Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов на 2016 — 2017 учебный год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Старобелицкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю
МО учителей на заседании Директор школы
№ _____ педагогического _________ Л.П. Пятакова
от «_____»______________20___г совета протокол № ____ приказ № ___ от______
Председатель МО ______________ от ___________ 20____г
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 8 -9 классов
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель программы:
учитель информатики и ИКТ
Шамоян Т.М.
Село Старая Белица
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 09.03.04. № 1312.Рабочая программа базового курса информатика соответствует примерной авторской программе Н.В. Макаровой по информатике на базовом уровне. Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Информационная картина мира
Тема 1. Понятие об информации.
Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, актуальности, полноты, достоверности.
Учащиеся должны знать:
Понятие информации и ее основные свойства;
Виды органолептической информации.
Учащиеся должны уметь:
Приводить примеры различной информации;
Приводить характеристику свойств информации на примерах.
Тема 2. Представление информации.
Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации. Основные идеи кодирования информации в компьютере: числовой, текстовой, графической, звуковой. Понятие растрового и векторного изображения в компьютере.
Учащиеся должны знать:
Основные формы представления информации;
Назначение языка, кода и кодирования информации;
Основные единицы измерения объема информации;
Способы кодирования в компьютере разного вида информации;
Отличия растрового и векторного изображения в компьютере.
Учащиеся должны уметь:
Кодировать текст с помощью какого-либо способа;
Определять объем информации в любом тексте в кодах ASCII или Unicode.
Тема 3. Информационная деятельность человека.
Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств. Основные виды работы с информацией. Понятие о датчике. Носители информации. Способы защиты информации.
Учащиеся должны знать:
Основные виды информационной деятельности человека;
Роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
Основные составляющие схемы передачи информации;
Назначение носителей информации;
Основные средства защиты информации.
Учащиеся должны уметь:
Приводить примеры информационной деятельности человека;
Приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;
Приводить примеры носителей информации;
Приводить примеры способов защиты информации;
Шифровать фразы с помощью своего ключа.
Тема 4. Информационные процессы.
Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. ПК как основное техническое средство информационной технологии.
Учащиеся должны знать:
Понятие информационного процесса;
Понятие информационной технологии и основные этапы ее развития;
Роль технических средств в информационных процессах.
Учащиеся должны уметь:
Приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
Приводить примеры технических устройств, используемых в информационной технологии.
Тема 5. Информационные основы процессов управления.
Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая и разомкнутая схемы управления.
Учащиеся должны знать:
Понятие объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
Структуру замкнутой и разомкнутой систем управления.
Учащиеся должны уметь:
Выделять объект управления и управляющее воздействие;
Указывать наличие или отсутствие обратной связи;
Приводить примеры систем управления разных типов.
Тема 6. Представление об объектах окружающего мира.
Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Среда существования объекта. Действие как характеристика объекта.
Учащиеся должны знать:
Понятие объекта и его свойств;
Понятие параметра и его значений;
Понятие действия объекта;
Иметь представление о среде существования объекта.
Учащиеся должны уметь:
Выделять объекты из окружающего мира и рассказывать о них;
Называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
Перечислять действия, характеризующие объект;
Определять среду обитания объекта;
Представлять сведения об объекте в виде таблицы.
Тема 7. Информационная модель объекта.
Понятие модели. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда.
Учащиеся должны знать:
Понятие модели объекта;
Понятие информационной модели;
Формы представления информационной модели.
Учащиеся должны уметь:
Приводить примеры материальных и нематериальных моделей;
Формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
Выделять соответствующие цели характеристики объекта;
Представлять информационную модель объекта в виде таблицы.
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий.
Тема 12. Алгоритмы.
Понятие и определение алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма.
Учащиеся должны знать:
Назначение алгоритма и его определение;
Свойства алгоритма;
Формы представления алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
Приводить примеры алгоритмов из разных сфер.
Тема 13. Представление о программе.
Исполнитель алгоритма. Понятие программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы.
Учащиеся должны знать:
Понятие программы и программного обеспечения;
Отличие программы от алгоритма;
Учащиеся должны уметь:
Объяснить различия между программой и алгоритмом.
Тема 14. Системная среда Windows. Практикум 1.
Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Параметры файла и действия над ним. Представление о папке. Параметры папки и действия над ней. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Организация обмена данными. Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.
Учащиеся должны знать:
Понятие файла и папки, их назначение и параметры;
Основные действия с файлами и папками;
Назначение и структуру графического интерфейса;
Иметь представление о приложении, документе, задаче;
Назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;
Технологию обмена данными OLE и через буфер обмена;
Назначение антивирусных программ;
Назначение архивации файлов и папок.
Учащиеся должны уметь:
Просматривать информацию о параметрах файлов и папок;
Выполнять разными способами стандартные действия с файлами и папками;
Работать в программе Проводник;
Выполнять стандартные действия с окнами;
Изменять параметры Рабочего стола;
Запускать приложения или документы и переключаться между задачами;
Работать в стандартных средах: Калькулятора, WordPad, Paint;
Составлять составной документ, используя различные технологии обмена данными;
Проверять файлы на наличие вируса;
Архивировать и разархивировать файлы и папки.
