Конспект занятия по коррекции недостатков развития речи Разделительный мягкий знак


Логопедическое занятие по коррекции нарушения развития речи. 5 класс.
Тема: «Разделительный Ь»
Цель:
формировать  умение  различать  на слух  мягкий  знак как  показатель  мягкости  и  как разделительный  мягкий   знак;
развивать навык употребления на письме разделительного мягкого знака;
закрепить навыки обозначения раздельного звучания согласного и гласного с помощью буквы «мягкий знак»
развивать орфографическую зоркость;
совершенствовать навыки словообразования: закреплять умение учащихся образовывать притяжательные прилагательные
закрепить  навыки   практического  употребления   в  речи  притяжательных  прилагательных;
развивать  слуховую  память  и  слуховое  восприятие;
совершенствовать навык согласования существительных с притяжательными прилагательными в роде, числе.
расширить  словарный  запас  по  теме:  «Дикие животные»;
развивать  общую и мелкую  моторику;
воспитывать  любовь  к  животному  миру,  к   родной  природе.
 
Оборудование: аромалампа, аудио запись со звуками леса, картины  с  изображением  леса,  животных и их жилищ, схемы слов, индивидуальные зеркала, тетради, ручки, цветные карандаши. Раздаточный  материал:  сосновые шишки, слова, разрезанные на буквы, тексты для  чтения.
Ход.
Организационный момент.
-- Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам предлагаю отправиться на прогулку, но не настоящую, а виртуальную, а вот куда, вы сейчас сами скажете. У меня есть волшебный бочонок с запахами. Чем пахнет? (Лесом). Да, мы отправляемся в лес! Стихотворение «Что такое лес?»
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый,
И родник с живой,
Ключевой водой. (Выставляется картинка леса).
-- Ну, что хотите в лес? А чтобы запах леса был с нами, мы зажжем волшебную лампу (аромолампа с запахом леса).
II. Основная часть.
Игра «Много чего?» с мячом.
-- В лесу много чего? (деревьев, травы, животных…), а еще много шишек.
Массаж пальцев рук шишками. «У сосны, у пихты, ёлки»
Артикуляционная гимнастика.
--Мы отправляемся в лес с радостью? (Да.) Покажите улыбку.
Упражнение «улыбка».
-- Мы увидели там не обыкновенную березу! Покажите удивление.
Упражнение «трубочка».
-- В лесу живут хищные животные. Покажите как они скалят зубы.
Упражнение «оскал».
-- В нашем лесу не живет слон, но мы знаем, что у него есть хобот.
Упражнение «хоботок».
-- Чтобы быстрей добраться до леса и не навредить природе, мы отправимся на лошадке.
Упражнение «лошадка».
-- В лесу очень много грибов.
Упражнение «грибок».
-- Мы очень, что попали в лес! Поиграем на гармошке.
Упражнение «гармошка».
Сообщение темы занятия.
-- И так, мы в лесу! Что мы слышим? (включить звуки леса), (Звуки). Правильно, мы слышим звуки – шелест листвы, пение птиц, треск сучьев. А где можно еще услышать звуки? (В речи людей, в русском языке, казахском, английском).
-- Речь людей состоит из звуков. Каких? (гласных и согласных звуков)
-- Как обозначаются звуки речи на письме? (Буквами)
-- Назовите мне буквы русского языка, которые не обозначают звуков (Ъ и Ь знаки)
- Зачем они нужны если не обозначают звука? (Смягчать согласные и разделять согласные с гласными)
- Сегодня на нашей прогулке мы вспомним животных , которые живут в лесу, их жилище, а так же закрепим знания по русскому языку – будем тренироваться в правильном написании слов с разделительным Ь знаком.
Фонематические процессы.
а) назови животное на заданный звук:
[м’] – медведь
[л’] – лось …
б) назови по счету звук в слове (первый. третий и т. п.):
- волк, лиса, ёж, медведь, лось, крот, бобёр, олень, кабан, заяц, барсук, белка Звуковой анализ и синтез.
а) подбери слово к схеме (звуковые схемы к словам лось, ёж медведь и т. д.);
б) из букв составь слово: (для каждой пары детей буквы разного шрифта, ребёнок должен найти буквы своего шрифта и составить из них слово – название животного ) - У кого слово начинается на твердый согласный? на мягкий?Разделительный мягкий знак. Работа в тетрадях.
а) в словах (образование притяжательных прилагательных) --назови одним словом :рога оленя (оленьи), лапа барсука (барсучья), хитрости лисы (лисьи), следы зайца (заячьи), тропа кабана (кабанья). б) в словосочетаниях («Чье жилище?») – составь словосочетание.
Белка – дупло (беличье дупло), волк – логово (волчье логово) и т. д. в) «4-ый лишний»:
На доске словосочетания. Как можно назвать одним словом? Что лишнее? Почему?
Волчья ягода, заячья капуста, верблюжья колючка (растение пустыни), медвежьи ушки.
Физминутка. «Изобрази животное».
Работа с предложением. Фразеологизм.
Медвежья услуга—помощь, от которой стало только хуже;
-- неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
Оказать медвежью услугу—навредить.
Работа с текстом. По вариантам «Бобры», «Барсуки».
--Найти в тексте слова с разделительным Ь (устно).
--Краткий пересказ.
Бобры.
Бобр – очень интересный зверь. Только он умеет строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы и валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Прочная, искусно сложенная из веток, зацементированная речным илом, бобровая плотина не боится даже бурного половодья. Вот плотина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой лесной пруд – и посреди пруда выросла бобровая хижина.
Перезимуют бобры, а к весне появятся у них маленькие бобрята. К осени зверьки подрастут, и тогда вся трудолюбивая семья вместе подправляет свою плотину, ремонтирует жильё и устраивает новые запасы веток. И на лесном ручье поднимается ещё одна плотина, появляется ещё одна хатка, уходят в лес глубокие каналы.
Мех бобра очень ценен, он тёплый, красивый, прочный и не боится воды.
Барсуки.
Барсук хозяйственный и чистоплотный, он следит не только за порядком в своём доме, но и за своей внешностью. Выросшие дети покидают мать, но селятся неподалёку. Так и получаются целые барсучьи «городки».
В огромных барсучьих «городках» поселяются иногда те, кому лень самим рыть норы – енотовидные собаки и лисы.
Лисье семейство все сплошь неряхи, да и шумные очень. Барсук терпит такое шумное и грязное соседство, жалко ему свой дом бросать, попробуй-ка заново вырыть такие хоромы. Тогда лиса пускается на хитрости. Ведь, как известно, нет в лесу зверя хитрее лисы.
Днём барсук спит в норе, а ночью выходит покормиться. Для еды барсуку всё сгодится. В сырых местах они ловят лягушек. Ещё разрывают мышиные норы и вытаскивают мышат. На большее эти неторопливые звери не рассчитывают – куда уж барсукам с их неповоротливостью угнаться за добычей. Питаются барсуки ещё птичьими яйцами, насекомыми, червями, улитками, грибами, ягодами, орехами, травой, корешками. А ещё барсуки – сладкоежки. Найдут пчелиное или шмелиное гнездо и поедают, смачно чавкая, мёд вместе с сотами. Жала разъярённых хозяев мёда барсуку не страшны – защитой ему служит густой мех, толстая кожа и толстый слой жира.
Барсуки любят играть, кувыркаться, прыгать по-лягушачьи и совсем по-детски озорничают и балуются. К сожаленью, барсук стал настолько редким животным, что был занесён в Красную книгу. А всё из-за дорогого целебного жира барсука, которым с незапамятных времён лечили людей и животных.
III. Итог занятия.