Конспект для 1-2 классов по развитию речи «Обучающее изложение «Дятел»
Открытый урок развития речи в 1А классе проводился в третьей четверти. Ученики совсем недавно научились писать. И хотя элементы развития речи вводились в каждый урок обучения грамоте, изложение текста выполнялось впервые. Трудность для детей состояла не только в правильной передаче содержания текста, но и в орфографически верном исполнении. Качество работы – 88%.
Открытый урок.
Тема: Обучающее изложение «Дятел».
Цель:
развитие устной и письменной речи учащихся, их орфографической зоркости;
воспитание у детей любви к природе, взаимопомощи и самоконтроля;
обучение написанию изложения.
Оборудование: иллюстрации к изложению, книги о птицах В. Бианки, Н. Сладкова «Иду я по лесу».
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Развитие артикуляционного аппарата и устной речи.
Скороговорки (каждая повторяется трижды в убыстряющемся темпе):
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Проворонила ворона воронёнка.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
В горе – нора, в норе – дыра, в дыре – кротовая нора.
Подготовка к написанию изложения:
А) Учитель: что такое изложение? (изложение – передача содержания текста своими словами).
Сегодня вы будете писать изложение. (Дети получают листы, на которых аппликация с изображением живой природы).
Запись в тетрадь: Изложение.
Б) Релаксация. (звукозапись «Голоса леса»).
Учитель: закройте глаза, послушайте. Где вы были? Что услышали? Угадайте, кто это:
Сотру, сотру – кричит,
В кору, в кору – стучит.
Живёт в глуши лесной
И летом, и зимой
Старательный работник,
- Опишите дятла.
- Дятел – друг или враг леса?
Знакомство с текстом изложения (записано на доске). Зрительно-слуховое восприятие.
Иду я (по) лесу и слышу пишу [щу] ю ма[ши]нку. Это пёстрый дятел стучит (по) ств[о]лу. Л[е]сные д[о]ктора и[щу]т себе пи[щу] (под) к[о]рой дерева. Дятел - дру[г] леса.
Выяснение восприятия.
- Что делает дятел?
- С чем сравнивается стук дятла?
- Зачем дятел стучит по дереву?
- Как называют дятла?
Физминутка.
Упираясь в ствол хвостом,
Дятел машет головой:
Вот так, вот так, вот так.
Насекомых достаёт,
Головой своей ведёт
Справа – влево,
Слева – вправо.
Дупло выдолбит на славу!
Орфографическая подготовка (фронтальная работа).
- Какие правила надо знать, чтобы правильно написать этот текст?
(Правописание безударных гласных в корне слова, в парных согласных в конце слова, жи-ши, чу-щу).
- Объясните постановку многоточия в первом предложении.
Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (коллективная работа на доске).
Пересказ «цепочкой» и в парах.
Гимнастика для глаз (по В.Ф. Базарнову).
Самостоятельная работа – написание изложения, самопроверка.
Чтение одной-двух работ учащихся.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что учились делать?
- Что было самым интересным? Самым трудным?
Домашнее задание: придумать две загадки о птицах.
15