Тема 14. Практикум 2. Прикладная среда графического редактора Paint.
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.
Учащиеся должны знать:
Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
Особенности растровой и векторной графики;
Основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
Технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
Создать и редактировать любой графический объект;
Осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом.
Тема 14. Практикум 3. Прикладная среда текстового процессора Word.
История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Использование в текстовом документе графических объектов.
Учащиеся должны знать:
Иметь представление о макете текстового документа;
Основные объекты текстовых документов и их параметры;
Технологию создания и редактирования текстового документа;
Технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста с помощью буфера обмена;
Технологию форматирования текста.
Учащиеся должны уметь:
Создать и редактировать текстовый документ;
Форматировать текстовый документ;
Создать списки, колонтитулы, многоколоночный текст;
Создать текст в виде таблицы;
Подготавливать текст к печати;
Создать в тексте графические объекты.
Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий.
Тема 16,17. Компьютер как средство обработки информации. Микропроцессор.
Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора.
Учащиеся должны знать:
Понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
Основные этапы обработки информации;
Назначение и основные характеристики микропроцессора.
Тема18. Устройство памяти.
Понятие памяти компьютера. назначение, основные характеристики и виды памяти. Типы устройств внешней памяти и их характеристики.
Учащиеся должны знать:
Классификацию видов памяти компьютера;
Понятие носителя, устройств внешней памяти;
Характеристику и основной физический принцип организации работы внутренней памяти;
Характеристику и основной физический принцип организации работы памяти на магнитных носителях;
Характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти.
Учащиеся должны уметь:
Объяснить отличие одного вида памяти от другого;
Сравнивать различные виды памяти по основным характеристикам.
Тема 19. Устройства ввода информации.
Классификация устройств ввода информации. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.
Учащиеся должны знать:
Классификацию устройств ввода информации;
Назначение драйвера устройства;
Понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода.
Учащиеся должны уметь:
Свободно работать на клавиатуре компьютера;
Выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и его установку в компьютере.
Тема 20. Устройства вывода информации.
Классификация устройств вывода информации. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.
Учащиеся должны знать:
Классификацию устройств вывода информации;
Основные характеристики мониторов;
Основные характеристики и принцип действия принтеров;
Основные характеристики и виды плоттеров.
Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в характеристиках устройства вывода;
Выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и его установку в компьютере.
Тема 24. История развития компьютерной техники.
Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвертое поколение ЭВМ. Перспективы развития компьютерных систем.
Учащиеся должны знать:
Историю развития компьютерной техники;
Перспективы развития компьютерной техники.
Учащиеся должны уметь:
Рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники;
Привести примеры моделей ЭВМ каждого из четырех поколений.
Темы 25, 26, 27. Классификация компьютеров по функциональным возможностям.
Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры. Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры.
Учащиеся должны знать:
Классификацию современного парка компьютеров;
Основные технические параметры, по которым различаются классы компьютеров;
Характеристики класса больших компьютеров;
Характеристики класса малых компьютеров;
Иметь представление о сервере и его типах;
Иметь представление о суперкомпьютере.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
Планируемая
Фактическая
1.
Информация и информационные объекты. Техника безопасности в кабинете.
Информация и информационные процессы.
1
2.
Основные информационные процессы.
1
3.
Количество информации
1
4.
Единицы измерения количества информации
1
5.
Основные компоненты компьютера и их функции.
1
6.
Программные принципы работы компьютера.
Практическая работа №1
Соединение блоков и устройств компьютера, оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.
1
7.
Файловая система. Практическая работа № 2 Планирование собственного информационного пространства.
1
8.
Контрольная работа по № 1 по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» в виде теста
1
9.
Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре. Практическая работа № 3 «Знакомство с приемами квалифицированного письма»
1
10.
Приемы редактирования.
1
11.
Практическая работа № 4 «Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного базовых средств редакторов»
1
12.
Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца.
1
13.
Формулы и графические объекты.
Практическая работа №5
"Форматирование текстовых документов. Вставка в документ формул"
1
14.
Приемы форматирования в текстовых документов.
Практическая работа №6
Создание и форматирование списков
1
15.
Таблица в текстовом документе.
Практическая работа №7
"Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными".
1
16.
Графический объект в текстовом документе.
1
17.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
1
18.
Документы различного назначения.
1
19.
Практическая работа № 8 Создание гипертекстового документа.
1
20.
Программы оптического распознания документов. Практическая работа № 9 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
1
21.
Компьютерные словари.
Перевод текста с использование системы машинного перевода
1
22.
Контрольная работа № 2
работа по теме: «Обработка текстовой информации»
1
23.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)
1
24.
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.
1
25.
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
1
26.
Практическая работа №11
Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.
1
27
Практическая работа №12
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений
1
28.
Контрольная работа № 3 по теме: «Обработка графической информации»
1
29.
Электронные
таблицы.
Практическая работа №13
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных
1
30.
Ячейка. Адресация в таблице.
1
31.
Практическая работа №14
Создание и обработка таблиц
1
32 -33.
Функции в среде электронной таблицы. Ввод математических формул
2
34.
