Творческий проект по технологии Пермогорская роспись разделочной доски(7 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Колюбакинская СОШ»
Творческий проект по технологии«Пермогорская росписьразделочной доски»
Выполнила ученица 7 а класса:
Сидорова Екатерина Валерьевна
Учитель:
Хохлина Надежда Владимировна
2016 г.
Оглавление
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
1.1 Обоснование возникшей проблемы и потребности…………3
1.2 Определение конкретной задачи и ее формулировка……….4
1.3 Исследования…………………………………………………..4
1.4 Анализ идей и выбор лучшего варианта…………………….5
2.РОСПИСЬ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ
2.1 История пермогорской росписи ……………………………..6
2.2 Выявление основных требований к изделию………………..12
2.3 Выбор материалов, инструментов, приспособлений……….12
2.4 Техника безопасности во время работы……………………...14
2.5 Последовательность изготовления изделия………………….15
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1 Экономическое обоснование………………………………….18
3.2 Самооценка……………………………………………………..18
3.3 Реклама………………………………………………………….19
4. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...20

1.ВВЕДЕНИЕ
В последние годы мы по новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно –прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное, из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Проблема: Низкая популярность и забывание народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства.
В современном мире забываются культурные истоки России. Уходят в забвение прялки и ткацкие станки, деревянная кухонная утварь, лавки, сундуки. На смену традиционному ткачеству пришли готовые фабричные ткани, костюм древних славян заменила готовая современная одежда, которую мы приобретаем в магазинах. Вышивку, как украшение тканей и одежды, заменил печатный фабричный рисунок, деревянную утварь - кухонные принадлежности из пластика, стекла, никелированной стали. Всѐ это изготавливается на фабриках. Один и тот же предмет повторяется тысячи раз – одна баночка для крупы из пластика или стекла похожа как две капли воды на другую. Предметы обихода теряют свою привлекательность и индивидуальность. Да, они удобны в использовании, но безлики.
1.1 Обоснование возникшей проблемы и потребности
У моей крёстной мамы скоро день рождения. Нужно придумать, что ей подарить. Я очень люблю рисовать и учусь в художественной школе. Но дарить просто рисунок мне не хочется.
1.2 Определение конкретной задачи и ее формулировка
Так как она любит готовить, я решила подарить что-то связанное с кухней. Лучший подарок- это подарок, сделанный своими руками. Вот тут на помощь мне пришли народные художественные промыслы.
Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России. Народные художественные промыслы являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве - это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие преемственную культуру молодому поколению.
1.3 Исследования
Дома у меня были заготовки деревянной ложки, шкатулки и несколько разделочных досок.


Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.
Цель проекта: Развитие интереса к народным художественным промыслам.
Задачи проекта:
- воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие России;
- учиться видеть красоту окружающего мира;
- прививать любовь к народным традициям;
1.4 Анализ идей и выбор лучшего варианта
Шкатулка точно не подойдёт. Одна из досок была круглой формы, и я подумала, что она слишком маленькая, так же как и ложка. Поэтому мой выбор остановился на доске прямоугольной формы
Предмет исследования: технология росписи.
Объектом исследования: роспись доски.

