Мастер класс на темуПатриотическое воспитание посредсвом изготовления оберега в народном стиле


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА" ГОРОДА КЕМЕРОВО
План-конспект мастер класса
Тема: Развитие патриотизма посредством изготовления птицы-оберега в народном стиле.Образовательная деятельность: работа с нитками
Возраст детей:10-14 лет
Ф.И.О. педагога: Дашковская Анна Георгиевна
Отдел: декоративно-прикладной
Кемерово 2016
План-конспект мастер-класса
Тема: "Изготовление птицы-оберега "
Цель: развить у учащихся чувство любви к родине посредством занятия декоративно-прикладным искусством и изучения народной культуры.
Задачи:
1. Образовательные:
1.1. Познакомить детей с техникой изготовления работ из шпагата и ниток.
1.2. Научить детей подбирать цветовые решения .1.3. Познакомить детей со славянской культурой.
1.4. Научить детей правилам изготовления птицы-оберега.
2. Развивающие:
2.1. Развивать у детей чувство цвета и стиля.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать у детей чувство прекрасного.
3.2. Воспитывать бережное отношение к национальной культуре.
Оборудование мастер-класса:
1. Материально-техническое оснащение:
1.1. Шпагат.
1.2. Цветные нитки.
1.3. Ножницы.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Приветствие педагога, объявление темы.
2. Основной этап.
Рассказ о славянской мифологии и о значении птиц в славянских мифах.
1. Чудесная птица Алконост с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и  безветренная погода. Алконост - птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.
 
2. Другую райскую птицу - Сирина, напоминающую древнегреческих Сирен – принято относить к темным силам. Внешне она очень похожа на Алконоста и является частым его спутником. Однако, несмотря на то, что, в отличие от Алконоста, Сирин поет песни Радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок.

3. Вещая Гамаюн-птица - мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Имя ее, вероятно, происходит от старого слова «гамаюнить», то есть баюкать. Крик Гамаюна - добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее - напоминать людям о высших ценностях бытия.

4. Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же - Страфиль-птица, - архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом.  Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом - море взволнуется, закричит - буря поднимется, а полетит - так закроет собой белый свет... Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой.

5. Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии - Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие.

6. С птицей Фениксом также связывают и появление в русских сказках другого известного персонажа - Финиста Ясного Сокола. Образ молодого мужчины, способного обращаться в сокола, считается заимствованным из западной мифологии, наподобие  чудесного супруга, навещающего возлюбленную под видом птицы.

7. Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину - прекрасная девушка,  стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре.

3. Последовательность выполнения работы.
3.1. Для клюва взять 3 отрезка шпагата длиной 12-14 м.
3.2. Согнуть их пополам и обмотать красной ниткой 1-1,3 см.
3.3. Для туловища взять 40 отрезков шпагата длиной 28 см.
3.4. Прикрепить клюв к голове. Для этого обхватить половиной веревочек клюва заготовку для туловища строго посередине и туго зафиксировать ниткой.
3.5.Согнуть заготовку для туловища, формируя голову.
3.6. Обмотать шею красной ниткой на расстоянии 1-1,2 см.
3.7. Сделать 5 "восьмерок" из шпагата - заготовки для крыльев. В каждой "восьмерке" по 5 веревочек. Самая длинная - 34 см. Затем их надо уменьшать, чтобы был плавный переход для формы крыла: 34 -32 -30 - 28 - 24.В центре все заготовки связать ниткой.
3.8. Каждую деталь крыла обмотать цветной нитью симметрично от центра.
3.9. Крылья прикрепить к туловищу. Для этого нити туловища разделить на две части, разместить между ними детали крыльев и закрепить красной нитью.
3.10. Нити хвоста разделить на 5 частей. Каждую часть обмотать цветной нитью.
3.11. Оберег готов.
4. Заключительная часть.
Итак, мы с вами изготовили птицу счастья. Пусть она поможет вам и защитит вас от всех бед.
В процессе данного занятия дети не только учатся что-то делать своими руками, но и узнают много нового о народной культуре. Такие занятия развивают чувство причастности к великой культуре, а следовательно и любовь к Родине, то есть - патриотизм.


Список литературы
1. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия. / Кимеева Т.И. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
2. Хворостов,А.С. Декоративно-прикладное искусство. Пособие для учителей.[Текст] / Хворостов, А.С.- М.: "Просвещение",1981. -120с.
3.Федотов, Г. Основы художественного ремесла[Текст] / Федотов, Г. - М "АСТ-Пресс", 1999.- 78с.
4. URL: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/ELibrary.html.