Рабочая программа по информатике к учебнику И.Г.Семакина, 8 класс (индивидуальное обучение, 17 часов в год, 0,5 часа в неделю)
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по информатике и ИКТ для индивидуального обучения учащегося 8 класса основной школы составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);Федерального государственного образовательного стандарта ООО, утверждённого приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО» (с изменениями, внесёнными приказом МО и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644);Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
с учетом авторской программы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Программа курса «Информатики и ИКТ» для основной школы (8-9 классы). Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Цели изучения информатики:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАИнформатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на:
формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
организовывать информацию;
передавать информацию;
проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.
описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Количество часов за год обучения
Класс Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год
8 0,5 34 17
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
- знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
-создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-создавать презентации на основе шаблонов;
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических таблиц, программ;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Учебная литература:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту.
Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2010.
Дидактический материалматериалы для проведения практических работ;
презентации учителя;
тесты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема урока Дата
Заплан. Фактич.
Информационные процессы (4 часа)
1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Инструкция по технике безопасности. 2 Информация и ее виды.
Восприятие информации человеком.
3 Информационные процессы.
4 Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. Информационные технологии (7 часов)
5 Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. 6 Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции.
П.р. № 1. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений.
Пользовательский интерфейс.
П.р. № 2. Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы. 7 Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. 8 Файлы и файловые структуры.
П.р. № 3. Работа с файловой системой ОС.
Работа с файловой структурой операционной системы.
П.р. № 4. Работа со справочной системой ОС. Создание и обработка информационных объектов (22 часа)
9 Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. 10 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста.
П.р. № 5. Основные приемы ввода и редактирования.
11 Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Печать документа.
П.р. № 6. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста.
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Режим поиска и замены.
П.р. № 7. Работа через буфер обмена.
12 Работа с таблицами. Вставка рисунков и текста.
П.р. № 8. Работа с таблицами.
Дополнительные возможности текстового процессора. Маркированные и нумерованные списки.
П.р. № 9. Маркированные и нумерованные списки. Понятие шаблонов и стилей. 13 Компьютерная графика: области применения. Понятие растровой и векторной графики.
Графические редакторы. Работа с растровым графическим редактором. П.р. № 10. Работа с растровым графическим редактором.
14 Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе.
15
Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации.
П.р. № 11. Знакомство с пакетом PowerPoint.
Создание презентации с использованием текста, графики и звука.
П.р. № 12. Создание презентации с использованием текста, графики и звука. 16 Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного изображения (использованием гиперссылок).
Создание презентации с применением записанного изображения (с использованием гиперссылок).
П.р. № 13. Создание презентации с применением анимации. 17 Итоговый проект. Создание мультимедийной презентации.
П.р. № 14. Создание мультимедийной презентации.