Методическая разработка к уроку по развитию речи (для классов со сложной структурой дефекта) на тему: Описание птицы. Дятел

Методические рекомендации к урокам по развитию речи
Уроки развития речи являются наиважнейшими для слабослышащих вспомогательных классов. Почти полное отсутствие речи, неподготовленность к обучению, низкий уровень умственного развития – особенности слабослышащих учащихся.
Задачами уроков развития речи являются накопление словаря, организация речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладения навыками и умениями оформлять мысли в связные высказывания.
Основными задачами уроков развития речи является подготовка лексического материала для формирования грамматического строя речи, а также знакомство со значениями слов, словосочетаний, развитие связной речи.
Большое значение для овладения языком имеет накопление словарного фонда. Тематика накопления лексики связана в начальных классах с учебно- игровой деятельностью, с соблюдением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня, а в более старших классах с окружающим миром.
Особое место в работе по коррекции мышления и речи занимают описания по плану, данному учителем или составленному коллективно. Сначала учащиеся описывают отдельные свойства предмета, потом группу предметов, затем научаются описывать внешность человека, повадки животных или явления природы.
Работа над описанием с опорой на план способствует формированию связной речи, учит выделению отдельных свойств предмета, дает возможность показать сходное и различное при сравнении предметов одной группы, подготавливает к пониманию места описываемого предмета или явления среди других предметов, явлений.
Предлагаю один из вариантов конспекта урока по развитию речи для данного контингента детей.

Урок развития речи в классе со сложной структурой дефекта
(4-5 класс)
Тема урока: «Описание птицы. Дятел»
Цели:
Закрепление знаний изучаемого материала;
Воспитание любознательности детей к окружающей природе, любви к животным.
Задачи:
Уточнение представления детей о дятле;
Формирование связной речи;
Расширение словаря учащихся;
Развитие слухового восприятия и произношения на материале урока;
Развитие восприятия, логического мышления на материале урока
Оборудование: экран, таблички, картинка дятла, раздаточный материал
Ход урока:
Этап урока
Речь учителя
Примечание

1. Организ.
Момент





2.
Осн.часть































Физминутка


























Окончание урока.

Рефлексия


Подведение итогов



-Здравствуйте ребята.
-Саша, сядь и др.
-Какой сейчас урок?
-Который сейчас урок?
-На уроке развития речи мы будем говорить, слушать, отвечать на вопросы, описывать животных.
-Что мы будем делать, Саша?
-Послушайте внимательно загадку:
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост как упор.
Кто это?
-Кто из вас видел дятла?
-Сегодня мы с вами будем учится описывать дятла по плану (вопросам):
1. Кто это?
2. Это животное или птица?
3. Какие части тела у него есть?
4. Где живет дятел?
5.Чем питается дятел?
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
- Сейчас будем читать текст о дятле. Будем заменять картинки словами. Будьте внимательны.

Дятел.
(Дятел) красивая птица. Дятел летает мало. У дятла короткие (крылья) и (ноги). Клюв дятла прямой и крепкий. (Клювом) дятел долбит по коре и достает насекомых. Весенняя песня дятла похожа на звук (барабана). Гнездо дятлы строят (в дупле) старого дерева.
Люди называют дятла лесным (доктором). Дятлы поедают много вредных (насекомых), лечат (деревья). (Дятел)- зимующая птица. Он живет в наших (лесах) и (парках).
Физминутка:
Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля – Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

-Давайте еще раз прочитаем текст о дятле.
А теперь вы самостоятельно запишите текст в тетради, заменяя картинки словами.
- Вы сегодня хорошо занимались, отвечали на вопросы.
-Что вы делали?
-Вам понравился урок?
(если да- поднимите красную птицу, если нет- синюю, если не знаете- то желтую)
Послушайте ваши оценки.
-Спасибо, Вам за урок.
вопросы проговариваются учителем за экраном




Отгадывание загадки



Полные ответы на вопросы
(опис. по картинке)









слова в скобках заменены картинками.
Дети читают предложение и заменяют картинки словами































самостоятельная работа


вопросы проговариваются учителем за экраном