Урок литературы в 7 классе по теме В.В. Маяковский Хорошее отношение к лошадям


Конспект урока по литературе
Тема урока: В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Класс: 7
Тип урока: изучение новой темы
Цели урока:
образовательные:
а) дать анализ идейного содержания произведения и особенностей его языка;
б) подчеркнуть человеколюбие поэта.
развивающие:
а) развивать внимание, устную речь, воображение;
б) развивать навыки работы с лирическим произведением.
воспитательные:
а) формировать доброту, милосердие у учащихся, прививать чувства добрые, «милость к падшим».
Оборудование:
а) Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Л64 учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Авт.- сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с.
б) Портрет В.В. Маяковского.
Литература:
Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. Л64 учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Авт.- сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с.
Универсальный справочник школьника /Под ред. А.А. Кузнецова и М.В. Рыжакова. – М.: ОЛМА Медиа, 2007.
Маяковский В.В. Стихотворения. – Л., 1973.
Хорошее отношение к лошадям / Миронова Н.А., Самойлова Е.А., Анализ стихотворения: Учебно – методическое пособие. – М., 2008.
Бочаров М. Судьба поэта: Исследование поэзии и личности В.В. Маяковского в современной литературной критике// Дон. – 1989.
План урока:
Орг. момент (1 мин).
Слово учителя (7 мин).
Чтение учителем стихотворения (3 мин).
Беседа с классом, анализ произведения (20 мин).
Подведение итогов по теме (7 мин).
Домашнее задание (2 мин).
Подведение итогов по уроку (1 мин).
Ход урока:
Организационный момент
Тема урока - В.Маяковский, «Хорошее отношение к лошадям». Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В.Маяковского и его стихотворением «Хорошее отношение к лошадям».
Беседа о знакомых учащимся произведениях В.В. Маяковского
Знакомы ли вы с таким поэтом как В.В. Маяковский? (Да мы знакомы с данным поэтом, мы изучали его стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо».)
II. Слово учителя
В.В. Маяковский родился в 1893 году в селе Багдады, в семье лесничего. Отец будущего писателя хорошо владел речью, знал бесчисленное множество случаев и анекдотов и передавал их на русском, грузинском, армянском, татарском языках, которые знал в совершенстве. Мама худая, хрупкая, болезненная. Лицом Володя похож на мать, а сложением, манерами – на отца. Вот что пишет Маяковский о себе. В 7 лет отец брал меня на верховые объезды лесничества. Посещал гимназию. Умер отец (сшивал бумаги, уколол палец – заражение крови). Благополучие кончилось. После похорон отца у нас в кармане 3 рубля… В июле 1906 года семья Маяковского переезжает в Москву. 1908 –1909 – первый и второй арест Маяковского, 1910 – освобождён из - под ареста. Поступил в училище живописи. Там познакомился с поэтом Д.Бурлюком. Впоследствии Маяковский с любовью вспоминал о Давиде. Именно Бурлюк, как считал Маяковский, сделал его поэтом.
В.Маяковский принадлежал к такому литературному течению, как футуризм, (запись на доске и в тетради) т.е. «искусство будущего». Футуристы выступали под лозунгом отрицания всего предшествующего художественного наследия. Футуристы пытались создать язык будущего. Они придумывали авторские, индивидуальные неологизмы – слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного исторического периода (запись на доске и в тетради). Когда мы обратимся к анализу стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» то убедимся в том, что автор использует свои индивидуальные неологизмы.
Стихотворения В.Маяковского отличаются своеобразной рифмой и размером. Маяковский писал: «У меня в стихотворении нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках - легко переключаться. Да и строка при такой расстановке становится значительнее, весомее. Учтите смысловые приёмы, разговорную речь укороченные и даже однословные строки. Слово должно держаться в стихе, как хорошо вбитый гвоздь».
История создания стихотворения
Главное заключается в том, что Маяковский заставил пересмотреть привычное отношение к поэзии. Он говорил:
Поэзия может быть прекрасной лишь тогда, когда она служит народу, помогает делать прекрасной жизнь.
В.В. Маяковский
Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
На доске словарь:
Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескать».
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
Чтение учителем стихотворения
«Хорошее отношение к лошадям»
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу —
за каплищей каплищапо морде катится,
прячется в ше́рсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанулаи пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
[1918].
Беседа с классом, анализ произведения
Какую картину вы себе представили прослушав стихотворение? (Лошадь подскользнулась и упала. Вокруг собралась толпа зевак, но никто не пытался помочь, посочувствовать ей. Лошадь от обиды плакала. Только автор, не принимавший участие в насмешках, заметил слёзы. Он сказал ей, чтобы она не обращала внимание на смех, издевательства.)Обратимся к началу стихотворения:
Били копыта.
Пели будто:
– Гриб.
Грабь
Гроб.
Груб.
Что необычного в стихотворении? Какова его форма? (Форма стихотворения – лесенка, т.е. расположение ступеньками).
Какие рифмы встречаются в стихотворении? (В стихотворение встречаются точные и приблизительные рифмы).
Для чего автор использует форму лесенки ? ( Автор использует форму лесенки для того, чтобы выделить слово под рифмой - ключевое).
Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? Имитацию чего мы слышим? Имитация – это уподобление, т.е. сопоставление кому или чему – либо, воспроизведение, повторение, копирование. ( Слышится звуковая имитация гула конной рыси.)
Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения? Звукопись – это использование звукового состава слова, его звучания для выразительности поэтической речи. Применение звукописи используется в самых разных формах: ассонанс и аллитерация. Задача писателя – создать слова образ, раскрывающий правду жизни, выразить свою мысль, своё отношение к жизни. В этом стихотворении В. Маяковский использует и такое поэтическое средство, как аллитерация (запись на доске и тетради) – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных с целью усиления выразительности речи.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по обледенелой мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. Песня копыт довольно грустна: она о грабежах, гробах и грубости. Атмосферу трагического одиночества создаёт поэтический приём – звукопись, звукоподражание.
Начало следующей строфы — пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы:
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась…
Как вы понимаете эти строки? (« Ветром опита» — улица как бы напита сырым, холодным воздухом; «Льдом обута» - панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила;)Автор в данном выражении использует такое художественное средство, как метонимия: не улица скользила, а люди, с трудом шагающие по неубранным тротуарам. Круп – это часть туловища лошади от спины до хвоста. Обратите внимание, что слово грохнулась звучит как крик боли. Замедленность в произнесении делает это слово особенно значимым. Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа — зрелище?
…и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
-Лошадь упала!-
-Упала лошадь!
Как вы понимаете лексическое значение слова зевака? (Зевака – человек, праздно, с тупым любопытством на всё глазеющий, бездельник).
Какие поэтические средства использует автор при изображении данного явления?
( Инверсия «штаны пришедшие клёшить» - мода носить брюки клёш.)
Клёшить — авторский неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.
Таким образом, люди собрались для того, чтобы развлечься, себя показать им заняться нечем, вот они и глазеют с праздным любопытством на упавшую лошадь.
Сгрудились — собрались в кучу, как стадо. Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал», то есть, можем сказать, что зазвенел – это смех ребёнка, а зазвякал – смех взрослого человека.
Таким образом, следует сделать вывод, что на площади собрались люди как дети так и взрослые, чтобы посмотреть на страдающую лошадь и посмеяться над ней. Выкрики зевак подобны вою.
- Лошадь упала!-
-Упала лошадь!
Какой поэтический приём использует автор при описании выкриков зевак? (Автор использует такое поэтическое средство как повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему усиливается их роль в тексте).
Для чего автор использует повтор? (Автор использует повтор, чтобы показать, что этим людям нечем заняться, вот они и кричат одно и то же).
Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.
(Лирический герой удручён. И его взволнованность передана паузами: «Подошёл / и вижу / глаза лошадиные…»)Поэт наклоняется и всматривается в глаза лошади:
Подошёл и вижу—
за каплищей каплищапо морде катится,
прячется в шерсти…
Он потрясён. Его пронзает боль, сострадание к мучению животного:
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
Как вы понимаете выражение общая звериная тоска? (Лирический герой смог прочувствовать всю боль и унижение лошади, ему так же больно и обидно, как и бедному животному).
Плеща – это форма деепричастия, образованная от глагола «плескать».
Лирический герой волнуется. Ему даже трудно вслух произнести добрые слова. Они произнесены тихо-тихо, «в шелесте»:
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте—
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». Слова «плеща и плоше» являются неологизмами, т.е. авторскими словами.
С чем сравнивает поэт случившееся? Как вы понимаете выражение «Все мы немножко лошади»?( Герой стихотворения смог поставить себя на место этой упавшей лошади, посочувствовать ей и осудить смеющихся. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов. Но в трудные минуты жизни человека не должна покидать вера в свои силы.
Лошадь – это символ труженика. В жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Нужно помнить о своём достоинстве. В трудные минуты нужно поддержать человека, помочь преодолеть невзгоды.)Финал стихотворения символичен: лошадь вспоминает детство – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь:
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая, так как она обрела силы, желание жить и работать).
Знаете ли вы лексическое значение слова «стойло»?
Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.
Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно. Найдите строки, подчёркивающие единство человека и природы. (Хвостом помахивала. Рыжий ребёнок). Подведение итогов по теме
Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение? Разве о лошади это стихотворение? (Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта).…и стоило жить,
И работать стоило.
Жизнь—это прекрасный и неповторимый дар. Преодолев трудности, человек готов осилить новые жизненные преграды. Стихотворение значимо по своему богатству содержания и по гуманистической направленности: поэт призывал к доброте и милосердию. Гуманность – человечность, человеколюбие. Проявление сочувствия к людям, оказание помощи, непричинение страданий никому.
Жанр этого стихотворения – стихотворный рассказ. Основной конфликт - конфликт поэта и толпы. Сюжет стихотворения наполнен драматическими излияниями поэта, страдающего, как и лошадь, от жестокости мира. Какова композиция стихотворения?
Одиночество и тоска преодолеваются, если рядом будет кто – то, кто готов разделить с тобой твою боль и поделиться тёплым словом. Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека.
Домашнее задание
Прочитать рассказ А.Платонова «Юшка» (запись на доске).
Подведение итогов по уроку
За активное участие на сегодняшнем занятии, я поставила следующие оценки.