Технологическая карта по литературному чтению на тему Русская народная сказка Заяц-хваста


Технологическая карта урока чтения во 2 классе
Чёрная Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 2
Тема Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Цель Выявить авторское и собственное отношение к литературному герою, узнать мораль (цель) сказки.
Задачи познакомить с новым произведением;
способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста перед чтением;
способствовать развитию умения работать с текстом;
продолжить работу над совершенствованием навыка выразительного и «вдумчивого» чтения;
закрепить знания детей о жанрах произведений, формировать умение анализировать характер героя;
совершенствовать навык построения собственных суждений;
закреплять умение работать со словами-незнакомцами (выявлять их и объяснять);
способствовать формированию умения видеть скрытый подтекст в произведении;
способствовать формированию познавательных УУД через поиск решения проблемы, построение логических суждений, выполнение заданий на выявление «лишнего», осуществление поиска информации;
способствовать формированию регулятивных УУД через обучение прогнозированию предстоящей работы (планирование), постановку учебной задачи, осуществление личностной рефлексии;
способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию парной работы, ведения диалога;
способствовать формированию личностных УУД через эмоциональное восприятие текста,
через определение собственного отношения к герою произведения
Планируемые результаты Предметные:
знать различные виды жанров произведений;
уметь работать с текстом, легко ориентироваться в нем;
знать значение слова «хваста»;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
уметь характеризовать героя сказки;
уметь составлять план произведения с опорой на иллюстрации;
определять цель произведения
определять отношение автора к главному герою произведения
Личностные:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
выражать своё отношение к героям прочитанного произведения;
осознание того, что хвастовство – порок человека;
культурное общение с учителем и одноклассниками;
не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению
Метапредметные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
осуществлять поиск информации для решения познавательной задачи;
планировать деятельность на уроке;
учиться работать по плану, подводить итоги каждого этапа урока;
ориентироваться в учебнике;
учиться работать в паре, делать выводы в результате совместной работы в паре;
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
осуществлять рефлексию своей деятельности
Основные понятия Жанр, сказка, персонаж, автор, хваста, хвастовство
Межпредметные связи Русский язык, окружающий мир
Ресурсы О.В. Кубасова, Литературное чтение, 2 класс, рабочая карточка для каждого ученика, паспорт героя для парной работы, аудиозапись сказки, компьютер, проектор
Используемые технологии Технология продуктивного чтения, элементы ТРИЗ, системно-деятельностный подход.
Дидактическая структура урока (этапы урока)
Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Ставит задачу – проверить готовность рабочего места. Создаёт эмоциональный настрой Проверяют наличие учебника, рабочих карточек, письменных принадлежностей Регулятивные:
контроль за состоянием рабочего места
Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности Организует повторение:
- Определите, какое животное на экране лишнее. (Черепаха, крокодил, заяц, змея.) - Почему?
- Что интересного о зайцах вы узнали из предыдущего произведения?
Выделяют лишнее животное, объясняют свой выбор.
Отвечают на вопрос Повторяют интересные сведения о зайцах Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков,
классификация объектов
Личностные:
мотивация на учебную деятельность, положительное отношение к процессу познания
3. Постановка проблемы и определение темы урока Предъявляет картинку с ребусом:
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением. Чтобы узнать его название, нужно разгадать слова по первым буквам предметов. (Отгадка: Заяц- хваста, но на месте буквы «я» стоит знака вопроса).
- Обратите внимание, что одного предмета здесь нет, вам нужно самостоятельно вставить в это место букву.
- Какие слова зашифрованы? Какую букву вставили на месте знака вопроса? Почему?
- Организует самопроверку с опорой на эталон.
- А что такое хваста? (ответы детей). Давайте посмотрим, какое объяснение даёт нам толковый словарь.
Подводит обучающихся к формулированию темы урока:
- А можно ли по названию понять, о чём пойдет речь в произведении? (заяц хвастается)
- Как думаете, к какому литературному жанру относится? (сказка). Почему? - Найдите это произведение в содержании. А кто автор этой сказки? (русский народ).
- Кто может назвать тему нашего урока? (Русская народная сказка «Заяц-хваста»).
Разгадывают ребус. Записывают ответ в рабочую карточку. Находят пропущенную букву, объясняют свой выбор, отвечают на вопросы.
Осуществляют самопроверку, оценивают себя (ставят плюс).
Прогнозируют, высказывают свои мнения.
Формулируют тему урока.
Знакомство с понятием «хваста», уточнение лексического значения слова в толковом словаре, определение темы урока Познавательные:
синтез (восполнение недостающего элемента)
Регулятивные:
прогнозирование,
самоконтроль
Постановка учебной задачи Организует подводящий диалог:
- В каком разделе находится сказка? (Автор и его герои).
