Инновационные (здоровьесберегающие) технологии в системе коррекции речевых нарушений у младших школьников.


Инновационные (здоровьесберегающие) технологии в системе коррекции речевых нарушений у младших школьников.
Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно- логопедическую работу с детьми младшего школьного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными. Применение фито- и ароматерапии, оздоровительного массажа, упражнений, направленных на развитие физиологического дыхания, представляет собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы.
В коррекционно – логопедической работе нашей школы в рамках внедрения ФГОС широко используются разнообразные технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук и т.д. Инновационные технологии(игро-, музыко-, фито- и ароматерапия и др.) конечно используются только с разрешения родителей.
Особое внимание в работе с детьми хотелось бы уделить фито- и ароматерапии.
Фитотерапия- эффективное лечение с помощью лекарственных растений при различных речевых нарушениях для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома.
Ароматерапия предназначена для профилактики, лечения и реабилитации, основана на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел в природных концентрациях. Естественные натуральные растительные средства нетоксичны, не обладают побочными эффектами.
Эффективное использование фито- и ароматерапии в артикуляционной гимнастике- очень важной части процесса коррекции речи. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии.
Работа по развитию артикуляционного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей. Для формирования ощущения кончика, спинки, корня и боковых краёв языка используются тактильная стимуляция, опора на вкусовые ощущения (например, такие приёмы, как капнуть на кончик языка сок, мёд, положить кусочек апельсина). Для укрепления вялого, слабого кончика языка(при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагается удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку. При выполнении упражнений «Квадратик», «Чашечка» можно предложить «обнять» конфету губами, запомнить это положение губ(при сомкнутых зубах), а затем убрать её. Положение губ остаётся прежним. Эти предложения используются также при постановке шипящих и сонорных звуков.
Артикуляционная гимнастика на основе непроизвольных движений особенно важна для дизартриков. К примеру, при выполнении упражнения «Вкусное варенье» нужно поместить каплю мёда или варенья на верхнюю губу ребёнка, который должен слизнуть её языком без помощи губ. В качестве средства в борьбе со слюнотечением рекомендуется на высунутый язык ребёнка капнуть из пипетки каплю фиточая, а затем предложить проглотить отвар.
Систематическое проведение оздоровительного массажа улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего улучшается её регулирующая роль в работе всех систем и органов. Комплексы массажа составляются индивидуально для каждого ребёнка с учётом характера нарушений произношения. Преобладание наглядно – образного мышления у младших школьников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Самомассаж лица желательно проводить в игровой форме, способствующей преодолению амимии у дизартриков. Детям предлагается «нарисовать» на своём лице Деда Мороза, Снеговика, перевоплотиться в плюшевых мишек. Обучив детей приёмам самомассажа на индивидуальных занятиях, можно переходить к сеансам с подгруппой.
Варианты упражнений:
Ты, мороз…
Ты, мороз, мороз, мороз,(Дети поглаживают лоб ладонями)
Не показывай свой нос!(Растирают нос)
Уходи скорей домой,(растирают щёки ладонями)
Вьюгу уноси с собой (растирают носогубный треугольник)
Носик, носик…Носик, носик!(проводят 4 раза кулачками по крыльям носа)
Где ты, носик? Лобик, лобик! Где ты, лобик? (поглаживают 4 раза пальцами лоб)
Щёчка, щёчка! (поглаживают 4 раза пальцами щёки)
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая дочка, (поглаживают ладонями шею)
Будет чистенький сынок (растирают ладонями уши)
И котёнок – малышок. (трут ладони друг о друга)
Самомассаж языка важен для расслабления его мышц, губ(особенно для
дизартриков с повышенным мышечным тонусом в спастической форме).
Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлёпать губами, покусать зубами.
При выполнении массажа для кистей рук используется нестандартное оборудование, приведенное ниже.
1.Массажные спиральки, киндер – сюрпризы
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (дети 3 раза растирают ладони с вытянутыми пальцами)
Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики. (растирают пальцы, начиная с большого, правой рукой, затем левой.)
1,2,3,4,5 – снова будем повторять…
2.Махровая перчатка
Доктор Айболит
Добрый доктор Айболит,(дети массируют тыльную сторону ладони).
Он Мышонку говорит:
-Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и Хрюшки,
Зайцы и Тигрята,
Мышата и Котята.
Посмотрело солнце вниз- (раскрывают напряжённые пальцы и опускают).
Все на праздник собрались! (шевелят каждым пальцем)
3.Вода с морской солью.
4.Шишки, каштаны, жёлуди.
5.Массажные колечки для пальцев(су-джок)
6. «Сухой бассейн» (пробки, крышки, крупа, каштаны)
7. «Волшебный сундучок» (коробочки с крупой, проволочкой, шнуром. иитками, тесьмой)
8.Маленькие шарики.
9.Массажные мячи с шипами.
В коррекции речевых нарушений очень важна система дыхательных упражнений.
Упражнения на развитие физиологического дыхания со здоровьесберегающим сопровождением:
1.Вдох и выдох носом (при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю). Цель: развивать глубокий носовой вдох. Контроль: к носовым ходам приставляется ватка, зеркало, полоски бумаги. Начинать с трёх раз, постепенно доводя до десяти.
Упражнения: «Узнай цветок», «Узнай ягоду», «Узнай овощ, фрукт», «Узнай, чем пахнет» (пакетики с валерианой, ромашкой, эвкалиптом).
2.Вдох и выдох ртом.
Цель: развивать ротовой выдох.
Упражнения: «Надуй резиновую игрушку» - вдыхать ртом при закрытом носе и плавно выдыхать через рот.
«Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем – лепить снежную бабу, подышать на руки»(согреть их).
«Приготовление к празднику» - надуть шары, нарубить дрова (руки вверх- вдох, наклон вперёд - выдох).
3.Вдох ртом. Выдох носом.
Цель: развивать активный выдох.
Упражнения: «Мишка спит», «Аптека здоровья»
4.Вдох носом, выдох ртом.
Цель: развивать активный выдох. Игра с водой(дети дуют на бумажные и пластмассовые игрушки в воде). Упражнения: «Капитаны» - произносить «ф-ф-ф», при порывистом ветре: «п-п-п», свежем ветре: «с-с-с», южном: «ш-ш-ш»
Правильно подобранные и умело организованные учителем – логопедом инновационные технологии, включённые в логопедические занятия, способствуют формированию УУД у обучающихся с речевыми нарушениями, их полноценному включению не только в образовательный процесс, но и в современное общество в целом.
МКОУ «Заолешенская основная общеобразовательная школа»
«Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС.
Инновационные технологии»

Подготовила:
учитель – логопед: Вереитина Л.А.