Практическая работа №15 по теме: "Построение диаграмма и графиков. Ввод математических формул и вычисление по ним"
1
35.
Контрольная работа № 4 по теме: "Обработка числовой информации"
1
9 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
Планируемая
Фактическая
1
Правила техники безопасности в компьютерном классе.
Представление об объектах окружающего мира
1
2
Представление о модели объекта
1
3
Основы классификации объектов
1
4
Классификация моделей
1
5
Основные этапы моделирования
1
6
Моделирование в среде графического редактора. Общая характеристика графического редактора. Векторное и растровое изображение.
1
7
Моделирование в среде графического редактора. Типовые действия над фрагментом растрового изображения. Инструменты графического редактора
1
8
Моделирование в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка.
1
9
Моделирование в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка.
1
10
Моделирование в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.
1
11
Моделирование в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.
1
12
Контрольная работа по теме: « Моделирование в среде графического редактора».
1
13
Моделирование в среде текстового процессора. Общая характеристика текстового процессора.
1
14
Моделирование в среде текстового процессора Создание и редактирование текстового документа.
1
15
Моделирование в среде текстового процессора. Форматирование текста.
1
16
Моделирование в среде текстового процессора. Оформление документа в виде таблицы.
1
17
Контрольная работа по теме: « Моделирование в среде текстового процессора».
1
18
Классификация программ
1
19
Основы алгоритмизации. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма. Линейные алгоритмы.
1
20
Разветвляющиеся алгоритмы.
1
21
Циклические алгоритмы. Цикл с известным числом повторений. Цикл «Для».
1
22
Цикл с постусловием. Цикл с предусловием.
1
23
Вспомогательные алгоритмы.
1
24
Решение задач
1
25
Контрольная работа: « Основы алгоритмизации»
1
26
Общая характеристика прикладной среды.
Общая характеристика табличного процессора.
1
27
Моделирование в электронных таблицах. Создание и редактирование табличного документа.
1
28
Моделирование в электронных таблицах. Создание и редактирование табличного документа.
1
29
Моделирование в электронных таблицах. Создание и редактирование табличного документа.
1
30
Моделирование в электронных таблицах. Форматирование табличного документа.
1
31
Моделирование в электронных таблицах. Использование функций и логических формул.
1
32
Моделирование в электронных таблицах. Использование функций и логических формул.
1
33
Моделирование в электронных таблицах. Использование функций и логических формул.
1
34
Моделирование в электронных таблицах. Использование функций и логических формул.
1
35
Моделирование в электронных таблицах. Представление данных в виде диаграмм
1
36
Моделирование в электронных таблицах. Представление данных в виде диаграмм
1
37
Контрольная работа по теме: «Моделирование в электронных таблицах».
1
38
Система управления базой данных. Общая характеристика системы управления базой данных.
1
39
Система управления базой данных.Создание структуры и заполнение базы данных.
1
40
Система управления базой данных. Создание структуры и заполнение базы данных.
1
41
Система управления базой данных. Создание структуры и заполнение базы данных.
1
42
Система управления базой данных. Создание формы базы данных.
1
43
Система управления базой данных. Создание формы базы данных.
1
44
Система управления базой данных. Работа с записями базы данных.
1
45
Система управления базой данных. Работа с записями базы данных.
1
46
Система управления базой данных. Работа с записями базы данных.
1
47
Система управления базой данных. Разработка отчета для вывода базы данных.
1
48
Система управления базой данных. Разработка отчета для вывода базы данных.
1
49
Контрольная работа: «Система управления базой данных Access».
1
50
Коммуникации в глобальной сети Интернет. Возможности Интернета. Среда браузера Internet Explorer.
1
51
Коммуникации в глобальной сети Интернет. Поиск информации в сети Интернет.
1
52
Коммуникации в глобальной сети Интернет. Язык разметки HTML.
1
53
Коммуникации в глобальной сети Интернет. Веб-страница с графическими объектами.
1
54
Коммуникации в глобальной сети Интернет. Веб-страница с гиперссылками.
1
55
Коммуникации в глобальной сети Интернет. Возможности электронной почты.
1
56
Контрольная работа по теме: «Коммуникации в глобальной сети Интернет».
1
57
Представление о микро процессоре
1
58
Взаимодействие устройств компьютера
1
59
Основные понятия алгебры логики, логические выражения и логические операции.
1
60
Составление таблиц по логической формуле. Некоторые законы булевской алгебре .
1
61
Составление таблиц по логической формуле. Некоторые законы булевской алгебре.
1
62
Определение логического выражения по таблице истинности логического элемента и основные логические устройства компьютера.
1
63
Определение логического выражения по таблице истинности логического элемента и основные логические устройства компьютера.
1
64
История развития компьютерной техники
1
65 - 66
Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Перспективы развития компьютерных систем.
2
67
Информационная картина мира.
1
68 - 69
Программное обеспечение информационных технологий. Программное обеспечение информационных технологий.
2
70
Техническое обеспечение информационных технологий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература
.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2010г
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс. СПб.: Питер, 2010 г
Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2010 г.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2008
13PAGE 15
13PAGE 141515
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 815