- Не зря же ее поместили именно в этот раздел.
- Что мы сегодня должны узнать на уроке? (Как автор относится к герою? Как мы относимся к персонажу?) - Как вы понимаете выражение «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»
- Так о чём нам еще сегодня нужно узнать? (Чему учит сказка).
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока:
- Так какие задачи мы сегодня на уроке ставим перед собой? Формулируют учебную задачу Познавательные:
построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение информации
Регулятивные:
целеполагание,
принятие и сохранение учебной задачи
Планирование деятельности на уроке Организует обсуждение плана деятельности на уроке:
Как построим работу по изучению этой сказки?
План работы: (на экране)
- познакомимся со сказкой
- узнаем значение слов-незнакомцев
- ответим на вопросы по содержанию сказки
- поиграем в радиотеатр (если это возможно)
- составим план для пересказа
- подведем итоги
Составляют и проговаривают план урока Регулятивные:
планирование
Первичное знакомство с текстом. Организует прослушивание аудиозаписи сказки:
- Сейчас вы прослушаете аудиозапись, вы должны не только слушать, а и следить за чтением и помечать карандашиком слова-незнакомцы.
Помогает подвести итог первого этапа:
- Так подтвердились ваши предположения о сюжете сказки? Прослушивают аудиозапись, следят за текстом, помечают в учебнике незнакомые слова. Отвечают на вопрос Знакомство со сказкой.
Осмысленное чтение Познавательные:
смысловое чтение
Коммуникативные:
построение речевого высказывания
Личностные:
самоопределение (мотивация к чтению)
Работа со словами-незнакомцами (словарная работа) Организует работу с индивидуальными карточками:
-Какие слова вы отметили? Самые трудные слова есть на экране и на ваших карточках. А напротив них значения этих слов. Соедините стрелочкой слово с правильным объяснением.
( Гумно, крестьянин, кокорина, погодя).
Организует самоконтроль и самооценивание с опорой на эталон
Самостоятельно выполняют задание в рабочей карточке.
Проверяют выполненное задание, оценивают себя. Знакомятся с новыми понятиями: «гумно», «кокорина», «крестьянин», «погодя» Познавательные:
поиск и выделение информации, подведение под понятие
Регулятивные:
контроль, оценка
Вторичная работа с текстом. Чтение с «ловушками» Организует чтение с «ловушками» вслух:
- В предложениях есть разные ловушки. В некоторых нужно вставить пропущенные слова, а в некоторых исправить ошибки.
1) Жил-был заяц в _____.
2) Приходит он к одному крестьянину на гумно, а там уж стадо овец.
3) Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под _______.
4) Вот она его маленько и потрепала:
- Больше не обманывай!
5) Раз сидела ворона на дереве, собаки её подхватили и давай мять, а ____это увидел.
6) Немного погодя ворона опять потрепала этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хваста, а ______!
Организует самоконтроль и самооценивание с опорой на эталон
Некоторые читают вслух, некоторые следят за чтением других обучающихся. Вставляют пропущенные слова, исправляют ошибки.
Подводят итог, оценивают себя (ставят плюс в рабочую карточку) Правильное осмысленное чтение.
Умение находить несоответствия в тексте Познавательные:
смысловое чтение
Регулятивные:
саморегуляция,
контроль, оценка
Анализ прочитанного произведения с выборочным чтением Организует беседу с выборочным чтением:
- Понравилась ли сказка? Что запомнилось?
- Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его:
Почему зайцам приходилось ходить на гумно?
- Выразительно прочитайте, как заяц хвастается при зайцах.
- А как меняется интонация этих же слов в разговоре с вороной? (Неуверенно говорит, побаивается).
- Как отреагировала ворона на рассказ зайцев.
- Как понимаете выражение «маленько потрепала»?
- Как и за что ворона похвалила зайца?
- Почему хвастаться это плохо? А вам в жизни приходилось хвастаться?
Отвечают на вопросы учителя, ищут ответы на вопросы в тексе и читают.
Высказывают свои мнения Умение находить ответы на вопросы в тексте и отвечать на вопросы по содержанию текста.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация
Познавательные:
поиск и выделение информации
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Физкультминутка Организует физкультминутку Под музыку повторяют движения за героями физкультминутки
Работа с картинным планом. Радиотеатр (чтение по ролям) Организует работу с иллюстрациями:
- Давайте выделим в этой сказке три главных события.
К какому событию из сказки относятся эти иллюстрации? (Показывает иллюстрации поочередно). Как бы вы назвали эти части сказки, если б составляли план?
Организует игру в радиотеатр:
- А к какому событию мы можем разыграть радиотеатр? (ко второму).
