Открытый урок по истории России Золотой век Русской культуры


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Конспект урока по истории
на тему: «Золотой век русской культуры»

Разработала: Подройкина Лидия Владимировна
учитель истории и обществоведения высшей
квалификационной категории ГКОУ РО
школы-интерната VIII вида №1 г. Новочеркасска
г. Новочеркасск, 2012 г.
Тема урока: «Золотой век» русской культуры.
Цель: выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить обучающихся воспитанников с развитием «золотого века» русской культуры, с основными памятниками русской культуры.
Коррекционно-развивающие: Развивать память, воображение, внимание, умение работать с текстом учебника.
Воспитательные: Побуждать у обучающихся понимание красоты произведений искусства; воспитывать любовь к Родине.
Формируемые УУД:
предметные – понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за Россию;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные – формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Направление – коррекционно-развивающее.
Группа – 8 класс.
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, групповая технология.
Основные знания: первая половина XIX века – развитие «золотого века» русской культуры: живопись, архитектура,
литература, музыка.
Основные термины и понятия: портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.
Оборудование и материалы: ПК учителя, мультимедиа проектор, экран, презентация.
Межпредметные связи: география, русский язык, чтение.
Планируемые результаты:
Личностные – самореализация учащихся на уроке;
Межпредметные – закрепление коммуникативных и регулятивных навыков;
Предметные – усвоение предметного материала.

Ход урока:
Вводная часть Приветствие, настрой на работу.
Уточнение пространственно-временных представлений.
–Ребята, какая сегодня дата? Какой день недели?
Рефлексия.
–Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению (на столах лежат смайлики с улыбками и грустные, дети показывают смайлики своего настроения). Обучающиеся воспитанники отвечают на вопросы.
Поднимают смайлики.
Актуализация знаний. Новая тема Учитель:(Слайд 2). В первой половине XIX века было два крупнейших события:
Отечественная война 1812 года.
Восстание декабристов в 1825 году.
Эти события сильно повлияли на развитие русской культуры. У писателей, поэтов, художников появился интерес к истории Отечества.
Тема урока: «Золотой век» русской культуры(слайд 3) Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Изучение нового материала План записан на доске (слайд 4).
Живопись.
Архитектура.
Литература.
Музыка.
Во время рассказа обращаюсь к творчеству художника (слайд 5).
Работа с текстом учебника:
В котором рассказывается о художнике. (Слайд 6)
Как звали художника?
Чем творчество В.А. Тропинина отличается от творчества других художников.
Какие картины написаны В.А. Тропининым? («Кружевница», «Пряха», «Гитарист»). (Слайд 7).
Разбор иллюстраций. Словарная работа: портрет.
Рассказ о творчестве Г.А. Венецианова (учитель). (Слайд 8-9).
Венецианов-пейзажист: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».
Словарная работа: пейзаж.
Работа над 2-м пунктом плана: архитектура. (Слайды 10-12)
Демонстрация фото храма Христа Спасителя (до восстановления). (Слайды 13).
Вопросы к классу:
В честь какого события построен храм Христа Спасителя?
На чьи деньги построили храм?
Какая участь постигла храм?
Кто разработал проект храма?
Демонстрация фотоснимка храма Христа Спасителя. (Слайд 14).
Работа над пунктом 3-м: литература. (Слайд 16)
Назовите поэтов и писателей первой половины XIX века. (Слайд 17).
4-й пункт плана работы на уроке: (слайд 18-19)музыка: Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор.
Словарная работа: опера, скрипка.
Какая тема интересовала М.И. Глинку?
Чему посвятил М.И. Глинка оперу «Иван Сусанин». Учащиеся рассматривают картины, слушают учителя.
Один учащийся читает, другие дают ответы на вопросы.
Учащиеся называют произведения.
Учащиеся делают в тетради записи о творчестве Венецианова.
В тексте находят ответы.
Ответы находят в учебнике.
Итог урока Рефлексия:
–Ребята, понравился вам сегодняшний урок? А презентация к уроку? Посмотрите на карточки на доске (вывешиваются карточки «На уроке мне понравилось…», «На уроке я узнал нового…»), прочитайте, что на них написано. Дополните выражения на доске.
Дети поочередно дополняют представленные выражения на доске, при этом учитель побуждает детей к полным ответам на поставленные вопросы.