Анализ работы факультатива Школа докторов природы
Анализ работы факультатива «Школа докторов природы» за 3- 4 классы (2012-2014 г.)
Учителя МОУСОШ п.Звёздный Ершовой Л.Ю.
Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. А отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди всех потребностей и ценностей человека в нашем обществе Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря факультативу «Школа докторов природы» у детей появилось желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формировалось умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. Занятия по программе исключали критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, систематически подчеркивались положительные действия учащихся, их возможности и способности. Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год.
Планирование 3 класс
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Чего не надо бояться.
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. 1
2 Учимся думать. 1
3 Спеши делать добро. 1
4 Поможет ли нам обман. 1
5 «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. 1
6 Надо ли прислушиваться к советам родителей. 1
7 Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. 1
8 Все ли желания выполнимы. 1
9 Как воспитывать в себе сдержанность. 1
10-11 Как отучить себя от вредных привычек. 2
12 Я принимаю подарок. 1
13 Я дарю подарки. 1
14 Наказание. 1
15 Одежда .1
16 Ответственное поведение. 1
17 Боль. 1
18 Сервировка стола. 1
19 Правила поведения за столом. 1
20 Ты идёшь в гости. 1
21 Как вести себя в транспорте и на улице. 1
22 Как вести себя в театре, кино, школе. 1
23 Умеем ли мы вежливо общаться. 1
24 Умеем ли мы разговаривать по телефону. 1
25 Помоги себе сам. 1
26 Умей организовать свой досуг. 1
27 Что такое дружба. 1
28 Кто может считаться настоящим другом. 1
29 Как доставить родителям радость. 1
30 Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 1
31 Спешите делать добро. 1
32 Огонёк здоровья. 1
33 Путешествие в страну здоровья. 1
34 Культура здорового образа жизни. 1
Факультативный курс за 3 класс помог расширить знания о здоровье, содействовал воспитанию негативного отношения к вредным привычкам, способствовал укреплению отношений ребёнка и родителей, познакомил с правилами этикета.
Планирование 4 класс.
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Наше здоровье. Что такое здоровье. 2 Что такое эмоции. 3 Чувства и поступки. 4 Стресс. 5 Учимся думать и действовать. 6 Учимся находить причину и последствия событий. 7 Умей выбирать. 8 Принимаю решение. 9 Я отвечаю за свои решения. 10 Что мы знаем о курении. 11 Зависимость. 12 Умей сказать НЕТ. 13 Как сказать НЕТ. 14 Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. 15 Я умею выбирать- тренинг безопасного поведения. 16 Волевое поведение. 17 Злой волшебник- алкоголь. 18 Алкоголь- ошибка. 19 Алкоголь- сделай выбор. 20 Наркотик. 21 Наркотик – тренинг безопасного поведения. 22 Мы - одна семья. Мальчики и девочки. 23 Моя семья. 24 Дружба. 25 День здоровья. 26 Умеем ли мы правильно питаться. 27 Я выбираю кашу. 28 Чистота и здоровье. 29 Откуда берутся грязнули7 (игра- путешествие). 30 Чистота и порядок. 31 Будем делать хорошо и не будем плохо. 32 КВН «Наше здоровье». 33 Я здоровье берегу – сам себе я помогу. 34 Будьте здоровы! В 4 классе факультативный курс формировал у школьников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья и здоровья его семьи, давал научно –обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни, учил правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья, соблюдать правила личной гигиены.