- Где начинаются слова персонажей?
- Где заканчиваются? Кто говорит первый? Как нужно говорить слова зайца? А слова вороны?
Организует работу над деформированным планом сказки:
- Расставьте цифры в правильном порядке, чтобы план стал правильным.
Деформированный план
Разговор зайца с вороной
Спасение вороны
Заяц хвастается
Организует проверку выполнения задания, самоконтроль и самооценивание с опорой на эталон
Отвечают на вопросы учителя
Поочередно читают отрывок по ролям
Выполняют задания в рабочей карточке
Один ученик выполняет задание у доски, остальные проверяют, оценивают себя (ставят плюс). Умение выразительно читать по ролям.
Умение составлять план текста Познавательные:
синтез, установление причинно-следственных связей
Регулятивные:
контроль, оценка
Работа в парах Организует составление паспорта героя в паре:
- Чтобы лучше понять, как же автор относится к Зайцу, нам нужно подробнее о нем поговорить, собрать больше информации – охарактеризовать героя. Что с этой целью мы обычно составляем? (Паспорт героя). Поработаем в парах. Вспомните правила работы в паре.
Паспорт героя
Имя героя _____
Место жительства___
Время года____
Какой герой по характеру в начале сказки__________
Как проявил себя в конце сказки______________
Как ты относишься к главному герою?____________
Организует проверку выполнения задания помощью фронтальной проверки
Повторяют правила работы в группе
Выполняют задание в рабочей карточке, работают в паре
По очереди комментируют, как выполнили задание, определяют более точные ответы Умение работать в паре.
Умение собирать информацию про героя из текста
Личностные:
умение высказывать своё отношение к героям
Познавательные:
поиск и выделение информации
Регулятивные:
контроль, коррекция, саморегуляцияКоммуникативные:
умение слушать и понимать других, осуществление учебного сотрудничества с одноклассниками
Подведение итогов Помогает обучающимся отследить соответствие деятельности с планом работы :- Обратимся к плану нашей работы. С чем мы уже справились? Что предстоит сделать?
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности:
- Как к Зайцу относится автор в начале сказки? Осуждает или одобряет?
- А какие качества поощряются в этой сказке? (дружба, храбрость, взаимопомощь).
- Чему нас учит эта сказка? Какая цель этого произведения?
- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
Предъявляет пословицы:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Коль хорошо, так не хвастай, тебя и так приметят
Старый друг лучше новых двух
- Какая из пословиц отображает мораль сказки?
Отслеживают соответствие деятельности с планом урока, отвечают на вопросы
Выбирают нужную пословицу, объясняют свой выбор Умение видеть подтекст в произведении, понимать мораль сказки и подбирать пословицы по смыслу Личностные:
самоопределение, построение системы нравственных ценностей
Познавательные:
установление причинно-следственных связей
Регулятивные:
контроль, коррекция
Коммуникативные:
умение строить высказывание
Обобщение изученной темы о зайцах? Предлагает обучающимся заполнить таблицу :- На уроках чтения мы прочитали три произведения о зайцах. Определите, какие цели у этих произведений. Для этого заполните таблицу.
Автор Название Жанр Цель
Л.Н. Толстой «Зайцы» Рассказ Передать нам знания о зайцах
Учить нас, как правильно себя вести
Передать и вызвать добрые чувства к зайцу

Информация для справок: Л.Н.Толстой, Н.Рубцов, Русский народ, «Зайцы», «Про зайца», «Заяц-хваста», рассказ, сказка, стихотворение.Организует проверку выполнения задания, самоконтроль и самооценивание с опорой на эталон
Самостоятельно заполняют таблицу
Проверяют свою работу, опираясь на эталон Умение определять цели произведений и идентифициро-вать их с авторами и жанрами Познавательные:
умение работать с информацией, знаково-символические действия
Регулятивные:
контроль, оценка
Рефлексия. Итог урока Организует личностную рефлексию:
- Какой урок вы вынесли из сказки?
- Что для вас было самым интересным на уроке?
- У каждого на парте лежит зайчик. Обратите внимание, что у зайчика нет ротика. Если вы довольны своей работой и вам было всё понятно, нарисуйте улыбку зайчику. Если вы старались, но у вас возникали трудности, то сделайте серьёзного зайчика. А если вам было трудно или не было настроения - нарисуйте грустного. И посадите своих зайчиков на полянку.
- Спасибо вам за чудесный урок! Отвечают на вопросы.
Оценивают свою деятельность и психологическое состояние. Личностные:
смыслообразование (понимание сущности усвоенного), нравственно-этическая ориентация
Регулятивные:
рефлексия, оценка
Коммуникативные:
построение речевого высказывания