Рабочая программа по русскому языку на 68 часов (8 класс, индивидуальное обучение)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Матырская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Матырская основная общеобразовательная школа
___________ А.В. Шигина
Приказ № от . .2015г.
Рабочая программа по русскому языку
8 класс
(индивидуальное обучение)
Учитель: Эрмиш Анастасия Андреевна, стаж работы – 1 год,
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2015-2016уч.г.
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке;
формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 68 часов, 2 часа в неделю.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы. Имеются некоторые отличия. Содержание и формы работ по развитию речи в целом сохранены, но порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в учебнике русского языка Л.А. Тростенцовой, что способствует оптимизации процесса обучения. Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2010г
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Содержание программы
1 раздел. Введение.
Русский язык в современном мире.
2 раздел. Повторение изученного в 5-7 классах.
Пунктуация и орфография. Знаки препинания в сложных предложениях. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи.
3 раздел. Синтаксис. Словосочетание.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
4 раздел. Предложение.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация.
5 раздел. Главные члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Р/Р Изложение с элементами сочинения-рассуждения «Лес – источник жизни».
6 раздел. Второстепенные члены предложения.
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Приложение. Знаки препинания при нём. Синтаксический разбор двусоставного предложения.
7 раздел. Односоставные предложения.
Главный член односоставного предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.
8 раздел. Однородные члены предложения.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Синтаксический разбор предложений с однородными членами.. Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.. Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».
9 раздел. Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения.
10 раздел. Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Выделительные знаки препинания. Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
11 раздел. Предложения с чужой речью.
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитата и знаки препинания при ней. Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».
12 раздел. Повторение и обобщение изученного.
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.

Ресурсное обеспечение
Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).
Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.

Календарно-тематическое планирование

уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме (разделу)Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)
Введение: 1 час; 2 часа в неделю; 1 Русский язык в современном мире. Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять   микротемы текста. Повторение изученного в 5-7 классах: 4 часа; 2 часа в неделю; 2 Пунктуация и орфография. Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации.
Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. 3 Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Знать основные орфографические нормы.
Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 4 Р/Р Изложение с грамматическим заданием. Знать стили и типы речи.
Уметь пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно. 5 Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи. Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи. Синтаксис. Словосочетание: 1 час; 2 часа в неделю; 6 Основные единицы синтаксиса
Текст как единица синтаксиса
Предложение как единица синтаксиса. Знать основные разделы русского языка.
Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений. Предложение: 2 часа; 2 часа в неделю; 7 Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Знать и понимать структуру простого и сложного предложений.
Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения. 8 Диктант «Царица лета». Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения.
Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. Главные члены предложения: 2 часа; 2 часа в неделю; 9 Главные члены предложения. Подлежащее. Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием
Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего. 10 Контрольный диктант по теме: «Главные члены предложения». Второстепенные члены предложения: 2 часа; 2 часа в неделю; 11 Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Знать роль второстепенных членов предложения.
Уметь определять роль второстепенных членов предложения. 12 Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». Уметь на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении. Односоставные предложения: 4 часа; 2 часа в неделю; 13 Главный член односоставного предложения. Знать структурные особенности односоставных предложений.
Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения. 14 Р/Р Инструкция. Знать синтаксические особенности официально-делового стиля.
Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения. 15 Безличные предложения. Знать основные признаки публицистического стиля.
Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста.
Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать аргументы, соблюдать нормы русского литературного языка. 16 Синтаксический разбор односоставного предложения. Знать структурные особенности и функции односоставных предложений.
Уметь производить синтаксический разбор односоставных предложений. Однородные члены предложения: 8 часов; 2 часа в неделю; 17 Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Знать структурные особенности и функции неполных предложений.
Знать общее понятие неполных предложений, понимать их назначение, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных.
Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения. 18 Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Знать особенности и функции однородных членов предложения.
Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов. 19 Однородные и неоднородные определения. Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений.
Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. 20 Однородные и неоднородные определения. 21 Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика..Понимать    особенности    такого вида текста как сравнительная характеристика человека, уметь составлять текст такого вида,  использовать языковые  средства,   соблюдать  на письме литературные нормы. 22 Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами. 23 Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. 24 Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы. Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения: 11 часов; 2 часа в неделю; 25 Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. 26 Употребление обращений. Знать особенности употребления обращений в речи.
Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. 27 Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма. Уметь употреблять формы обращений в деловой речи и личной переписке, составлять письма. 28 Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. 29 Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. Знать группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции.
Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. 30 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Знать значения вводных слов, их стилистические функции.
Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями. 31 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях 32 Р/Р Контрольное сжатое изложение «Как раньше взрослели» Знать основные средства связи предложений в тексте, способы компрессии текста.
Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций, уметь сжимать текст. 33 Вставные слова, словосочетания и предложения. Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции.
Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. 34 Междометия в предложении. Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями. 35 Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия» Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения. Предложения с обособленными членами: 20 часов; 2 часа в неделю; 36 Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Выделительные знаки препинания. Иметь представление об обособлении
Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. 37 Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. Знать условия обособления и функции согласованных определений.
Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. 38 Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. Знать условия обособления согласованных.
Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов. 39 Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. Знать условия обособления несогласованных определений.
Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов. 40 Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. 41 Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение. 42 Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. 43 Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Знать условия обособления и функции обстоятельств.
Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи. 44 Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Знать условия обособления обстоятельств с союзом КАК
Уметь правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с союзом КАК. 45 Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Уметь правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с, выраженных существительными с предлогами.46 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств». Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. 47 Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.
Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания. 48 Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов. Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнении. 49 Обособление дополнений с предлогами. Уметь производить смысловой анализ предложений с обособленными дополнениями с предлогами. 50 Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. 51 Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. 52 Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены. 53 Р/Р Контрольное изложение на тему «Как я покупал собаку». Написание изложения Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены. Предложения с чужой речью: 7 часов; 2 часа в неделю; 54 Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. 55 Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи . Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи. 56 Р/Р Диалог. Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге.
Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. 57 Р/Р Рассказ. Знать типологические особенности текста повествовательного характера.
Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. 58 Цитата и знаки препинания при ней. Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.Уметь опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них. 59 Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. 60 Контрольная работа по теме «Чужая речь». Уметь грамотно употреблять предложения с чужой речью.
Уметь определять и выделять на письме прямую и косвенную речь, цитаты, правильно оформлять диалог. Повторение и обобщение изученного: 8 часов; 2 часа в неделю; 61 Синтаксис и морфология. Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения. 62 Синтаксис и пунктуация. Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. 63 Синтаксис и культура речи. Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения. 64 Р/Р Контрольное изложение с элементами сочинения Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме
Уметь грамотно оформлять письменное высказывание. 65 Р/Р Контрольное изложение с элементами сочинения 66 Синтаксис и орфография. Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах. 67 Итоговый контрольный диктант Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью 68 Итоговый контрольный тест за курс 8 класса.