2.РОСПИСЬ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ.
2.1. История пермогорской росписи
Пермогорская роспись – это роспись с Северной Двины. Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства продолжает традиции народного творчества. Это не просто определенный визуальный ряд, ее суть намного больше, ведь она как бы парит вне времени, объединяя творчество десятков поколений мастеров. Она органично связана с Родиной - по месту своего возникновения в сообществе крестьян (скотоводов, земледельцев, охотников).
Художественная роспись наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость. До XVII века ее ростки существовали в пределах отдельных натуральных крестьянских хозяйств. Умения передавались мастерами по родовой линии, от поколения к поколению. Оттачивались специфические художественные приемы, позволяющие оптимально презентовать изделия. Избирались наиболее выразительные и содержательные способы нанесения орнамента. Роспись в архитектуре декорировала потолок, стены, своды, балки и столбы, а в быту – посуду, предметы труда.
 В период с XVII по XVIII век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни.
В настоящее время предприятия художественной росписи активно развивают виды росписи с целью удовлетворения спроса как на рынке России, так и за рубежом. Расписные изделия при сохранении своей бытовой функции все больше приобретают черты эстетической и художественной ценности. Для их производства используются современные станки и специальное оборудование - для черновых и подготовительных работ. Основная же творческая работа, как и несколько веков назад, производится вручную мастерами–художниками.
Национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Промышленные «обездушенные» товары становятся усилиями художников теплыми и живыми. Последнее достигается путем нанесения орнамента и элементов изобразительного искусства (графики и живописи). Различные виды росписи создают особый позитивный эмоциональный фон, созвучный местности существования промысла. Техники, созданные древними мастерами, оттачивались многими поколениями мастеров в определенных местностях, создавая особую стилевую выразительность. К счастью, в России XXI века сохранились и развиваются различные виды росписи: гжель, хохлома, борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-пайданская, пучужская, ракульская. Более подробно я остановлюсь на пермогорской росписи.
Пермогорская роспись – это роспись с Северной Двины. Место, где она зародилась (Архангельская область) – это горы, а на станции Пермогорье горы «первые по высоте». Если подняться на самый верх горы, то все краски северной природы становятся еще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо. Вот откуда взялись яркие узоры росписи.
Расписывались предметы быта, в том числе и прялки. В старину считалось, что жених должен подарить своей невесте расписную прялку. И чем прялка будет красивее расписана, тем сильнее её любит жених. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30- х годов нашего века. А с конца 60 - х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".
Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки - корневого типа, с большой лопатой - образной лопастью, завершающейся, чаще всего, пятью или семью круглыми или ромбовидными гладко окрашенными "маковками", "городками". Внизу на лопасти имеется по две или четыре "серьги" ("чуски" на местном диалекте), расположенные по обе стороны массивной высокой ножки "стояка", переходящей в основание - "донце" прялки.
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Это, ковши, , чарки, блюда, солоницы, , ведра, набирухи, короба, рукомойники, , подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, , прялки, ткацкие станы. И все эти, казалось бы, обычные предметы крестьянского быта роспись преображала, превращала в подлинные произведения искусства.
Последовательность росписи
(По воспоминаниям дочери мастера А.Л.Мишарина)
 Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.
  Пермогорская роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.
   Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.
Основные элементы пермогорской росписи
Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером. Ленточки и бордюры строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками.
Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа:
1 - вся ленточка выполняется желтым цветом
2 - отдельные элементы выполняются зеленым цветом,
3 - красным цветом выполняются остальные элементы бордюра,
4 -тонкой живой линией прорисовывается оживка, контур элементов бордюра.
Такой порядок нанесения красок наиболее удачен.

Ленточки, бордюры
Такие узоры делают, как отдельное украшение и используют в качестве обрамления композиции.
Птица «Сирин»
Углы. Именно углам уделяли больше всего внимание пермогорские мастера. В качестве мелких деталей рисовали, как правило, растительные мотивы. Традиционными были: листочки, ягодки, огурцы.

Углы Листочки, ягодки, огуречкиКак рисовать трилистник
Именно трилистник является традиционным изображением растительных мотивов. Его писали как симметричным, так и асимметричным. Серединку изображали желтого или зеленого цвета.

Трилистник
Как рисовать Птицу Сирин
Именно это изображение является главным индивидуальным элементом росписи. Наличие такого рисунка на изделие, дает сразу понятие о похождении росписи. Популярность такой картинку обусловлена верованием в то, что она является оберегом и приносит счастье. Сразу рисуются гибкие побеги, на них изогнутые трехпалые листья и цветы с острыми конами, ягодки. В центре изображается Сирин-птица с женским лицом. Птица всегда обрамляется по кругу одним из видов ленточек.
Птица-Сирин
Как пишутся жанровые композиции
Традиционными рисунками пермогорской росписи также являются сценки из жизни. Например, чаепитие, катание на лошадях, свадьба и т.д. Как правило, мастера изображали именно тот быт, который их окружал.
Так же в пермогорской росписи используют такие элементы, как приписки и тюльпаны.

Приписки

Тюльпан

2.2. Выявление основных требований к изделию
На доске не должно быть заусенцев, она должна быть аккуратно и качественно выполнена, также покрыта лаком.
Основным требованием является использование традиционных элементов и цветов, характерных для пермогорской росписи.
2.3. Выбор материалов, инструментов, приспособлений
Мне понадобится разделочная доска, кисти, краски и лак для закрепления красок на доске.

