Диагностические методики (1-4 классы)


Диагностическая методика "Настроение"
Цель: выявить отношение учащихся к учению и к изучению отдельных предметов
(проведена 25 сентября 2015 года в 3 классе)
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают в 3-м классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Например,
Математика –

Физкультура -
Результаты диагностики
предметы






математика




русский язык




литературное чтение




английский язык




музыка




физическая культура




технология




изобразительное искусство




Рефлексия: это исследование дает возможность спланировать работу с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать свое взаимодействие с отдельными учениками.

Диагностическая методика "Дом, в котором я живу"
Цель: выявить отношение учащихся друг к другу , родным и близким людям, к своим товарищам.
(проведена 20 марта 2015 года во 2 класе)
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги поэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники.

Результаты исследования

Жители дома
Результаты ответов

Родители
100%

Родственники
25%

Учителя
17 %

Друзья
50%

Одноклассники
25%


Рефлексия:
Данная диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.






Диагностическая методика "Остров невезения"
(проведена 24 октября 2014 года во 2-м классе)
Цель: выявить отношение учащихся к учению и к изучению отдельных предметов
Цель: определение мотивационной ценности учения для ученика.
В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: "Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать, что мешает детям жить весело и счастливо. Это вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить,что попадет в список, и будут ли воспоминания о школе. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Результаты диагностики
Что мешает жить весело и дружно
Результат

Выполнение уроков
3 чел.

Уборка квартиры
10 чел.

Забота о сестрах и братьях
5 чел.

Забота о животных
2 чел.

Учителя
1 чел.

Низкая зарплата родителей
4 чел.

Разное
5 чел.


Рефлексия:
Такая методика позволяет выявить, что является приоритетным, по мнению ученика, в создании благоприятной обстановки вокруг него.

















Методика изучения уровня внимания
(предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой)
(проведена 23 января 2015 года во 2-м классе)
Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.
Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Обработка данных
Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0-2 – высший уровень внимания;
3-4 – средний уровень внимания;
более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.


Результаты диагностики (12 чел.)

уровень внимания


0

1

2

3

4

5

количество детей
-
1
2
3
3
3


































Методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)
(проведена 16 сентября 2013 года в 1-м классе)
Цель: определение готовности к школьному обучению
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.
Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, так чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.
Ошибками считаются:
а ) отсутствие, каких либо детали рисунка.
б ) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
в ) не правильное изображение элементов рисунка.
д ) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
е ) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены
ж ) залезание линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.



Результаты исследований (12 чел.)

Баллы

0 б

1-2 б.

3-4 б.

5-6 б.

Кол-во детей

3
5
4


Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.








Методика "Нелепицы»
(проведена 10 октября 2013 года в 1-м классе)
Цель: оценить элементарные образные представления детей об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. В начале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».



Картинка к методике «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.




Результаты исследований (102 чел.)

Уровень развития



10 б.
очень высокий



8-9 б.
высокий


4-7 б.
средний
2-3 б.
низкий


0-1 б.
очень низкий

Кол-во учащихся

4


2


4

2

___



















Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\image002.jpg15