План-конспект ООД опытно-экспериментальной деятельности Вода и ее превращения
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
с детьми подготовительной группы
по теме «Вода и её превращения»
Обучающие задачи:
Закрепить полученные знания о воде.
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).
Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
Научить задавать вопросы, выслушивать любые ответы.
Развивающие задачи:
Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Используемое оборудование:
Пластиковые стаканчики
Пуговицы
Термос
Схемы и картинки
Лимон
Сахар
Ванилин
КраскаХод:
Педагог: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.
Там где гордая гряда
Вниз срывается вода
Со скалы спуститься рад
Вниз бесстрашный (Водопад)
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
(Облака)
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)
В
О
Д
О
П
А
Д
О
Б
Л
А
К
А
Д
О
Ж
Д
Ь
Р
О
С
А
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?
Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Но вода бывает не только в жидком состоянии.
- Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (это термос)
- Для чего нужен термос? (термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время)
- Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)
Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.
Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (пар превратился в воду) Значит, пар – это тоже вода.
Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).
Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Давайте проведём опыт, попробуем растопить лёд, один ребёнок будет в перчатках, а другой без.
- Как вы думаете, у кого лед растает быстрее? (лед быстрее растает, если будет соприкасаться с теплом рук.)
- Во что превратился лед? (лед превратился в воду.)
- Если на руках перчатки, то лед тает медленно, потому что перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.
Воспитатель: Дети, мне интересно, как же получить лед? (заморозить воду)
Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (вода может находиться в твердом состоянии.)
В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.
А теперь давайте немножко отдохнём и поиграем в игру «Капельки».
Игра «Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
Дети хаотично гуляют по кругу.
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети берутся за руки и двигаются друг за другом.
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.
Дети берутся за руки и образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (вода будет нагреваться)
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.
Дети бегают по группе.
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
Дети обнимают друг друга.
Воспитатель: Посмотрите, теперь вас уже нельзя растянуть, вы приобрели свою форму, как частички льда.
Вывод:
1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
А теперь давайте сядем за стол и проведём несколько опытов.
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (никакого)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ничем не пахнет)
Теперь добавьте в воду ванилин, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет ванилью).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».
- Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды). Значит, вода является растворителем.
- Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (в стакане с водой пуговицу видно, а в стакане с молоком не видно).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Подведение итогов.
- Что больше всего вам сегодня понравилось?
- Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
- Что было полезным для вас?
Использованные Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]