Готовим заготовку доски.
Обычно под роспись готовят изделия из березы и липы. Готовые вещи обрабатывают мелкой шкуркой. После этого берут пять частей воды и одну часть клея ПВА, хорошо смешивают и грунтуют поверхность заготовки.
Материалы. Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители.
Инструменты. Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В пермогорской росписи вам понадобятся такие кисти:
- круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работыиобводкичернойкраской),- круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски,- плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Кисть для росписи должна напоминать каплю. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску.
Окончательнаяотделкарасписанногоизделия.  Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы : лак, мастика -придают изделию дополнительный декоративныйэффект.Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.
2.4. Техника безопасности во время работы
Требования безопасности перед началом работы
Художники декоративной росписи должны строго выполнять противопожарные правила, так как растворители - легковоспламеняющиеся а
1.Строго воспрещается:
Зажигать огонь на рабочем месте, загораживать проходы, хранить вату, бумагу, и другие легковоспламеняющиеся материалы, испачканные в лаках, красках, растворителях.
2. Во время работы все работающие обязаны:
- не отвлекаться посторонними деталями,
- содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, не захламлять его посторонними предметами и личными вещами.
3. Запрещается:
- сидеть на подоконниках, перилах, высовываться из окон, бегать по лестницам и проходам.
4. Техника безопасности при окраске 1. Окраску изделий производить только на накладной доске.
2. Не допускать попадания краски и растворителей на кожу рук и лица.
3. Не окрашивать изделия и не хранить краску вблизи нагревательных приборов.
4. Проветрить помещение, в котором проводится окраска.
5. Руки после окрашивания вымыть с мылом.
2.5. Последовательность изготовления изделия
Загрунтовать фон и сделать рамку;

Сделать рисунок и перевести его на доску с помощью кальки;

Обвести переведённый рисунок;
Нарисовать красный цвет;

Нарисовать жёлтый цвет;

Нарисовать зелёный цвет;

Сделать обводку чёрным цветом;

Покрыть лаком.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
3.1 Экономическое обоснование
В магазине я приобрела белую, зелёную, красную, жёлтую и чёрную краски. Каждая из баночек стоила 25 руб. Всего я потратила на краски 125 руб. Доска у меня была дома, так же как кисти и лак.
Стоимость моей работы - 250 рублей.
Общая стоимость моей разделочной доски, выполненной в технике
« Пермогорская роспись» составляет –375 рублей.
Если я представлю свою работу на рынке, её стоимость будет составлять -800 рублей.
Экономия – 425 рублей.
3.2 Самооценка
Я довольна своим проектом. Все задуманное выполнила. Исправить в нем я ничего не хочу, но развивать свои знания и умения при оформлении разделочных досок продолжу. При создании своих работ, я старалась сохранить характер и форму изображений старых народных мастеров, изделия которых сохранились до наших дней, и не решаюсь видоизменять особенности пермогорской росписи, чтобы творчество и ремесло наших предков существовало в неизменном виде и передавалось следующим поколениям. Очень надеюсь, что мои расписанные изделия хранят в себе те же древние пожелания счастья, здоровья и благополучия, так как занимаюсь росписью только с хорошим настроением, с чистыми мыслями и доброжелательностью. И, знаю, что этот положительный настрой закладывается в роспись.
3.3 Реклама
Наши предки считали, что необходимо оберегать узорами и символами предметы быта, кухонную утварь, колыбели, игрушки, сундуки, одежду, чтобы защититься от воздействия иных сил. Пермогорские мастера превращали самые обычные предметы в подлинные произведения искусства.
Пусть вместе с этой яркой росписью в ваш дом войдёт счастье и благополучие!

4. ЛИТЕРАТУРА
1.Величко Н. К. Русская роспись: техники, приемы, изделия. Энциклопедия./ Н. К. Величко. М.АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009, 224с.
2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа./ Ю.Я. Герчук. М., Галарт, 328 с.
3.   Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Рабочие тетради по основам народного искусства./ Ю.Г. Дорожин. М.,  «Искусство - детям», 2003, 24 с.
4. Жегалова С.К. Русская народная живопись./ С.К. Жегалова .М., «Просвещение», 2004,191с.