко и внятно ответь на вполне понятный вопрос: где ты был вчера?»
- Буратино: «Я, как бы, ну это, вчера вроде, был в театре. Я у папы Карло, как будто, был».
- Мальвина: «А чем ты там занимался, Буратино?»
- Буратино (уводя глаза в сторону, потупя взгляд, корчась и кривляясь): «Ну, на улице было очень морозно. Мы с другими куклами готовили спектакль. Я очень хочу кушать! Куклы они были очень красивы и мне очень понравились!»
- Высказывают предположения по теме урока.
Ответ: 70-летие Победы
III.
Открытие нового знания. Познакомить с текстом истории «Подарок старика», инструкцией для выполнения работы, рекомендациями: «Построение рассказа», «Размышление», «Идеи для сценария».
- Учитель: а сейчас прочитайте удивительную историю о ветеране.
«Подарок старика». 7 слайд
- «Спасибо тебе за то, что помогла старику перейти дорогу», - сказал загадочный незнакомец. Судя по его одежде – гимнастёрке и многочисленным медалям - ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Маша уже опаздывала в школу, но старик настаивал, чтобы она немного задержалась.
- «Теперь я должен тебя чем-то отблагодарить»,- продолжил он. «Возьми эту Волшебную рыбку и эти Золотые кристаллы в школу. Я уверяю тебя, что произойдёт что-то волшебное, всё изменится». Старик засмеялся и исчез в облаке дыма.
ИНСТРУКЦИЯ №1 – «ПОДУМАЙТЕ» 8 слайд
Построение рассказа.
- Ребята, сейчас по данному тексту создайте свою собственную сцену, описывающую, что произойдёт в школе, когда Маша придёт туда с Золотой рыбкой и Золотыми кристаллами.
• Что произойдёт и с кем?
• Что подумают школьные друзья Маши? Как они отреагируют?
• Как они могут быть вовлечены в дальнейшие события?
• Используйте разнообразных персонажей.
ИНСТРУКЦИЯ №2 – «ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ»
Размышление.
- Поразмышляйте и поговорите друг с другом о создаваемых персонажах.
• Что они делают? Что они говорят?
• Какие чудеса могут произойти?
• Как реагируют другие персонажи? Что они чувствуют?
- Ребята, вы можете самостоятельно придумать историю, а так же использовать готовые идеи для сценария.
ИНСТРУКЦИЯ №3 – «ИДЕИ ДЛЯ СЦЕНАРИЯ» 9 слайд
«Когда лучи солнца попадают на Золотые кристаллы, они волшебным образом...»
«Сначала рыбка казалась мёртвой, но вдруг она начала двигаться, из-под нижнего плавника стал пробиваться странный свет, её брюшко медленно раскрылось, и оттуда появился...»
«Когда я взмахнула волшебными Золотыми кристаллами, все затихли. Можно было услышать лёгкое потрескивание за дверью. Что это? Неужели моё желание и правда осуществится?»
«Учитель посмотрел на меня взглядом, который излучал доброту и дружелюбие, прямо как мои кристаллы, и сказал мне, что я единственный ученик в школе, который был отобран для участия в...»
ИНСТРУКЦИЯ №4 – «РАСШИРЕНИЕ»
- Представьте, что вы репортёр, раскрывающий секрет волшебства. Напишите статью для местной газеты «Наша жизнь». Работа в группах.
- Учащиеся читают текст, знакомятся с инструкциями, обсуждают сюжетную линию сценария, образ и внешний вид персонажей. Составляют свою собственную сцену, описывающую, что произойдёт в школе, когда Маша придёт туда с Золотой рыбкой и Волшебными кристаллами, пользуясь рекомендацией «Идеи для сценария» и конструктопедией.
- Ученики зачитывают вслух идеи по очереди.
IV.
Закрепление учебного материала. Поделись своей историей. 10 слайд
- Учащиеся каждой группы рассказывают составленную историю всем присутствующим с опорой на созданную модель из деталей ЛЕГО.
- Репортёр зачитывает написанную статью в газету. - Пересказывают свою историю учащимся класса.
- Слушают статью репортёра.
V.
Итог урока.
Подвести к осознанию достижения цели урока. - Учитель: (обращается к Буратино).
- Буратино, научили тебя ребята правильно строить предложения и употреблять слова в тексте в соответствии с их прямым значением?
(ответ Буратино).
- Ребята старались грамотно строить предложения, история у каждой группы учащихся получилась очень интересная, неповторимая, проникновенная. 11 – 12 слайды
Я рада, что вы помните о важной дате нынешнего года – 70-летии Победы в годы ВОВ. У вас будет ещё возможность поблагодарить ветеранов войны и сказать им спасибо за их героизм. Но им вдвойне приятно будет слышать грамотную литературную речь, ведь красивая речь – это часть общей культуры человека. - Ученики дарят Буратино памятку «Советы Правильной речи».
VI.
Рефлексия Определять эмоционально-чувственное состояние учеников; - Учитель: 13 слайд
- О речи существует немало крылатых фраз и высказываний. Прочитайте некоторые из них:
«Приятная речь для слуха – своего рода музыка».Аристотель
Грамотная речь - путь к успеху
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Георг Вильгельм Фридрих Гегель- Найдите эти фразы в классе и подойдите к той, которая вам больше понравилась. Объясните свой выбор.
Учитель: - Спасибо! Я верю, что вы будете говорить всегда правильно, грамотно, понятно.
Дети читают слова со слайда, делают свой выбор, объясняют его.